Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 18:16, контрольная работа
Краткое описание
Темой данной работы является проблема суицида. В своё время её изучал Зигмунд Фрейд, а за ним и его последователи. По сей день причины и факторы, толкающие людей к самоубийству, глубоко изучаются. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения. Для того, чтобы доказать это, приведём несколько фактов: в России каждый год жертвами суицида становится около 60 тысяч человек, среди них около 2,5 тысяч - это подростки.
Содержание
Введение Глава I. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему суицида 1.1. Причины суицидального поведения Глава II. Возрастные особенности суицидального поведения 2.1 Особенности суицида в детском возрасте 2.2 Особенности суицида в подростковом возрасте 2.3 Особенности суицида в старости Глава III. Пути коррекции суицида в подростковом возрасте Вывод Список использованной литературы
Удачные рефлексии вызывают
чувство восхищения собой и повышают самооценку.
В обыденной жизни подростку становится
настолько страшно уронить себя в собственных
глазах, что он начинает бояться общаться
с другими. Одна из самых типичных социально-психологических
«болезней» в отрочестве - застенчивость.
Робость из-за возможных неудач в своих
общих суждениях, в откровениях по поводу
своих рефлексий, в своей самооценке ввергает
подростка в мучительный обвал переживаний.
Переживания по поводу возможных переживаний
(эмоциональные рефлексии) вовсе останавливают
отроческие порывы в столь открытом доверительном
общении.
Подросток углубленно изучает
самого себя. Благодаря рефлексии происходит
активное наполнение структурных звеньев
самосознания. Изучая свои особенности,
размышляя о себе в прошлом, настоящем
и будущем, анализируя свои притязания
в деятельности, в общении и, в частности,
в сфере общения с представителями другого
пола, подросток реализует свою потребность
в адекватной самоидентификации. Здесь
его интересует собственное «Я» именно
в данный момент - «здесь и теперь».
Особое значение в отрочестве
имеет внешность. Идентификация с собой
как с физическим телом у подростка обычно
затруднена: ведь он начинает претерпевать
очень быстрые метаморфозы в физической
и духовной конституции лица и тела. Подросток
придает своей внешности особое значение.
Привлекательность, соответствие прически
и одежды канонам референтной группы сверстников,
соответствие манеры телесных выразительных
движений, стандартам окружения - все это
имеет чрезвычайное значение.
В зависимости от времени, в
котором живут разные поколения подростков,
они проделывали разнообразные карнавализации
со своей внешностью: то отпускали патлы
и расклешивали свои брюки, то брились
наголо и надевали специально разорванную
одежду, то выстригали фасонно волосы,
сочетая голые места с зачесанными пучками
длинных волос, и надевали на себя немыслимые
хламиды. При этом независимо от пола,
они украшали себя серьгами, браслетами,
цепями и цепочками. В последнее время
появилась новая тенденция: раскрашивание
лица не в соответствии с его конституцией,
а вопреки ей - полосами, узорами, изображениями,
защитными символами. Многие более агрессивные
действия по отношению к своему телу начинают
осуществляться именно в подростковом
возрасте (татуировки, иссечения с символическим
подтекстом и др.). Общая идентификация
объединяет подростков в «Мы» и создает
ощущение защищенности.
В то же время подросток пристально
рассматривает себя природного в зеркале.
Удлинившийся нос, прыщик и другие новообразования
во внешности смущают его. Идентификация
с прежним образом нарушается, и подросток
испытывает неуверенность в себе. Даже
самые обаятельные и гармоничные подростки
не уверены в себе по-настоящему, ведь
они в соответствии с возрастом тоже очень
быстро изменяются.
Одной из причин возрастной
застенчивости является именно высокая
значимость внешности для большинства
подростков: в подростковом возрасте нередко
встречается недовольство теми или иными
чертами лица или фигуры (чаще - у девочек-акселераток
с ускоренным созреванием и мальчиков-подростков
с задержкой или недостаточным физическим
развитием). При этом воспитатели не только
не вытесняют гипертрофированные ориентации
подростков на свою внешность, но нередко
своими критическими замечаниями и поддразниванием
по поводу тех или иных особенностей физического
облика усиливают у подростка чувство
собственной неполноценности, что, в свою
очередь, приводит к замкнутости, необщительности,
пониженному настроению, а то и к депрессии.
Известно, что психотравмирующие высказывания
позволяют себе многие родители, школьные
врачи, педагоги. Особенно часто это делают
учителя физкультуры, тренеры, хореографы.
Разумные взрослые, понимающие
подростковые проблемы, стараются поддержать
подростка и придать ему уверенность в
себе.
Рефлексия на себя у тонко чувствующего,
гениального подростка может показаться
выходящей за рамки возможной рефлексии
обычных подростков. Однако в действительности
это не так. Все подростки заинтересованно
относятся к своей внешности, все стремятся
заглянуть себе в душу и дать себе общественную
оценку.
