Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 08:51, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет. Объект исследования: агрессивное поведение подростков 15-16 лет. Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет. Гипотеза: уровень агрессивного поведения подростка изменится при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.
Содержание
Введение………………………………………...…………………....………… 3 Глава 1 Коррекция агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема 1.1. Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе……………………………………….………………………...................... 5 1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков….…. 11 1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………………. 19 Глава 2 Исследование агрессивного поведения подростков 15-16 лет 2.1. Этапы, методы и методики исследования………….……………….…... 32 2.2. Характеристика выборки и анализ результата исследования…………. 42 Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения 3.1. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков…………………………...……………….………………….. 50 3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…..…. 55 3.3. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………….. 67 Заключение.………………………………………………….………………… 73 Библиографический список.…………
Глава 3 Опытно-экспериментальное
исследование психолого-педагогической
коррекции агрессивного поведения
3.1. Программа психолого-педагогической
коррекции агрессивного поведения
подростков
По мнению Жмурова В.А., важно
выработать новые модели поведения, которые
бы позволили человеку жить правильно,
не совершая ошибок. Серьёзные проблемы
в межличностном взаимодействии возникают
у индивида, который не умеет общаться
в обычной жизни без помощи агрессивных
всплесков. Ведь агрессия – это форма
поведения, нацеленного на оскорбление
или причинение вреда другому живому существу,
не желающему подобного обращения [23, с.
24]. Из этого следует, что агрессия — это
модель поведения, а не эмоция или мотив.
Такие люди, как правило, выходят из ситуации
с потерями, нервными срывами и даже заболеваниями.
Часто эти люди даже могут и не осознавать
границы всевозможных последствий, в которых
выход на позитивные моменты может вообще
исключаться. Что может ждать в будущем
таких людей: неудачи, непонимание, одиночество.
Это представить, возможно. Но из всех
живущих людей на нашей планете, которые
обладают данным качеством, есть и такие,
которые хорошо осознают негативные моменты
таких поступков, но, к сожалению, не могут
с этим ничего поделать. Испытывая затруднения,
они боятся обратиться к окружающим за
помощью. Да и часто точно к кому, они и
не предполагают. Поэтому посредством
нашей программы, мы попытаемся создать
необходимые условия для работы с агрессией
нуждающимся в её преодолении, да и может
быть со временем, осознающим всю тяжесть
негативных последствий людей [46]. Ведь только в тренинговой
группе, чувствуя себя принятым, человек
пользуется полным доверием и не боится
доверять другим сам. Группа - это реальный
мир в миниатюре. В ней существуют те же,
что и в жизни проблемы межличностных
отношений, поведения, принятия решений
и т.д. Тем не менее от реального мира эта
искусственно созданная лаборатория отличается
тем, что в тренинговой группе каждый может
быть и экспериментатором и предметом
эксперимента. Здесь возможно решение
задач, которые неразрешимы в реальной
жизни [43, c. 334].
Во время занятий каждый участник
окружён вниманием и заботой, проявляет
искреннюю заинтересованность к людям,
помогает им и рассчитывает на их помощь.
Он может активно экспериментировать
различные стили общения, усваивать и
отрабатывать совершенно иные, не свойственные
ему ранее стили поведения, ощущая при
этом психологический комфорт и защищённость.
А главное - это интенсивная подготовка
личности к более активной и полноценной
жизни в обществе.
Цель групповых занятий: коррекция
агрессивного поведения через формирование
и закрепление социально приемлемых способов
удовлетворения собственных потребностей
во взаимодействии с окружающими.
Задачи групповых занятий:
- расширение информации
о собственной личности, осознание
своих потребностей, анализ и
оценка собственного поведения;
- отреагирование негативных
эмоций и обучения приемам
регулирование своего эмоционального
состояния;
- обучение альтернативным
способам поведения, внутреннего
самоконтроля и сдерживания негативных
импульсов в ситуации, провоцирующих
агрессию;
- формирование положительных
установок в общении со сверстниками.
Разработанная программа рассчитана
на участников в возрасте от 15 до 17-18 лет,
состоящая из 12 занятий, каждое из которых
занимает около 1,5-2 часов требуемого для
проведения времени. Программу рекомендуется
проводить 2 раза в неделю. Наиболее оптимальный
по численному составу является группа
из 5-7 человек. Эффективность деятельности
такой группы определяется не только приемлемой
«плотностью» взаимодействия между участниками
групповых заниятий, но и возможностью
руководителя контролировать и управлять
действиями участников, осуществлять
индивидуальный подход к каждому участнику
в процессе групповой работы.
Основной формой работы избран
социально-психологический тренинг как
один из методов активного обучения и
психологического воздействия, осуществляемого
в процессе интенсивного группового взаимодействия
и направленного на повышение компетентности
в сфере общения, в котором общий принцип
активности обучаемого дополняется принципом
рефлексии над собственным поведением
и поведением других участников группы
[43, с. 338].
В процессе групповой работы
развиваются техники самопознания: анализ,
обратная связь, рефлексия.
Профессиональные качество
ведущего: ведущий должен иметь психологическое
образование, опыт проведения тренинговых
групп (желательно), опыт работы в тренинговых
группах в качестве участника (обязательно).
Правила проведения: предпочтительное
использование для работы просторный
кабинет.
Программа групповых занятий
«модификация агрессивного поведения»
делится на три основных этапа.
На первом этапе происходит
знакомство участников группы; расширении
информации о собственной личности и проблеме
агрессивного поведения; осознание и оценка
своего поведения и его последствий, как
для самого участника, так и для окружающих
его людей
Второй этап предполагает
совместный поиск и обучение альтернативным
способом поведения и эмоционального
реагирования в ситуациях, провоцирующих
агрессию.
На третьем этапе осуществляется
закрепление социально приемлемых способов
удовлетворения собственных потребностей
во взаимодействии с окружающими; происходит
осознание расширения собственных возможностей
в социальной жизни в связи с отказом от
агрессивного поведения.
На протяжении всех групповых
занятий осуществляется формирование
положительных установок в общении со
сверстниками через развитие способности
к эмпатическому пониманию, принятию индивидуальности
других, переоценку негативных эмоций
по отношению к другим людям.
Данная программа опирается
на ряд принципов:
1. Принцип добровольного участия
в работе;
2. Принцип «я – высказываний»;
3. Принцип «не перебивать,
когда говорит другой»;
4. Принцип толерантности
по отношению к другим членам
группы;
5. Принцип симпатии в
участии – участник должен
чувствовать себя в полной безопасности;
6. Принцип конфиденциальности.
Занятия имеют чёткую структуру,
состоящие из нескольких взаимосвязанных
частей, а именно:
1. Ритуал приветствия
позволяет сплачивать участников,
создавать атмосферу группового
доверия и принятия.
2. Разминка – воздействие
на эмоциональное состояние участников,
уровень их активности. Разминка
выполняет важную функцию настройки
на продуктивную групповую деятельность.
3. Основное содержание
занятия – совокупность функциональных
упражнений и техник.
4. Рефлексия занятия
предполагает участниками две
оценки занятия: эмоциональную (понравилось
- не понравилось) и смысловую (почему
это важно для каждого конкретно,
зачем и чему мы научились,
что запомнилось больше всего).
Цель: продолжить знакомство
с участниками. Создать положительную
мотивацию к предстоящим занятиям. Закрепить
навыки самоанализа, способность к более
глубокому самораскрытию, которое ведёт
к изменению себя.
Упражнения № 1. «Счёт до десяти»
[36, с. 87].
Цель: осуществлять эмоциональный
разогрев.
Упражнения № 2. «Каков я человек?»
[11, с. 101].
Цель: предоставление возможности
исследования своего характера, способности
к самопознанию.
Упражнения № 3. «Мой портрет
в лучах солнца» [25, с. 25].
Цель: актуализация знаний
о себе.
Упражнения № 4. «Ловим комаров»
[36, c. 75].
Цель: осуществить эмоциональную
разгрузку.
Занятие № 4. «Агрессивность»
Цель: осознание и оценка собственного
нежелательного поведения и его влияния
на окружающих людей.
Упражнение № 1. «Передай иначе»
[14, c. 109].
Цель: осуществить эмоциональный
разогрев участников и настроить их на
предстоящую работу.
Упражнение № 2. Работа с «сердитым
журналом» [50, c. 52].
Цель: осознание и оценка собственного
агрессивного поведения, его основных
проявлений, целей и последствий.
Упражнение № 3. «Глаза в глаза»
[9, c. 85].
Цель: формирование способности
к эмпатическому пониманию и принятию
индивидуальности других.
Упражнение № 4. «Фигура» [20,
c. 42].
Цель: эмоциональная разрядка,
развитие способности к взаимопониманию,
формирование групповой сплоченности.
Занятие № 6. «Калейдоскоп
чувств»
Цель: отреагирование негативных
эмоций и обучение приемам регулирования
эмоционального состояния.
Упражнение № 1. «Калейдоскоп»
[24, c. 250].
Цель: эмоциональный разогрев,
осознание внутренних и внешних проявлений
эмоциональных переживаний.
Упражнение 2. «Мой гнев» [12,
c. 224].
Цель: вывести участников на
осознаваемый уровень проявления своего
гнева, показать его природу и особенности;
способствует отреагирование негативных
эмоций.
Упражнение №3. «Я рисую свой
гнев» [56, с. 58].
Цель: выявление индивидуальных
особенностей собственного гнева, отреагирование
негативных эмоций.
Упражнение №4. Дыхательная
гимнастика [49, с. 157].
Цель: продемонстрировать
эффективность техники снятие напряжения,
регуляция собственного эмоционального
состояния.
