Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности проявления тревожности младших школьников.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1. Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3. Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4. Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29
Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2. Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43
Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58
Выводы по главе III…………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………..70
Список литературы………………………………………………….72

Вложенные файлы: 1 файл

1Квалификационная работа 9.06.13.doc

— 3.29 Мб (Скачать файл)

Упражнение:

1. Игра «Крепость» (две команды по желанию):

- каждая команда строит крепость. Одна команда штурмует, другая защищает. Основное оружие - надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.

2. Игра «Щит и мяч»:

- психолог держит щит, дети бьют об него мячами.

3. Релаксация по программе «Северный полюс».

4. «Прощание»:

- дети прощаются, прикоснувшись, друг к другу коленками.

Занятие № 4. Тема занятия: «Я и мое тело» (продолжение).

Цель: преодоление замкнутости, пассивности, скованности, выход эмоционального напряжения, агрессии - дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.

Упражнения:

1. Игра «Эхо»:

- тот, кто сидит с права от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши «Ва-ся», а все дружно повторяют, затем прохлопывает Васина соседка справа и т.п.

2. Разминка. Упражнения типа:

- как прыгают наши ноги;

- как хлопают наши руки;

- «крадущиеся тигры»;

- «старинные часы с маятником»;

- «сломанный клоун».

Занятие № 5. Тема занятия: «Я и мои эмоции».

Цель: уточнить модели выражения основных эмоций, тренировка умений точного понимания эмоционально-психологического состояния партнера.

Упражнения:    

1. Приветствие «Здравствуйте, я пришел».

2. Разминка «Прорыв круга»:

- дети стоят в кругу,  одному ребенку надо попасть  в круг (разбежаться и прорвать  круг). Если не получается, то уговоры  или хитрость.

3. Упражнение «Беседа»:

- дети сидят за столом. Перед каждым конверт с пиктограммами  - карточками, на которых с помощью  простых знаков изображены разные  эмоции. Дети вспоминают и рассказывают  об эмоциональных состояниях  человека.

4. Мимическая гимнастика:

- детям предлагается изобразить эмоциональное состояние, проговорить его снять рукой и стряхнуть.

5. Программа аутотренинга  «Отдых на пляже».

6. Упражнение «Как  повысить себе настроение»: 

- это может быть  рассказ небылиц или «мешок  со смехом».

7. Этюд «Улови чувства другого»:

- двое детей встают лицом друг к другу на расстоянии 1,5-2 метра и идут навстречу пока хочется. Если взялись за руки - это выражение доверия. Проговорить чувства.

8. Прощание ладошками.

Занятие № 6. Тема занятия: «Я и мои эмоции» (продолжение).

Цель: самовыражение ребенка  в условиях группы. Эмоциональное сближение детей. Поддержка в реализации индивидуальных замыслов. Невербальное выражение переживаний и мыслей. Снятие напряжения осознание детьми своего эмоционального состояния.

Упражнения:    

1. Приветствие глазами

2. Этюд «Встреча с другом»:

- психолог, рассказывает  историю о том, как два мальчика  были дружны. Но однажды родители  одного мальчика поехали на  юг и взяли с собой. Целый  месяц его друг был в городе  один. Скучно без друга. Но однажды он пошел гулять и увидел вернувшегося друга. Как же обрадовались они друг другу. Дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: улыбка, объятия, эмоции радости.

3. Этюды М. Чистяковой:

- «Заколдованный ребенок»;

- «Конкурс незнайки»;

- «Собака на охоте»;

- «Что там происходит»;

- «Очень худой ребенок».

4. Упражнение «Художественная галерея»:

- на столе лежит большой лист бумаги и краски. Дети по очереди реализуют свои замыслы общей картины. Каждый «художник» рисует то, что хочет. Дети дают общее название картины и обсуждают. Важность принципа сохранения индивидуального, в общем, раскрывается в разговоре с детьми. 

5. Домашнее задание:

- нарисовать разные эмоциональные состояния.

6. Прощание:

- возьмемся за руки  и улыбнемся друг другу.

Занятие № 7. Тема занятия: «Я и мой язык».

Цель: Знакомства с невербальными средствами обращения.

Упражнения:

1. Приветствие.

2. Упражнение «Изобрази сказку»:

- одна группа рассказывает сюжет, а другая изображает. Психологу можно задать канву.

3. Игра «Передай по кругу».

4. Беседа «Может ли человек общаться без слов?»

5. «Зеркало». Релаксационное упражнение под музыку.

6. Упражнение «Расскажи по фотографии»:

- психолог показывает  фотографии детей с разными  эмоциями. Дети отгадывают, затем  сами передают это эмоциональное  состояние и рассказывают словами  о нем;

- прощание: молча, глядя  в глаза друг другу.

Занятие № 8. Тема занятия: «Я и мой язык» (продолжение).

Цель: продолжать знакомить с невербальными средствами общения, упражнять в умении передавать и понимать жесты, мимику, чувства. Тренинг умения вести разговор.

Упражнения:

1. Приветствие «Поздороваемся друг с другом и с солнышком».

2. Разминка «Цветик - цветик»:

- каждый ребенок выбирает лепесток. Психолог подписывает его именем ребенка и выкладывает «Цветик-разноцветик».

3. Упражнение «Речь»:

- играем в древних людей. Все делаем молча, так как не знаем языка. Что получается? Непонимание. Давайте придумаем звуки, слова, что бы можно было общаться.

4. Этюд «Тигр и тигрята»:

- шагаем за добычей, за мамой тигрицей с пятки на носок;

- массаж пятки (воля);

- медленно поднимаем «лапы» вверх и выпускаем когти. Кто вылез вперед тигрицы получает шлепок;

- подкравшись к цели, прыгаем и кричим «Ха!».

5. Упражнение «Общение древних людей»:

- их язык нам не  понятен: «тюлимали», «крыгли-вак», и т.д. 

6. Этюд «Спина к спине»:

- дети парами становятся спина к спине и общаются словами (хочется повернуться);

- сидящий и стоящий один на стуле, другой перед стулом (общение с высока);

- один говорит, другой отворачивается (неприятно);

- один спрашивает (как настроение, что любишь?), а сам то отходит, то отходит или начинает что-то (невнимание).

7. Упражнение «Расскажи стихи руками»:

- взять любое ритмичное  стихотворение и изображать руками.

8. Прощание - каждый прощается со всеми по-своему, но без слов.

Занятие № 9. Тема занятия: «Я и мои страхи».

Цель: осознание и отреагирование страхов, напряжений. Активизация жизненных сил детей. Перестройка отношений.

Упражнения:

1. Приветствие «Передача клубочка».

2. Этюд «Робкий ребенок».

3. Этюд «Смелый ребенок».

4. Беседа «Кто кого или что боится».

5. Рисование на тему: «Кого или чего боюсь я».

6. Этюд «Я так устал».

Занятие № 10. Тема занятия: «Я и мои страхи».

Цель: снижение эмоционального напряжения, страхов, воспитание уверенности в себе.

Упражнения:

1. Приветствие.

2. Игры в кляксы.

3. Этюд «Гроза».

4. Этюд «Ночные страхи».

5. Рисование ночных страхов и сжигание их.

6. Ауторелаксация «Сон  на берегу моря».

7. Игра «Кораблик».

8. Упражнение «Маленький  скульптор».

9. Домашнее задание:  придумать рассказ на тему: «Я  люблю когда…», «Когда мне  плохо…».

10. Прощание ладошками.

Занятие № 11. Тема занятия: «Я и Я».

Цель: усиление внимания ребенка к самому себе, своим чувствам и переживаниям, тренинг уверенности к себе.  Знакомство с понятием «характер», «черты характера».

