Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности проявления тревожности младших школьников.
Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1. Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3. Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4. Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29
Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2. Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43
Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58
Выводы по главе III…………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………..70
Список литературы………………………………………………….72
Упражнение:
1. Игра «Крепость» (две команды по желанию):
- каждая команда строит крепость. Одна команда штурмует, другая защищает. Основное оружие - надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.
2. Игра «Щит и мяч»:
- психолог держит щит, дети бьют об него мячами.
3. Релаксация по программе «Северный полюс».
4. «Прощание»:
- дети прощаются, прикоснувшись, друг к другу коленками.
Занятие № 4. Тема занятия: «Я и мое тело» (продолжение).
Цель: преодоление замкнутости, пассивности, скованности, выход эмоционального напряжения, агрессии - дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.
Упражнения:
1. Игра «Эхо»:
- тот, кто сидит с права от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши «Ва-ся», а все дружно повторяют, затем прохлопывает Васина соседка справа и т.п.
2. Разминка. Упражнения типа:
- как прыгают наши ноги;
- как хлопают наши руки;
- «крадущиеся тигры»;
- «старинные часы с маятником»;
- «сломанный клоун».
Занятие № 5. Тема занятия: «Я и мои эмоции».
Цель: уточнить модели выражения основных эмоций, тренировка умений точного понимания эмоционально-психологического состояния партнера.
Упражнения:
1. Приветствие «Здравствуйте, я пришел».
2. Разминка «Прорыв круга»:
- дети стоят в кругу, одному ребенку надо попасть в круг (разбежаться и прорвать круг). Если не получается, то уговоры или хитрость.
3. Упражнение «Беседа»:
- дети сидят за столом.
Перед каждым конверт с
4. Мимическая гимнастика:
- детям предлагается изобразить эмоциональное состояние, проговорить его снять рукой и стряхнуть.
5. Программа аутотренинга «Отдых на пляже».
6. Упражнение «Как повысить себе настроение»:
- это может быть рассказ небылиц или «мешок со смехом».
7. Этюд «Улови чувства другого»:
- двое детей встают лицом друг к другу на расстоянии 1,5-2 метра и идут навстречу пока хочется. Если взялись за руки - это выражение доверия. Проговорить чувства.
8. Прощание ладошками.
Занятие № 6. Тема занятия: «Я и мои эмоции» (продолжение).
Цель: самовыражение ребенка в условиях группы. Эмоциональное сближение детей. Поддержка в реализации индивидуальных замыслов. Невербальное выражение переживаний и мыслей. Снятие напряжения осознание детьми своего эмоционального состояния.
Упражнения:
1. Приветствие глазами
2. Этюд «Встреча с другом»:
- психолог, рассказывает
историю о том, как два
3. Этюды М. Чистяковой:
- «Заколдованный ребенок»;
- «Конкурс незнайки»;
- «Собака на охоте»;
- «Что там происходит»;
- «Очень худой ребенок».
4. Упражнение «Художественная галерея»:
- на столе лежит большой лист бумаги и краски. Дети по очереди реализуют свои замыслы общей картины. Каждый «художник» рисует то, что хочет. Дети дают общее название картины и обсуждают. Важность принципа сохранения индивидуального, в общем, раскрывается в разговоре с детьми.
5. Домашнее задание:
- нарисовать разные эмоциональные состояния.
6. Прощание:
- возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Занятие № 7. Тема занятия: «Я и мой язык».
Цель: Знакомства с невербальными средствами обращения.
Упражнения:
1. Приветствие.
2. Упражнение «Изобрази сказку»:
- одна группа рассказывает сюжет, а другая изображает. Психологу можно задать канву.
3. Игра «Передай по кругу».
4. Беседа «Может ли человек общаться без слов?»
5. «Зеркало». Релаксационное упражнение под музыку.
6. Упражнение «Расскажи по фотографии»:
- психолог показывает
фотографии детей с разными
эмоциями. Дети отгадывают, затем
сами передают это
- прощание: молча, глядя в глаза друг другу.
Занятие № 8. Тема занятия: «Я и мой язык» (продолжение).
Цель: продолжать знакомить с невербальными средствами общения, упражнять в умении передавать и понимать жесты, мимику, чувства. Тренинг умения вести разговор.
Упражнения:
1. Приветствие «Поздороваемся друг с другом и с солнышком».
2. Разминка «Цветик - цветик»:
- каждый ребенок выбирает лепесток. Психолог подписывает его именем ребенка и выкладывает «Цветик-разноцветик».
3. Упражнение «Речь»:
- играем в древних людей. Все делаем молча, так как не знаем языка. Что получается? Непонимание. Давайте придумаем звуки, слова, что бы можно было общаться.
4. Этюд «Тигр и тигрята»:
- шагаем за добычей, за мамой тигрицей с пятки на носок;
- массаж пятки (воля);
- медленно поднимаем «лапы» вверх и выпускаем когти. Кто вылез вперед тигрицы получает шлепок;
- подкравшись к цели, прыгаем и кричим «Ха!».
5. Упражнение «Общение древних людей»:
- их язык нам не понятен: «тюлимали», «крыгли-вак», и т.д.
6. Этюд «Спина к спине»:
- дети парами становятся спина к спине и общаются словами (хочется повернуться);
- сидящий и стоящий один на стуле, другой перед стулом (общение с высока);
- один говорит, другой отворачивается (неприятно);
- один спрашивает (как настроение, что любишь?), а сам то отходит, то отходит или начинает что-то (невнимание).