Данная программа состоит
их модифицированных упражнений, основой
для которых стали работы таких психологов,
как А. С. Прутченков, Д. У. Джоферсон, Е.
К. Малютова и Г. Б. Манина, Е. В. Ессенакис,
С. В. Гиппиус, О. Н. Истратова, А. Гревцов,
М. Р. Битянова, К. Фопель, И. В. Вачков.
Таким образом, реализация
программы «модификация агрессивного
поведения», позволит нам осуществить
обучение навыкам самопознания агрессивного
состояния, развитие представления о собственной
ценности, уверенности в собственных силах,
а также способности наиболее успешно
реализовать себя в поведении и взаимодействии.
Это всё необходимо для того, чтобы, обеспечить
участников средствами, позволяющими
ему наиболее эффективно вступать в различные
виды отношений, решая встающие перед
ними каждодневные задачи.
3.2. Анализ результатов
опытно-экспериментального исследования
После формирующего эксперимента
психолого-педагогической коррекции агрессивного
поведения подростков 15-16 лет на базе 11
«А» класса МОУ СОШ №2 г. Копейска у пяти
учеников с повышенной агрессией была
проведена контрольная диагностика.
Контрольная диагностика показала,
изменение в поведение испытуемых и их
результаты по диагностикам показали,
что агрессия стала контролироваться
детьми, и они научились сдерживаться.
Психолого-педагогическая
коррекция с пятью отобранными
испытуемыми с высоким уровнем
агрессивности привела к весьма успешным
сдвигам в поведении подростков, к снижению
уровня раздражения, негативизма, обиды,
подозрительности, так в оценках косвенной,
вербальной и физической агрессиях.
Они выработали навыки общения,
позволяющие снять обиду, чувства вины;
проверили на практике модели своего поведения;
осознали временную перспективу жизни,
свои возможности, способности, интересы
в целях саморазвития и самовоспитания;
приобрели умение противостоять внешнему
социальному и психологическому давлению;
развили чувства благодарности, эмпатии,
толерантности, ценности другого человека
и самого себя.
Завершив экспериментальную
работу, была проведена повторная диагностика,
которая показала следующие результаты.
Результаты диагностики
по доминирующим индексам агрессии и враждебности
отображены на рисунке 5 (см. Приложение
4, таблица 6).
Рисунок 5 - Результаты исследования по
диагностики состояния агрессии А.
Басса – А. Дарки
На рисунке 5 изображены 3 уровня
показателей доминирующих индексов агрессии
и враждебности.
По диаграмме видно, что у трех
испытуемых (60%), у которых был ярко выражено
высокая враждебность, теперь у них враждебность
в норме. Индекс враждебности, который
характеризуется реакцией на негативные
чувства и негативные оценки людей и событий.
В то время как у двух оставшихся испытуемых
индеек враждебности остался на высоком
уровне, но по сравнению с констатирующим
экспериментом, то в формирующем эксперименте
видна тенденция по снижения значений
по таким шкалам как обида и подозрительность.
Так же следует заметить, что у уровня
враждебности нет низкого показателя.
Индекс агрессии характеризуется
как тенденция к деструктивным межличностным
отношениям. Агрессия имеет различную
степень выраженности. И как видно по диаграмме
уровень по индексу агрессии у всех участников
формирующего эксперимента 100% уровень
нормы.
Результаты диагностики по
выраженности видов агрессивного проявления
у учащихся 11 класса изображены на рисунке
6 (см. Приложение 4, таблица 7).
Рисунок 6 - Результаты исследования по
диагностики состояния агрессии А.
Басса – А. Дарки
На рисунке 6 изображена диаграмма
показателей видов агрессии, которая характерна
для опрошенных респондентов в формирующем
эксперименте.
По результатам формирующего
эксперимента виды агрессии, можно судить
о том, что один (20%) из пяти испытуемых
остался, склонен к физической агрессии,
но у респондента было выявлено, что у
него явное снижения данного уровня. У
оставшихся 4 респондентов (80%) снизился
уровень физической агрессии до нормы.
Низких показателей по данному уровню
нет.
По второй шкале, косвенная
агрессия, которая скрывается или не осознается
самим субъектом, осталась на высоком
уровне у двух (40%) респондентов. У троих
оставшихся человек (60%) - средний уровень
агрессии, а низкого уровня косвенной
агрессии нет.
Третья шкала, шакала вербальной
агрессии, ругани, оскорбления осталась
характерна у двух (40%) опрошенных подростков.
У троих опрошенных (60%) опрошенных имеют
средний уровень вербальной агрессии,
и низкого уровня нет.
Четвертая шкала, шкала раздражительности.
К раздражению после формирующего эксперимента
не склоны все пять человек (100%), их раздражительность
стала в норме.
По пятой шкале негативизма,
который выражается в стремлении к противодействию
всякому внешнему влиянию остались характерны
три испытуемых (60%). Оставшиеся два (40%)
респондента имеют среднюю выраженность
негативизма. Низкого уровня по данной
шкале нет.