Упражнения:

1. Разминка.

Этюд «Морская фигура».

2. Упражнение «Слушаем  тишину»:

- психолог предлагает сесть удобно, послушать внимательно, что происходит на улице, в коридоре, в кругу, где мы сидим, внутри себе. Рефлексия: кто что услышал?

3. Упражнение «Кто я?»:

- предложить детям  нарисовать портрет посредством  образов предметов, животных.

4. Упражнение «Самый лучший» - ролевой тренинг уверенности в себе:

- психолог показывает хрустальный шарик и говорит о том, что он волшебный и может поведать, что будет впереди;

- использовать коробку, рамку - это телевизор. Ребенок выступает по телевизору - рассказывать по себе, о своем будущем.

5. Упражнение «Закончить предложение»:

- психолог задет начало:

« Я хочу…»;

«Я буду…»;

«Я люблю…»;

«Я могу…»;

«Я умею…».

6. Этюд «Смелый Ваня»:

-прощание, дети сидят в кругу, держат руки верх и прощаются.

7. Этюд «Факир» (релаксация).

8. Прощание - упражнение «Клубочек».

- все взялись за руки, и получилась «ниточка». Первый - «катушка». Психолог берет последнего ребенка за руку до тех пор, пока вся нитка не намотается на «катушку». Затем раскручиваются и, прощаясь, уходят.

Занятие №12. Тема занятия: «Я и Я» (продолжение).

Цель: самовыражение ребенка в условиях группы. Эмоциональное сближение детей. Поддержка и реализация индивидуальных замыслов. Невербальное выражение переживаний и мыслей. Снятие напряжения. Осознание детьми своего эмоционального состояния. Развивать в детях чувство сопереживания и поддержки.

Упражнения:

1. Приветствие - соприкоснутся ладошками.

2.Упражнение «Тишина»:

- дети сидят с закрытыми глазами и слушают. Затем рассказывают о том, какие звуки были услышаны ими в тишине.

3. Упражнение «Рисуем картину»:

- дети по очереди  реализуют свои замыслы в общей  картине. Каждый художник рисует  то, что он хочет. Дети дают  общее название своей картине. 

4. Упражнение «Медвежата в берлоге»:

- дует холодный ветер - замерзают, сжимаются в комочки;

- стало жарко, медвежата  развернулись.

5. Упражнение «Маленький  скульптор»:

- ребенок изображает скульптора, остальные дети - глина. «Скульптор» задумывает вылепить из глины какой-либо сюжет. Он показывает детям, как надо встать, какое сделано лицо. В следующий раз выбирается другой скульптор.

6. Игра «Комплименты».

7. Прощание - глазами, кивком головы.

Занятие № 13. Тема занятия: «Мое поведение».

Цель: каждому ребенку - своей особой моделью поведения, способствующей налаживанию коммуникации, снятию напряжения.

Упражнения:

1. Комплекс ауторелаксация «На лесной полянке»;

2. Придумывание групповой сказки «Путешествие в сказочный лес»;

- начинает психолог, у него в руках «волшебная палочка»  которая передается следующему «сказочнику».

3. Игра «Гусеница».

4. Рисование автопортретов:

- каждый рисует себя  и помещает на «общую фотографию».

5. Прощание:

- дети придумывают  каждому партнеру по группе  одно пожелание на будущее. 

Занятие № 14.

Цель: «Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше. При определенной тренировке этот прием может помочь школьнику «выбраться из чертова колеса».

Упражнения:

1. «Настройка на определенное эмоциональное состояние».

Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким либо характерным жестом; спокойное, расслабленное - с другим, а уверенное, «побеждающее» - с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.

2. «Приятное воспоминание».

Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой  он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

3. «Использование роли».

В трудной ситуации школьнику  предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киноактера), войти в эту  роль и действовать как бы «в его  образе». Этот прием оказывается особенно эффективным для юношей.                                                                                                          

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников