Психологическое и физическое здоровье студентов (на примере Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:55, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы. Поэтому сегодня проблема здоровья студентов особенно актуальна, так как сохранение здоровья данной категории, улучшая их репродуктивное здоровье, это будет способствовать повышению уровня состояния популяционного здоровья.
Цель работы: исследовать психические и физические факторы здоровья студентов медицинского колледжа.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования здоровья в психологии 5
1.1 Здоровье как предмет исследования психологии 5
1.1.1 Физическое здоровье 9
1.1.2 Психологическое здоровье 13
1.2 Критерии оценки физического и психологического здоровья в современной психологии 16
1.3 Факторы, оказывающие влияние на здоровье 24
1.4 Проблема исследования состояния здоровья студентов 27
2 Эмпирическое исследование здоровья студентов Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж» 31
2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования 31
2.2 Описание методик для исследования здоровья студентов 31
2.3 Характеристика выборки и процедуры эмпирического исследования 35
2.4 Анализ результатов эмпирического исследования и интерпретация полученных данных 38
2.4.1 Исследование физического здоровья 38
2.4.2 Результаты исследования психологического здоровья 45
2.5 Статистическая проверка гипотез 50
Заключение 53
Список литературы 55

Вложенные файлы: 1 файл

0829752_D8A95_psihologicheskoe_i_fizicheskoe_zdorove_studentov_medicinskog.docx

— 326.54 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 8 - Результаты индекса физического состояния

Уровень ИФС

Вся выборка

1 курс

4 курс

Кол–во

%

Кол–во

%

Кол–во

%

низкий

0

0

0

0

0

0

ниже  среднего

2

4

2

7

0

0

средний

25

50

9

33

16

70

выше  среднего

21

42

14

52

7

30

высокий

2

4

2

7

0

0


 

По показателям индекса  физического состояния никого нет  у студентов медицинского колледжаа; уровень ниже среднего у 2 студентов с 1 курса; средний уровень у 25 человек, из них 9 с 1 курса и 16 с 4 курса; уровень выше среднего у 21 человека, из них 14 с 1 курса, 7 с 4 курса; высокий уровень у 4 студентов, по 2 с 1и 4 курсов. Сравнительная гистограмма в процентах уровней физического состояния студентов 1 и 4 курса представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Сравнительная гистограмма уровней физического состояния студентов 1 и 4 курса, в процентах

 

Среди студентов 1 курса больше людей с уровнем физического состояния ниже и выше среднего и высоким, а среди студентов 4 курса больше людей со средним уровнем физического состояния.

По определению И. И. Брехмана, здоровье представляет собой способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. Иными словами, здоровье можно рассматривать как степень выраженности адаптационных (приспособительных) реакций, обусловленных развитием функциональных резервов организма. Р. М. Баевским предложена методика оценки так называемого адаптационного потенциала (АП), отражающего возможности организма к адаптации. Если и результате адаптации организм исчерпал свои резервные возможности, то адаптационный механизм нарушается, и появляются устойчивые патологические изменения. Вычисления адаптационного потенциала по Р.М. Баевскому (коэффициент здоровья) представлены в таблице 9.

Таблица 9 - Результаты адаптационного потенциала

Уровень АП

Вся выборка

1 курс

4 курс

Кол–во

%

Кол–во

%

Кол–во

%

Удовлетворительная  адаптация

36

72

26

96

10

43

Напряжение  механизмов адаптации

14

28

1

4

13

57


 

Удовлетворительной адаптацией обладают 36 человек, из них 26 с 1 курса  и 10 с 4 курса. Напряжение механизмов адаптации  у 14 человек, из них 1 с 1 курса и 13 с 4 курса. Неудовлетворительной адаптации и срыва адаптации нет ни у кого. Как видно, на 1 курсе больше людей с удовлетворительной адаптацией, а на 4 курсе с напряжением механизмов адаптации.

2.4.2 Результаты  исследования психологического здоровья

Результаты самооценки состояния  студентов методикой САН представлены в приложении В. Результаты исследования показали, что оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. Это свидетельствует об отсутствии усталости у студентов медицинского колледжаа. Анализ полученных результатов представлен в таблице 10.

 

 

Таблица 10 –  Анализ результатов исследования методикой САН

Самочувствие

Уровень самочувствия

Вся выборка

1 курс

4 курс

Кол–во

%

Кол–во

%

Кол–во

%

низкий

4

8

3

11

1

4

средний

17

34

12

44

5

22

высокий

29

58

12

44

17

74

Активность

низкий

5

10

4

15

1

4

средний

28

56

16

59

12

52

высокий

17

34

7

26

10

43

Настроение

низкий

3

6

2

7

1

4

средний

11

22

8

30

3

13

высокий

36

72

17

63

19

83


 

Низкий уровень самочувствия у 4 студентов, из них 3 с 1 курса и 1 с 4 курса; оценивают свое самочувствие как среднее 17 человек, из них 12 студенты 1 курса и 5 человек с 4 курса; высоко оценивают свое самочувствие 29 человек, из них 12 студенты 1 курса и 17 студенты 4 курса.

Низкий уровень активности у 5 студентов, из них 4 с 1 курса и 1 с 4 курса; активность среднего уровня у 28 человек, из них 16 студенты 1 курса  и 12 человек с 4 курса; высоко оценивают  свою активность 17 человек, из них 7 студентов 1 курса и 10 студентов 4 курса.

Низкий уровень настроения у 3 студентов, из них 2 с 1 курса и 1 с 4 курса; оценивают свое настроение как среднее 11 человек, из них 8 студентов 1 курса и 3 студента с 4 курса; высоко оценивают свое настроение 36 человек, из них 17 студентов 1 курса и 19 студентов 4 курса.

Итак, у большинства студентов  высокий уровень самочувствия, средний  уровень активности и высокий  уровень настроения. Сравнительная гистограмма уровней самочувствия, активности и настроения студентов 1 и 4 курса представлена на рисунке 5.

   

Рисунок 5 – Сравнительная гистограмма уровней самочувствия, активности и настроения студентов 1 и 4 курса, в процентах

 

Как видно, студенты 4 курса  выше оценивают свое самочувствие, активность и настроение, по сравнению со студентами 1 курса.

 

 

 

Результата исследования тревожности методикой «Шкала личностной и реактивной тревожности Спилбергера (C. D. Spielberger), адаптированная Ю. Л. Ханиным» представлены в приложении Г. Анализ результатов исследования тревожности студентов медицинского колледжаа представлены в таблице 11.

Таблица 11 – Анализ результатов исследования тревожности

Реактивная  тревожность

Уровень реактивной тревожности

Вся выборка

1 курс

4 курс

Кол–во

%

Кол–во

%

Кол–во

%

низкий

0

0

0

0

0

0

средний

41

82

23

85

18

78

высокий

9

18

4

15

5

22

Личностная  тревожность

Уровень личностной тревожности

Вся выборка

1 курс

4 курс

Кол–во

%

Кол–во

%

Кол–во

%

низкий

0

0

0

0

0

0

средний

16

32

8

30

8

35

высокий

34

68

19

70

15

65


Итак, низкого уровня реактивной тревожности нет ни у кого; средний у 41 человека, из которых 23 студенты 1 курса и 18 студенты 4 курса; высокий у 9 человек, из которых 4 студента 1 курса и 5 с 4 курса.

Низкого уровня личностной тревожности, нет ни у кого; средний у 16 человек, из которых 8 студенты 1 курса и 8 студенты 4 курса; высокий у 34 человек, из которых 19 студентов 1 курса и 15человек с 4 курса.

Как видно, большинство студентов  обладают средним уровнем реактивной тревожности, которая является состоянием в данный момент времени и характеризуется беспокойством, напряжением, нервозностью в конкретный момент или интервал времени, и высоким уровнем личностной тревожности, которая является чертой личности и свидетельствует об устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги. Сравнительная гистограмма уровней тревожности студентов 1 и 4 курса представлена на рисунке 6.

Реактивная  тревожность                       Личностная тревожность

    

Рисунок 5 – Сравнительная гистограмма уровней реактивной и личностной тревожности студентов 1 и 4 курса, в процентах

 

Итак, среди студентов 4 курса больше людей с высокой реактивной тревожностью, а среди студентов 1 курса больше людей со средним уровнем реактивной тревожности. Среди студентов 4 курса больше людей со средним уровнем личностной тревожности, а среди студентов 1 курса больше людей с высоким уровнем личностной тревожности.

По результатам исследования можно сказать, что большинство  студентов обладают удовлетворительным уровнем физического и психологического здоровья.

Анализ результатов показал, что существуют отличия физического  и психологического здоровья у студентов 1 и 4 курса:

  • среди студентов 1 курса больше тех, у кого низкий уровень экскурсии грудной  клетки, а на 4 курсе есть студенты обладающие высокой экскурсией грудной клетки;
  • на 1 курсе больше студентов с низким уровнем силы кисти, на 1 курсе студенты со средним и высоким уровнем силы кисти отсутствуют, а на 4 курсе есть студенты со средним и высоким уровнем силы кисти;
  • на 1 курсе больше студентов с низкой работоспособностью, а на 4 курсе больше с работоспособностью ниже среднего уровня, студентов со средним и выше среднего уровнями физической работоспособности больше на 1 курсе, а на 4 курсе  больше студентов с высоким уровнем работоспособности;
  • среди студентов 1 курса больше людей с уровнем физического состояния ниже и выше среднего и высоким, а среди студентов 4 курса больше людей со средним уровнем физического состояния;
  • на 1 курсе больше людей с удовлетворительной адаптацией, а на 4 курсе с напряжением механизмов адаптации;
  • студенты 4 курса выше оценивают свое самочувствие, активность и настроение, по сравнению со студентами 1 курса;
  • среди студентов 4 курса больше людей с высокой реактивной тревожностью, а среди студентов 1 курса больше людей со средним уровнем реактивной тревожности;
  • среди студентов 4 курса больше людей со средним уровнем личностной тревожности, а среди студентов 1 курса больше людей с высоким уровнем личностной тревожности.

2.5 Статистическая  проверка гипотез

Основная гипотеза предполагает наличие связи между физическим и психическим здоровьем. Критериями физического здоровья в данной работе являются экскурсия грудной клетки (ЭКГ), сила кисти (СК), физическая работоспособность (ФР), индекс физического состояния человека (ИФС), адаптационный потенциал (АП), индекс массы тела (ИМТ). Критериями психологического здоровья являются самочувствие, активность, настроение, реактивная и личностная тревожность. Для проверки основной гипотезы был применен метод ранговой корреляции Ч. Спирмена48. Вычисление коэффициента Rs Ч. Спирмена представлены в таблице 12.

Таблица 12 - Вычисления коэффициента Ч. Спирмена

 

Критерии  физического здоровья

Критерии  психологического здоровья

 

ЭКГ

СК

ФР

ИФС

АП

ИМТ

Самочувствие 

0,234

0,226

0,1

-0.07

0,285

0,165

Активность

0,067

0,073

0,099

0, 064

0,248

0,361

Настроение

0,295

0,014

0,043

-0,04

0, 259

0,274

Реактивная  тревожность

-0,13

-0,09

-0,25

0,047

-0,01

0,01

Личностная  тревожность

-0,07

0,045

-0,19

0,06

-0,04

0,027


 

Критические значения Rs для первой выборки при N=50 Rкр = {0,35 (p ≤ 0,01), Rкр = {0,27 (p ≤ 0,05)49. Как видно, существует связь между:

  • адаптационным потенциалом и самочувствием;
  • экскурсией грудной клетки и настроением;
  • индексом массы тела и настроением.

Вычисления коэффициента ранговой корреляции показало, что:

  • чем выше адаптационный потенциал, который отражает возможности организма к адаптации, тем выше уровень самочувствия;
  • чем больше экскурсия грудной клетки, то есть чем больше разница в обхвате груди на вдохе и на выдохе, тем выше уровень настроения;
  • чем выше индекс массы тела, тем выше уровень настроения.

Для проверки дополнительной гипотезы о том, что уровень здоровья студентов на разных курсах различен, было решено проверить отличие здоровья студентов первых и последних курсов.  Для этого был использован метод U критерия Манна-Уитни, который является мощным методом для оценки различий по уровню выраженности какого-либо признака для двух независимых (несвязных) выборок50. Описание критерия представлено в приложении Ж. В таблице 13 представлены результаты вычисления критерия.

Таблица 13 - Вычисление U критерия Манна-Уитни

Критерии  оценки

Uэмп

экскурсия грудной клетки (ЭКГ)

275,5

сила кисти (СК)

248

физическая работоспособность (ФР)

227

индекс физического состояния  человека (ИФС)

231

адаптационный потенциал (АП)

174

индекс массы тела (ИМТ)

418

Самочувствие 

459

Активность

449

Настроение

420

Реактивная тревожность

407

Личностная тревожность

404

Информация о работе Психологическое и физическое здоровье студентов (на примере Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж»)