Рефлексивный самоанализ многих
сотен подростков дает основание утверждать,
что в отрочестве впервые человек начинает
стремиться познать себя как такового.
Давая оценки своим исключительно значимым
для себя и других качествам, открыто восхваляя
себя сейчас или свой потенциал, который
проявит себя в будущем, отроки принимают
себя вместе со своими недостатками. Как
правило, они любят в себе свои недостатки
и этим тоже утверждают себя в мире. «Примите
меня таким, каков Я есть!» - это, конечно,
вызов, но прежде всего это нормальная
идентификация с собственным Я.
Кризис личности. В подростковом возрасте могут
с чрезмерной скоростью происходить изменения,
связанные с ростом организма. В этом случае
подростку трудно справиться с ситуацией.
В лучшем случае он взывает о помощи, обращаясь
к близким взрослым. «Мама, я весь дрожу,
и мне чего-то все время хочется. Я ем кислое,
горчицу и другое, но не могу ничего найти.
Ох, как мне тяжело». Мать этого отрока
предложила ему записаться в атлетическую
секцию, начала контролировать пищу. Скоро
мальчик сообщил, что испытал облегчение
от навалившейся на него «лишней энергии».
Многие подростки, подпадая
под зависимость от физического состояния,
начинают сильно нервничать и обвинять
себя в несостоятельности. Эти ощущения
часто не осознаются, а подспудно формируют
напряженность, с которой подростку трудно
справиться. На таком фоне любые внешние
трудности воспринимаются особенно трагически.
(№ 2, 3, 6)
Подростковый возраст - период
отчаянных попыток «пройти через все».
При этом подросток по большей части начинает
свой поход с табуированных или прежде
невозможных сторон взрослой жизни. Многие
подростки «из любопытства» пробуют алкоголь
и наркотики. Если это делается не для
пробы, а для куража, возникает физическая
зависимость. Но и баловство, пробы могут
привести к психологической зависимости,
что проявляет себя в возникновении напряженности,
тревоги, раздражительности.
Подростки достаточно легкомысленно
относятся к человеческим порокам и слабостям
и в результате быстро приобщаются к алкоголю
и наркотикам, превращая их из источника
ориентированного поведения (любопытства)
в предмет своих потребностей. На этом
фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток
нередко превращает его в форму своего
самоутверждения, заглушая внутреннее
чувство потери себя, своего личного кризиса.
Подростки с большим любопытством
относятся к сексуальным отношениям. Там,
где слабы внутренние тормоза, где слабо
развито чувство ответственности за себя
и другого, прорывается готовность к сексуальным
контактам с представителями противоположного,
а иногда и своего пола. Высокая степень
напряжения до и после сексуального общения
ложится сильнейшим испытанием на психику.
Первые сексуальные впечатления могут
оказать влияние на сферу сексуальной
жизни взрослого человека. Поэтому важно,
чтобы эти впечатления отражали достойные
формы взаимодействия юных сексуальных
партнеров. Многие подростки на почве
неблагополучного опыта обретают неврозы,
а некоторые - и венерические заболевания.
Все эти формы новой жизни подростков
ложатся на психику тяжелым бременем.
Напряженность от неопределенности жизни
в новом качестве (курильщик, сексуальный
партнер и др.) в результате потери самоидентичности
толкает многих подростков в состояние
остро переживаемого кризиса. (№ 9)
Отдельно следует указать на
отроческий кризис, связанный с духовным
ростом и изменением психического статуса.
Хотя в этот период происходит объективное
изменение социального положения отрока
(возникают новые отношения с близкими,
сверстниками, учителями; расширяется
поле деятельности и др.), наиважнейшим
фактором, влияющим на возникновение кризиса,
являются рефлексия на внутренний мир
и глубокая неудовлетворенность собой.
Потеря идентичности с самим
собой, несовпадение прежних представлений
о себе с сегодняшним образом - вот основное
содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность
может быть столь сильной, что появляются
навязчивые состояния: непреодолимые
угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.
При этом сохраняется критическое отношение
к этим состояниям, что усугубляет тяжелые
чувства подростка.
Многие подростки переживают
кризис во внешних проявлениях негативизма
- бессмысленном противодействии другому,
немотивированном противостоянии (часто
родителям).
Не всякий подросток, однако,
проходит столь тяжелое испытание душевным
кризисом. А те, кто проходят, по большей
части выбираются из него самостоятельно:
близкие нередко не догадываются о душевных
бурях своих дорогих чад. В подростковом
возрасте в процессе физического, психического
и социального развития вместе с позитивными
достижениями закономерно возникают негативные
образования и специфические психологические
трудности. Развивающееся самосознание
именно в отрочестве делает человека особенно
тревожным и неуверенным в себе.
