Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:55, дипломная работа
Актуальность темы. Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы. Поэтому сегодня проблема здоровья студентов особенно актуальна, так как сохранение здоровья данной категории, улучшая их репродуктивное здоровье, это будет способствовать повышению уровня состояния популяционного здоровья.
Цель работы: исследовать психические и физические факторы здоровья студентов медицинского колледжа.
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования здоровья в психологии 5
1.1 Здоровье как предмет исследования психологии 5
1.1.1 Физическое здоровье 9
1.1.2 Психологическое здоровье 13
1.2 Критерии оценки физического и психологического здоровья в современной психологии 16
1.3 Факторы, оказывающие влияние на здоровье 24
1.4 Проблема исследования состояния здоровья студентов 27
2 Эмпирическое исследование здоровья студентов Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж» 31
2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования 31
2.2 Описание методик для исследования здоровья студентов 31
2.3 Характеристика выборки и процедуры эмпирического исследования 35
2.4 Анализ результатов эмпирического исследования и интерпретация полученных данных 38
2.4.1 Исследование физического здоровья 38
2.4.2 Результаты исследования психологического здоровья 45
2.5 Статистическая проверка гипотез 50
Заключение 53
Список литературы 55
Как видно из таблицы, во всей выборке 2 юноши имеют рост до 170 см, из них 1 человек с 1 курса и 1 человек с 4 курса; 6 юношей имеют рост от 171 см до 180 см, из них 2 человека с 1 курса и 4 человека с 4 курса; 2 человека имеют рост выше 181 см все с 1 курса.
Во всей выборке среди юношей 2 человека имеют вес до 50 кг, из них 1 человек с 1 курса и 1 человек с 4 курса; 2 юноши имеют вес от 51 до 60 кг, все с 1 курса; 5 юношей имеют вес от 61 до 70 кг, из них 1 человек с 1 курса и 4 человека с 4 курса; вес больше 70 кг у 1 студента 1 курса.
Анализ результатов
Таблица 2 – Результаты антропометрических исследований девушек
Рост, кг |
Вся выборка |
1 курс |
4 курс |
Вес, кг |
Вся выборка |
1 курс |
4 курс | |||||||
Кол–во |
% |
Кол–во |
% |
Кол–во |
% |
Кол–во |
% |
Кол–во |
% |
Кол–во |
% | |||
до 150 |
2 |
4 |
2 |
7 |
0 |
0 |
до 50 |
8 |
16 |
7 |
26 |
1 |
4 | |
151–160 |
8 |
16 |
4 |
15 |
4 |
17 |
50–60 |
13 |
26 |
7 |
26 |
6 |
26 | |
161–170 |
25 |
50 |
14 |
52 |
11 |
48 |
61–70 |
14 |
28 |
6 |
22 |
8 |
35 | |
выше 170 |
5 |
10 |
2 |
7 |
3 |
13 |
больше 70 |
5 |
10 |
2 |
7 |
3 |
13 |
Среди девушек во всей выборке 2 человека имеют рост до 150 см, все с 1 курса; 8 человек имеют рост от 151 см до 160 см, из них 4 человека с 1 курса и 4 человек с 4 курса; 25 человек имеют рост от 161 см до 170 см, из них 14 с 1 курса и 11 с 4 курса; рост выше 170 см имеют 5 человек, из них 2 человека с 1 курса и 3 человека с 4 курса.
Среди девушек во всей выборке 8 человек имеют вес меньше 50 кг, из них 7 с 1 курса и 1 с 4 курса; 13 человек имеют вес от 51 кг до 60 кг, из них 7 человек с 1 курса и 6 человек с 4 курса; 14 человек имеют вес от 61 кг до 70 кг, из них 6 человек с 1 курса и 8 человек с 4 курса; вес выше 70 кг имеют 5 девушек, из них 2 человека с 1 курса и 3 человека с 4 курса.
Итак, рост большинства юношей от 171 см до 180 см, а девушек от 161 см до 170 см; вес большинства юношей 61 кг до 70 кг, а девушек от 50 до 70 кг. Как видно в среднем рост девушек на10 см ниже роста юношей.
По результатам проведенных
антропометрических исследований (измерение
роста, веса, артериального давления,
окружности грудной клетки, динамометрии)
были произведены несколько
Развитие органов дыхания можно по показателю экскурсии грудной клетки (ЭКГ). Экскурсия грудной клетки – это процент отношения разницы между величинами окружностей на вдохе и выдохе к окружности груди в спокойном состоянии. ЭКГ оценивается по увеличению окружности грудной клетки (ОКГ) при максимальном вдохе после глубокого выдоха.
Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 – 9 см – средним, а если 10 см и более – высоким. Анализ результатов экскурсии грудной клетки студентов медицинского колледжа представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты экскурсии грудной клетки
Результат |
Вся выборка |
1 курс |
4 курс | |||
Кол–во |
% |
Кол–во |
% |
Кол–во |
Кол–во | |
низкий |
9 |
18 |
8 |
30 |
1 |
4 |
норма |
39 |
78 |
19 |
70 |
20 |
87 |
высокий |
2 |
4 |
0 |
0 |
2 |
9 |
Во всей выборке у 9 человек низкий уровень экскурсии грудной клетки, из них 8студентов 1 курса и 1 студент 4 курса. У 39 человек уровень экскурсии грудной клетки в норме, из них 19 человек с 1 курса и 20 человек с 4 курса. Высокий уровень экскурсии грудной клетки у 2 человек с 4 курса. Сравнительная гистограмма в процентах уровней экскурсии грудной клетки студентов 1 и 4 курса представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Сравнительная гистограмма уровней экскурсии грудной клетки студентов 1 и 4 курса, в процентах
Как видно по гистограмме, большинство студентов имеют нормальный уровень экскурсии грудной клетки, среди студентов 1 курса больше тех, у кого низкий уровень экскурсии грудной клетки, а на 4 курсе есть студенты обладающие высокой экскурсией грудной клетки.
Одним из показателей физического развития организма служит сила мышц. В настоящее время чаще всего пользуются определением силы мышц кисти (кистевая сила), которые являются суммарными показателями силы мышц, участвующих в осуществлении движения определенного типа. Интенсивность развития мышечной силы зависит от возраста и от пола. Средними величинами считаются следующие: сила кисти мужчин (70–75)% веса, женщин – (50–60)%. Сила кисти – это величина мышечной силы кисти отнесенная к весу тела. Измеряется в процентах. Анализ результатов силы кисти студентов медицинского колледжа представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты силы кисти
Результат |
Вся выборка |
1 курс |
4 курс | |||
Кол–во |
% |
Кол–во |
% |
Кол–во |
Кол–во | |
низкий |
46 |
92 |
27 |
100 |
19 |
83 |
средний |
3 |
6 |
0 |
0 |
3 |
13 |
высокий |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
4 |
Во всей выборке у 46 человек низкий уровень силы кисти, из них 27 студентов 1 курса и 19 студентов 4 курса. У 3 человек уровень силы кисти в норме, все они с 4 курса. Высокий уровень силы кисти у 1 человека с 4 курса. Сравнительная гистограмма в процентах уровней силы кисти студентов 1 и 4 курса представлена на рисунке 3.
Рисунок 2 – Сравнительная гистограмма уровней силы кисти студентов 1 и 4 курса, в процентах
Итак, на 1 курсе больше студентов с низким уровнем силы кисти, на 1 курсе студенты со средним и высоким уровнем силы кисти отсутствуют, а на 4 курсе есть студенты со средним и высоким уровнем силы кисти. Повышение силы кисти на 4 курсе может происходить по причине занятий спортом на базе колледжа.
По показаниям силы кисти можно косвенно судить о слабой физической подготовленности студентов, а следовательно и о повышенной утомляемости и слабой адаптивности.
Диагностика функциональных
резервов человека осуществляется с
помощью нагрузочных
Критериями для оценки пробы Мартине является характер реакции артериального давления на нагрузки. Анализ результатов характера реакций по пробе Мартине представлен в таблице 5.
Таблица 5 – Характер реакции артериального давления на нагрузки
Типы реакций |
Вся выборка |
1 курс |
4 курс | |||
Кол–во |
% |
Кол–во |
% |
Кол–во |
% | |
Нормотомический |
42 |
84 |
24 |
89 |
18 |
78 |
Гипертонический |
6 |
12 |
3 |
11 |
3 |
13 |
Дистонический |
2 |
4 |
0 |
0 |
2 |
9 |
Нормотонический тип реакции наряду с учащением пульса характеризуется отчетливым повышением систолического давления (не более 150 % от исходного); диастолическое давление не меняется или слегка понижается; пульсовое давление увеличивается у 42 человек, из них 24 студента 1 курса и 18 студентов 4 курса.
