Психологическое и физическое здоровье студентов (на примере Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:55, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы. Поэтому сегодня проблема здоровья студентов особенно актуальна, так как сохранение здоровья данной категории, улучшая их репродуктивное здоровье, это будет способствовать повышению уровня состояния популяционного здоровья.
Цель работы: исследовать психические и физические факторы здоровья студентов медицинского колледжа.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования здоровья в психологии 5
1.1 Здоровье как предмет исследования психологии 5
1.1.1 Физическое здоровье 9
1.1.2 Психологическое здоровье 13
1.2 Критерии оценки физического и психологического здоровья в современной психологии 16
1.3 Факторы, оказывающие влияние на здоровье 24
1.4 Проблема исследования состояния здоровья студентов 27
2 Эмпирическое исследование здоровья студентов Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж» 31
2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования 31
2.2 Описание методик для исследования здоровья студентов 31
2.3 Характеристика выборки и процедуры эмпирического исследования 35
2.4 Анализ результатов эмпирического исследования и интерпретация полученных данных 38
2.4.1 Исследование физического здоровья 38
2.4.2 Результаты исследования психологического здоровья 45
2.5 Статистическая проверка гипотез 50
Заключение 53
Список литературы 55

Вложенные файлы: 1 файл

0829752_D8A95_psihologicheskoe_i_fizicheskoe_zdorove_studentov_medicinskog.docx

— 326.54 Кб (Скачать файл)

 

Критическое значение для  n1= 27, n2 = 23 Uкр = {225 (p ≤ 0,01), Uкр = {190 (p ≤ 0,05)51. Чем меньше значения U, тем достоверность различий выше.

Как видно из вычислений U критерия Манна-Уитни, существуют значимые различия в адаптационном потенциале у студентов 1 и 4 курса. У студентов 4 курса выше напряжение механизмов адаптации, требующие значительных энергетических затрат с использованием резервных возможностей организма, что приводит в конечном итоге к формированию специальной функциональной системы адаптации и, обеспечивающей конкретную деятельность человека. Это свидетельствует о том, что у студентов 4 курса уровень адаптации умеренно снижен. Это проявляется тем, что вегетативная нервная система находится в состоянии напряжения, энергетическое обеспечение организма в пределах нормы, психо-эмоциональная активность снижена, присутствуют признаки утомления. Состояние здоровья не соответствует норме.

Итак, к окончанию обучение уровень  адаптационного потенциала снижается, значит дополнительная гипотеза подтвердилась.

Заключение

Здоровье как целостный  социально-психологический феномен  является критерием и показателем  качества не только самой личности или социальной группы, к которой  она принадлежит, но и современного образования.

Обучение в профессиональном учебном заведении требует большого напряжения функциональных систем организма. Адаптационные механизмы в этом возрасте продолжают формироваться, поэтому интенсивная умственная деятельность и высокое нервно-эмоциональное напряжение сопровождаются активизацией всех функциональных систем организма, что может привести к перегрузке вегетативной и эндокринной систем, высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы и, как следствие, привести к возникновению психосоматических заболеваний.

В работе было проведено теоретическое  исследование проблемы физического  и психологического здоровья.

Физическое здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических; физических; биохимических; биологических и др.

Психологическое здоровье личности зависит от личностных качеств человека. Особую роль в сохранении здоровья играет адаптация (равновесие) к физической и общественной среде.

Критериями физического  здоровья в данной работе являются экскурсия грудной клетки (ЭКГ), сила кисти (СК), физическая работоспособность (ФР), индекс физического состояния человека (ИФС), адаптационный потенциал (АП), индекс массы тела (ИМТ). Критериями психологического здоровья являются самочувствие, активность, настроение, реактивная и личностная тревожность.

Проведенные исследования показали, что существует связь между адаптационным потенциалом и самочувствием, экскурсией грудной клетки и настроением, индексом массы тела и настроением. Итак, на состояние здоровья косвенно оказывают влияние уровень адаптационного потенциала, экскурсия грудной клетки и индекс массы тела.

Также исследования показали, что у студентов к 4 курсу повышается напряжение механизмов адаптации. Это может быть связано с несколькими факторами: предстоящие выпускные экзамены, сложная учебная программа, нарушение принципов здорового образа жизни и др.

Итак, обе гипотезы нашли  свое подтверждение. Факторы психологического здоровья связаны с факторами физического здоровья. Здоровье студентов 4 курса имеют отличие от здоровья студентов 1 курса.

 

 

Список литературы

 

  1. Алонсо А.А. Здоровье как адаптация с социально– психологической точки зрения [Электронный ресурс] /URL: http://www.ncbi.nlm. nih.gov/pubmed/4095588
  2. Амосов Н. М. Преодоление старости. М.: «Будь здоров!», 1996. – 190 с.
  3. Ананьев В.А Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. – СПб.:Речь,2007.– 320 с.
  4. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб.: Питер, 2003. – С. 15. 148 с.
  5. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. – С. 21. 384 с.
  6. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. ­ Ростов­на­Дону: Феникс, 2000. – 437 с.
  7. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. – М.: Медицина, 1990. – 192 с.
  8. Баевский Р.М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации //Вестник АМН СССР. ­ 1989. ­ № 8. С. 40.
  9. Бутова О.А., Агаджанян Н.А., Батурин В.А., Твердякова Л.В. Морфо­функциональная оценка состояния здоровья подростков // Физиология человека. ­ 1998. ­ Том 24, № 3. С. 20­22.
  10. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.
  11. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. – СПб.: Изд– во СПбГУ, 1999. 1023 с.
  12. Дмитриева Н.Б. Психология здоровья личности: Учебное пособие для студентов. / Н.Б. Дмитриева. – Казань, 2010. – 61 с .
  13. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – С. 181. – 607 с.
  14. Ильин Е.П. Дифференцированная психология (учебник нового века). – СПб.: Питер, 2001. – 247 с.
  15. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. – М.: ВНИИМИ. – 1988. – 69 с.
  16. Кобляков В.П. Этическое сознание. – Л.: ЛГУ, 1979. – 223 с.
  17. Ковалёв А.Г., Мясинцев В.Н. Психологические особенности человека. – М.Речь, 1990 – 201с.
  18. Красненков ВЛ., Дербенев Д.П., Козлова Т.Д. Некоторые вопросы изучения образа жизни и отношения к своему здоровью. //Здравоохранение РФ. 1986. № 1. С. 7 – 10.
  19. Лавлинская Л.И. Состояние здоровья студентов– медиков /Л.И. Лавлинская, И.С. Саидюсупова // Вестник ВГТУ.– Воронеж, 2007. – Т.3, № 1. – С. 170– 174.
  20. Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология.– 2– е и перераб. и доп.– М.: Медицина, 1984.– 272 с.

Линдеманн X. Аутогенная тренировка: Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. Пер. с нем. А. Р. Арутюнова. – 2– е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 133 с., ил. – (Физкультура и здоровье).

  1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для ВУЗов. М.: ГЭОТАР– МЕД, 2002. – 520с.
  2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта // Теория и практика физич. культуры. ­ 1997. ­ № 6. С. 39­41.
  3. Мейес С., Элдерен Т. Ван. Психология здоровья и стресс // Психология: комплексный подход. Минск, 2002 – С.588– 622
  4. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
  5. Панкратов В.Н. Саморегуляция психологического здоровья: Практическое руководство. – М., Изд– во Института Психотерапии, 2001.– 352 с.
  6. Положий Б.С. Психологическое здоровье как отражение социального состояния общества / Б.С. Положий // Обозрение психиатрии и мед. психологии. – 1998. – № 4. – С. 6– 11.
  7. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4– е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с. – (Руководство практического психолога)
  8. Психологическое здоровье: усиление борьбы с психическими расстройствами [Электронный ресурс]/Официальный сайт Всемирной организации здоровья/ Информационный бюллетень №220, сентябрь 2010 г. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs220/ru/index.html
  9. Психология здоровья: новое научное направление // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – С. 28– 30. – 607 с. – (Учебник для вузов).
  10. Психология:Учебник./Под ред. А.А.Крылова. – 2– е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007. – 752 с
  11. Саидюсупова И.С. Вопросы взаимосвязи состояния здоровья студентов– медиков и образа жизни: математический анализ корреляционной зависимости) /И.С. Саидюсупова // Вестник ВГТУ.– Воронеж, 2007. – Т.3, № 7. – С. 65– 70.
  12. Секач М.Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы.– М: Академический Проект, 2003. – 192 с. – («Gaudeamus»)
  13. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И.Слободчиков, А.В.Шувалов // Вопросы психологии. – 2001.– №4.– С. 91– 105. С. 92.
  14. Тихомирова Л.Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей.– Учебно– методическое пособие.– Ярославль: ИПК РО, 2000.– 112с.
  15. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М., 2003.
  16. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. – Новосибирск: Наука, 1989. – 136 с.
  17. Щедрина А.Г<span c

Информация о работе Психологическое и физическое здоровье студентов (на примере Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж»)