Благодаря рефлексии на себя
и других подросток продвигается в направлении
самопознания. Он стремится понять себя
самого. «Кто Я?» - основной вопрос возраста.
Подросток стремится осмыслить
свои притязания на признание; оценить
себя как будущего юношу или девушку; определить
для себя свое прошлое, значение личного
настоящего, заглянуть в личное будущее;
определиться в социальном пространстве
- осмыслить свои права и обязанности.
Подросток заинтересованно рефлексирует
на себя и других, соотнося присущие себе
особенности с проявлением сверстников
и взрослых.
Самосознание подростка уже
включает в себя все компоненты самосознания
взрослой личности.
Развивающееся самосознание
в отрочестве определяет духовную работу
в отношении определения «внутренней
позиции», в основе которой лежит стремление
быть ответственным за себя, за свои личностные
качества, за свое мировоззрение и за способность
самостоятельно отстаивать свои убеждения.
Отрок сенситивен к своему духовному развитию,
поэтому он начинает интенсивно продвигаться
в развитии всех звеньев самосознания.
(№ 10)
Подростка начинает волновать
он сам в своем физическом и духовном воплощении.
«Каким я могу предстать перед другими?»
- актуальный вопрос для него. В этой связи
его волнует его тело, лицо, имя.
Притязания на признание в отрочестве
направлены на реализацию себя в сфере
физического, умственного и личностного
развития. В этом возрасте обострена потребность
в признании «самости» (уникальности)
при психологической зависимости от сверстников,
поэтому эффективно подросток соединяет
эгопозицию «Не путайте меня с другими»
и конформную позицию «Мы - группа сверстников»
- ведь общение со сверстниками выступает
как потребность и значимая деятельность.
Завышенные максималистские
притязания и возможности их реализации
находятся по большей части в противоречии,
что приводит к так называемому кризису
идентичности. Подросток испытывает неуверенность
в себе, которая борется с чувством собственной
уникальности.
Отрочество - возраст противоречивых
состояний, мотивов, ценностных ориентации
и поступков. Максимализм и лабильность
полярных позиций определяют противоположные
тенденции в проявлениях подростков. В
отрочестве в условиях родительской семьи
представление о фамильном «Мы» претерпевает
изменения и деформацию. Подросток может
занять негативную позицию, может потерять
уверенность в своей личной значимости
для членов своей семьи, может пережить
и другие катаклизмы, связанные с психологическими
особенностями возраста, с особенностями
статуса и психологического климата семьи
и характером отношения к общей социальной
ситуации.
В условиях учреждений интернатного
типа трудности возраста усугубляются.
Подросток, лишенный родительского попечительства,
еще в большей мере, чем подросток из семьи,
испытывает и переживает неуверенность
в себе, в своей ценности для других, отчужденность,
многочисленные комплексы. Причастность
к таким же, как он, создает особое «Мы»
закрытых учреждений.
Подростки весьма озабочены
собственной духовной, интеллектуальной,
волевой сферой. Специфичным для них является
фиксация на реальных или воображаемых
недостатках. «Некрасивый», «неумный»,
«безвольный» и другие оценки, выражающие
отсутствие достоинств и положительных
качеств, выступают на первый план самооценки
подростка. Сравнения со сверстником,
которые делает подросток, чаще всего
оборачиваются против него. Это дает пищу
для рефлексии, направленной не столько
на самосовершенствование, сколько на
переживания по поводу своего несовершенства.
Особое влияние на поведение
подростка оказывает его семейное положение.
Мальчики из полных семей в ситуациях
депривации реализации их притязаний
на признание гораздо чаще проявляют адекватно
нелояльное поведение: агрессивное и игнорирующее.
Мальчики, воспитываемые матерью без отца,
более пассивны по сравнению со сверстниками
из полных семей - они чаще ведут себя лояльно.
В то же время они проявляют большую лабильность
поведения - они более ориентированы на
поведение, направленное на преодоление
ситуации фрустрации. Эти отроческие особенности
поведения в ситуациях депривации реализации
притязания на признание проявляются
в отношении ко всем окружающим: взрослым
и сверстникам.
Половая идентификация. Именно
в отрочестве человеку предстоит интенсивно
осваивать мужские и женские роли. Подростки
бессознательно и сознательно наблюдают
за взрослыми, чтобы усвоить внешнее поведение
и внутренний духовный статус мужчины
или женщины. При этом им нужны не только
образцы поведения представителей каждого
отдельного пола, но и образцы взаимодействий
мужчин и женщин. Современные подростки
имеют возможность знакомиться с взаимоотношениями
мужчин и женщин не только в жизни и искусстве,
но также в бульварной литературе и кино.