Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:55, дипломная работа
Актуальность темы. Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы. Поэтому сегодня проблема здоровья студентов особенно актуальна, так как сохранение здоровья данной категории, улучшая их репродуктивное здоровье, это будет способствовать повышению уровня состояния популяционного здоровья.
Цель работы: исследовать психические и физические факторы здоровья студентов медицинского колледжа.
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования здоровья в психологии 5
1.1 Здоровье как предмет исследования психологии 5
1.1.1 Физическое здоровье 9
1.1.2 Психологическое здоровье 13
1.2 Критерии оценки физического и психологического здоровья в современной психологии 16
1.3 Факторы, оказывающие влияние на здоровье 24
1.4 Проблема исследования состояния здоровья студентов 27
2 Эмпирическое исследование здоровья студентов Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж» 31
2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования 31
2.2 Описание методик для исследования здоровья студентов 31
2.3 Характеристика выборки и процедуры эмпирического исследования 35
2.4 Анализ результатов эмпирического исследования и интерпретация полученных данных 38
2.4.1 Исследование физического здоровья 38
2.4.2 Результаты исследования психологического здоровья 45
2.5 Статистическая проверка гипотез 50
Заключение 53
Список литературы 55
Критическое значение для n1= 27, n2 = 23 Uкр = {225 (p ≤ 0,01), Uкр = {190 (p ≤ 0,05)51. Чем меньше значения U, тем достоверность различий выше.
Как видно из вычислений U критерия Манна-Уитни, существуют значимые различия в адаптационном потенциале у студентов 1 и 4 курса. У студентов 4 курса выше напряжение механизмов адаптации, требующие значительных энергетических затрат с использованием резервных возможностей организма, что приводит в конечном итоге к формированию специальной функциональной системы адаптации и, обеспечивающей конкретную деятельность человека. Это свидетельствует о том, что у студентов 4 курса уровень адаптации умеренно снижен. Это проявляется тем, что вегетативная нервная система находится в состоянии напряжения, энергетическое обеспечение организма в пределах нормы, психо-эмоциональная активность снижена, присутствуют признаки утомления. Состояние здоровья не соответствует норме.
Итак, к окончанию обучение уровень адаптационного потенциала снижается, значит дополнительная гипотеза подтвердилась.
Здоровье как целостный
социально-психологический
Обучение в профессиональном учебном заведении требует большого напряжения функциональных систем организма. Адаптационные механизмы в этом возрасте продолжают формироваться, поэтому интенсивная умственная деятельность и высокое нервно-эмоциональное напряжение сопровождаются активизацией всех функциональных систем организма, что может привести к перегрузке вегетативной и эндокринной систем, высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы и, как следствие, привести к возникновению психосоматических заболеваний.
В работе было проведено теоретическое исследование проблемы физического и психологического здоровья.
Физическое здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических; физических; биохимических; биологических и др.
Психологическое здоровье личности зависит от личностных качеств человека. Особую роль в сохранении здоровья играет адаптация (равновесие) к физической и общественной среде.
Критериями физического здоровья в данной работе являются экскурсия грудной клетки (ЭКГ), сила кисти (СК), физическая работоспособность (ФР), индекс физического состояния человека (ИФС), адаптационный потенциал (АП), индекс массы тела (ИМТ). Критериями психологического здоровья являются самочувствие, активность, настроение, реактивная и личностная тревожность.
Проведенные исследования показали, что существует связь между адаптационным потенциалом и самочувствием, экскурсией грудной клетки и настроением, индексом массы тела и настроением. Итак, на состояние здоровья косвенно оказывают влияние уровень адаптационного потенциала, экскурсия грудной клетки и индекс массы тела.
Также исследования показали, что у студентов к 4 курсу повышается напряжение механизмов адаптации. Это может быть связано с несколькими факторами: предстоящие выпускные экзамены, сложная учебная программа, нарушение принципов здорового образа жизни и др.
Итак, обе гипотезы нашли свое подтверждение. Факторы психологического здоровья связаны с факторами физического здоровья. Здоровье студентов 4 курса имеют отличие от здоровья студентов 1 курса.
Линдеманн X. Аутогенная тренировка: Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. Пер. с нем. А. Р. Арутюнова. – 2– е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 133 с., ил. – (Физкультура и здоровье).