Гипертонический тип реакции характеризуется более выраженным, чем при нормотонической реакции, учащением пульса, а главное – резким подъемом систолического (более 160 – 180 % от исходного) или диастолического (более чем на 10 мм рт. ст.) давления у 6 человек, по 3 студента с каждого курса.
Дистонический тип реакции характеризуется появлением феномена «бесконечного тона» (тоны Короткова прослушиваются при снижении давления в манжете до «0»), что свидетельствует об астенизации организма (переутомление, перетренировка и т.п.) у 2 человек с 4 курса.
Подсчет пульса при проведении
пробы Мартине позволяет
Таблица 6 – Результаты вычисления коэффициентов коэффициента физической работоспособности
Уровень ФР |
Вся выборка |
1 курс |
4 курс | |||
Кол–во |
% |
Кол–во |
% |
Кол–во |
% | |
низкий |
17 |
34 |
12 |
44 |
5 |
22 |
ниже среднего |
16 |
32 |
6 |
22 |
10 |
43 |
средний |
8 |
16 |
5 |
19 |
3 |
13 |
выше среднего |
7 |
14 |
4 |
15 |
3 |
13 |
высокий |
2 |
4 |
0 |
0 |
2 |
9 |
Низкий уровень физической работоспособности у 17 человек, из них 12 человек с 1 курса и 5 человек с 4 курса; уровень физической работоспособности ниже среднего у 16 студентов, из них 6 человек с 1 курса и 10 человек с 4 курса; средний уровень физической работоспособности у 8 студентов, из них 5 человек с 1 курса и 3 человека с 4 курса; уровень физической работоспособности выше среднего у 7 студентов, из них 4 человека с 1 курса и 3 человека с 4 курса; высокий уровень у 2 студентов с 4 курса. Сравнительная гистограмма в процентах уровней физической работоспособности студентов 1 и 4 курса представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Сравнительная гистограмма уровней физической работоспособности студентов 1 и 4 курса, в процентах
Итак, на 1 курсе больше студентов с низкой работоспособностью, а на 4 курсе больше с работоспособностью ниже среднего уровня, студентов со средним и выше среднего уровнями физической работоспособности больше на 1 курсе, а на 4 курсе больше студентов с высоким уровнем работоспособности.
Одним из показателей здоровья человека является масса тела. Для оценки соответствия массы тела росту используется индекс Кетле (I) или индекс массы тела (ИМТ). Результаты индекса Кетле для студентов медицинского колледжаа представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Результаты вычисления индекса Кетле
Уровень ИМТ |
Вся выборка |
1 курс |
4 курс | |||
Кол–во |
% |
Кол–во |
% |
Кол–во |
% | |
Выраженный дефицит массы |
2 |
4 |
2 |
7 |
0 |
0 |
Недостаточная (дефицит) масса тела |
6 |
12 |
5 |
19 |
1 |
4 |
Норма |
39 |
78 |
19 |
70 |
20 |
87 |
Избыточная масса тела (предожирение) |
3 |
6 |
1 |
4 |
2 |
9 |
Среди студентов выраженный дефицит массы теля имеют 2 человека с 1 курса; недостаточная масса тела у 6 человек, из них 5 с 1 курса и 1 с 4 курса; нормальную массу тела имеют 39 человек, из них 19 с 1 курса и 20 с 4 курса; избыточная масса тела у 3 студентов, из них 1 с 1 курса и 2 с 4 курса. Как видно, большинство студентов имеют нормальную массу тела.
Еще одним показателем физического здоровья является индекс физического состояния человека (ИФС), который отражает наличие взаимосвязи между физиологическими показателями, которые исследуются в состоянии покоя, и уровнем максимальной физической работоспособности. Для вычисления ИФС используется формула для прогноза физического состояния (Е.А. Пирогова), которая учитывает массу и длину тела, ЧСС и артериальное давление в покое. Результаты ИФС студентов медицинского колледжаа представлены в таблице 8.