7. Упражнение «Расскажи стихи руками»:
- взять любое ритмичное
стихотворение и изображать
8. Прощание - каждый прощается со всеми по-своему, но без слов.
Занятие № 9. Тема занятия: «Я и мои страхи».
Цель: осознание и отреагирование страхов, напряжений. Активизация жизненных сил детей. Перестройка отношений.
Упражнения:
1. Приветствие «Передача клубочка».
2. Этюд «Робкий ребенок».
3. Этюд «Смелый ребенок».
4. Беседа «Кто кого или что боится».
5. Рисование на тему: «Кого или чего боюсь я».
6. Этюд «Я так устал».
Занятие № 10. Тема занятия: «Я и мои страхи».
Цель: снижение эмоционального напряжения, страхов, воспитание уверенности в себе.
Упражнения:
1. Приветствие.
2. Игры в кляксы.
3. Этюд «Гроза».
4. Этюд «Ночные страхи».
5. Рисование ночных страхов и сжигание их.
6. Ауторелаксация «Сон на берегу моря».
7. Игра «Кораблик».
8. Упражнение «Маленький скульптор».
9. Домашнее задание: придумать рассказ на тему: «Я люблю когда…», «Когда мне плохо…».
10. Прощание ладошками.
Занятие № 11. Тема занятия: «Я и Я».
Цель: усиление внимания ребенка к самому себе, своим чувствам и переживаниям, тренинг уверенности к себе. Знакомство с понятием «характер», «черты характера».
Упражнения:
1. Разминка.
Этюд «Морская фигура».
2. Упражнение «Слушаем тишину»:
- психолог предлагает сесть удобно, послушать внимательно, что происходит на улице, в коридоре, в кругу, где мы сидим, внутри себе. Рефлексия: кто что услышал?
3. Упражнение «Кто я?»:
- предложить детям
нарисовать портрет
4. Упражнение «Самый лучший» - ролевой тренинг уверенности в себе:
- психолог показывает хрустальный шарик и говорит о том, что он волшебный и может поведать, что будет впереди;
- использовать коробку, рамку - это телевизор. Ребенок выступает по телевизору - рассказывать по себе, о своем будущем.
5. Упражнение «Закончить предложение»:
- психолог задет начало:
« Я хочу…»;
«Я буду…»;
«Я люблю…»;
«Я могу…»;
«Я умею…».
6. Этюд «Смелый Ваня»:
-прощание, дети сидят в кругу, держат руки верх и прощаются.
7. Этюд «Факир» (релаксация).
8. Прощание - упражнение «Клубочек».
- все взялись за руки, и получилась «ниточка». Первый - «катушка». Психолог берет последнего ребенка за руку до тех пор, пока вся нитка не намотается на «катушку». Затем раскручиваются и, прощаясь, уходят.
Занятие №12. Тема занятия: «Я и Я» (продолжение).
Цель: самовыражение ребенка в условиях группы. Эмоциональное сближение детей. Поддержка и реализация индивидуальных замыслов. Невербальное выражение переживаний и мыслей. Снятие напряжения. Осознание детьми своего эмоционального состояния. Развивать в детях чувство сопереживания и поддержки.
Упражнения:
1. Приветствие - соприкоснутся ладошками.
2.Упражнение «Тишина»:
- дети сидят с закрытыми глазами и слушают. Затем рассказывают о том, какие звуки были услышаны ими в тишине.
3. Упражнение «Рисуем картину»:
- дети по очереди
реализуют свои замыслы в
4. Упражнение «Медвежата в берлоге»:
- дует холодный ветер - замерзают, сжимаются в комочки;
- стало жарко, медвежата развернулись.
5. Упражнение «Маленький скульптор»:
- ребенок изображает скульптора, остальные дети - глина. «Скульптор» задумывает вылепить из глины какой-либо сюжет. Он показывает детям, как надо встать, какое сделано лицо. В следующий раз выбирается другой скульптор.
6. Игра «Комплименты».
7. Прощание - глазами, кивком головы.
Занятие № 13. Тема занятия: «Мое поведение».
Цель: каждому ребенку - своей особой моделью поведения, способствующей налаживанию коммуникации, снятию напряжения.
Упражнения:
1. Комплекс ауторелаксация «На лесной полянке»;
2. Придумывание групповой сказки «Путешествие в сказочный лес»;
- начинает психолог, у него в руках «волшебная палочка» которая передается следующему «сказочнику».
3. Игра «Гусеница».
4. Рисование автопортретов:
- каждый рисует себя
и помещает на «общую
5. Прощание:
- дети придумывают каждому партнеру по группе одно пожелание на будущее.
Занятие № 14.
Цель: «Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше. При определенной тренировке этот прием может помочь школьнику «выбраться из чертова колеса».
Упражнения:
1. «Настройка на определенное эмоциональное состояние».
Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким либо характерным жестом; спокойное, расслабленное - с другим, а уверенное, «побеждающее» - с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.
2. «Приятное воспоминание».
Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
3. «Использование роли».
В трудной ситуации школьнику
предлагается ярко представить себе
образ для подражания (например,
любимого киноактера), войти в эту
роль и действовать как бы «в его
образе». Этот прием оказывается особенно эффективным для юношей.
Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников