Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:56, контрольная работа
Целью нашего исследования является изучение структуры и динамики изменений в психическом развитии ребенка дошкольного возраста (4-6 лет).
В процессе исследования нами были выдвинуты такие задачи:
1. изучить особенности личностного развития детей дошкольного возраста;
2. проанализировать развитие познавательных процессов у детей 3-6 лет;
3. определить механизмы формирования и развития речи у дошкольников;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Личностное развитие детей дошкольного возраста. 10
1.2. Развитие познавательных процессов у детей 3-6 лет. 15
1.3. Развитие речи у дошкольников. 22
1.4. Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника. 28
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика психологических изменений в развитии ребенка 4-6 лет. 35
2.2. Результаты и анализ исследования. 39
2.3. Рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-6 ЛЕТ
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность проблемы исследования: Для социальной возрастной и педагогической психологии особый интерес представляет проблема перехода ребенка с одного возрастного этапа на другой. Важность социальной ситуации развития для понимания сущности процесса перехода отмечалась многими психологами (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.), при этом уделялось большое внимание, как вопросам интеллектуального развития детей, так и развития детской личности. Однако представляется весьма актуальным исследовать не только особенности познавательного и личностного развития ребенка, но и готовность ребенка дошкольника к обучению [35, стр. 3].
В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие [16].
Важнейшей особенностью дошкольного возраста, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой – память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в этом возрасте.
Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью – в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Существенным показателем развития ребенка является овладения знаниями, представления об окружающем мире. Так же социальное развитие ребенка, кот характеризуется освоением детьми норм и правил поведения, взаимодействия ребенка с другими детьми.
Немаловажной характеристикой является развитие двигательной сферы ребенка. Она проявляется в том, что движения ребенка выражают его эмоциональные состояния, его переживания относительно различных событий.
Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми [16].
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Совpеменное начальное обучение пpедъявляет высокие тpебования к дошкольной подготовке детей. Hасыщенность учебных пpогpамм и высокий темп пpохождения матеpиала тpебуют, чтобы pебенок, поступающий в школу, уже владел элементаpными фоpмами учебной деятельности, знаниями и умениями, котоpые pаньше относились к собственно школьному обучению, имел высокий уpовень психического, социального и физиологического pазвития.
Вместе с тем, начало школьного обучения – это закономеpный этап в психическом pазвитии pебенка, каждый дошкольник, достигнув опpеделенного возpаста, становится школьником. Поэтому подготовка к систематическому школьному обучению должна стать одной из основных задач всех специалистов, занимающихся обучением и воспитанием детей дошкольного возpаста, главной целью учебно-воспитательной pаботы детских дошкольных учpеждений [12, стр. 38].
Таким обpазом, несфоpмиpованность учебной деятельности у детей, поступающих в школу, является одной из пpичин тpудностей в их обучении. Фоpмиpование готовности детей к учебной деятельности - одна из важнейших задач системы дошкольного обpазования.
Дpугой пpичиной тpудностей
в обучении пеpвоклассников, имеющих
ноpмальный уpовень
Степень научной разработанности: Психическому развитию дошкольников были посвящены работы известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.
Проблемы дошкольного развития и воспитания рассмотрены в исследованиях Жарикбаева К. Б., Шерьяздановой Х., Каримовой Р.Б., Мовкебаевой З.А., Асылхановой М.А. и др. психологов и педагогов.
Исследования психолого-педагогического характера, касающиеся развития личности на начальных этапах ее становления послужили труды таких ученых как Л.А.Венгер, Н.Е.Веракса, Л.С.Выготский, В.Г.Горецкий, Л.А.Григорович, А.Н.Давидчук, Т.Н.Доронова, О.М.Дьяченко, А.З.Зак, А.В.Запорожец, А.И.Иванов, Т.С.Комарова, С.Л.Новоселова, Л.А.Парамонова, Н.Н.Поддъяков, И.В.Смолярчук, С.М.Чурбанова, С.Г.Якобсон и др.
Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.М. Пышкало, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. Важное значение в этих работах придается изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.
Известно, что психологическая подготовленность к школе обеспечивает быстрое включение ребенка в учебный процесс, становление у него ведущей для младшего школьного возраста учебной деятельности; овладение основали наук (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин). Неподготовленный ребенок, напротив, испытывает значительные трудности (М.И. Волокитина, Л.С. Славина).
Целью нашего исследования является изучение структуры и динамики изменений в психическом развитии ребенка дошкольного возраста (4-6 лет).
В процессе исследования нами были выдвинуты такие задачи:
1. изучить особенности личностного развития детей дошкольного возраста;
2. проанализировать развитие
познавательных процессов у
3. определить механизмы формирования и развития речи у дошкольников;
4. проанализировать роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника;
5. провести диагностическое исследование психологических изменений в развитии ребенка 4-6 лет;
6. дать рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе.
Объект исследования: психическое развитие детей на границе младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: качественные изменения в развитии детей на границе младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста.
Нами была выдвинута общая гипотеза: от младшего дошкольного возраста к старшему дошкольному возрасту, который отличается ярким проявлением произвольности, ростом самосознания, глубокими личностными изменениями, происходит дальнейшая перестройка системной организации психических процессов; на фоне созревания нервной системы продолжает осуществляться специфическая для данного возраста интеграция и дифференциация психических процессов.
Производная от общей частная гипотеза сводится к следующему предположению – психологическая готовность дошкольников к обучению в школе формируется только к 6–7 годам, обеспечивая переход ребенка к позиции школьника, а своевременная диагностика позволяет выявить индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе.
Методы исследования:
1) изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
2) анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, психодиагностике, коррекционной работе;
3) беседы, наблюдения, опрос;
4) диагностические методы – методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс, мотивационная готовность к обучению в школе (по Т.Д. Марцинковской).
Научная новизна: в исследовании показаны особенности психических состояний дошкольников. Для детей этого возрастного периода характерны эмоциональные и деятельностные состояния, а также состояния общения и пр., их изменения обусловлены характером деятельности ребенка и степенью ее овладения.
На всем протяжении дошкольного возраста состояния в большей степени связаны с восприятием, памятью, а в возрастные периоды 3-4 и 6-7 лет состояния коррелирует с самооценкой, тревожностью и самоконтролем.
Выделены познавательные процессы и формирование речи в реиод дошкольного детства. Установлено, что в ходе онтогенеза, по мере накопления опыта взаимодействия ребенка с другими детьми, игра в дошкольном возрасте становится главным способом познания мира.
Обнаружены закономерности изменений во взаимоотношениях между психическими состояниями, процессами и свойствами на разных возрастных ступенях дошкольного возраста. Обнаруженные зависимости определяются кризисами, переживаемыми детьми в этих возрастных периодах, а также зависят от развития личности ребенка (становление нравственных качеств старших дошкольников).
Теоретическая и практическая значимость. Изучение и психологическое развитие ребёнка имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного отношения к учебе и школе.
Теоретическое значение
своей работы мы видим в том, что
в исследовании предпринята попытка
рассмотреть психологическую
Значимость работы определяется также возможностью использовать основные результаты работы в учебном процессе, при подготовке специализированных лекционных курсов и на практических занятиях по психологии, психодиагностике, возрастной психологии, педагогике и др., а также в профессиональной подготовке специалистов ДОУ и учителей начальных классов.
Практическая значимость результатов исследования:
- составлен комплекс диагностических методик для определения уровня психологической готовности к школе у дошкольников;
- предложены психологические методики, позволяющие развить готовность детей дошкольного возраста;
- разработаны рекомендации, направленные на изучение психологической готовности ребенка к школе.
- полученные в ходе
эмпирического исследования
- результаты исследования можно использовать в учебном процессе, студентами, воспитателями, психологами и социальными педагогами учебных учреждений и детских садиков для оказания психологической помощи дошкольникам.
Выявлена возможность применения комплекса использованных методик для изучения психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
База и этапы исследования: эксперимент проходил на базе детского садика 135 г. Москвы. В эксперименте принимало участие 5 детей дошкольного возраста. Из них 3 девочки и 2 мальчика. Возраст ребят 4-6 лет.
Объем и структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы, включающего 55 наименований и приложения.
Под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве [1, стр.28]. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходя они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, раз личным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые продуктивные, бытовые).
Информация о работе Психологическое развитие детей дошкольного возраста 4-6 лет