Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 18:16, контрольная работа
Краткое описание
Темой данной работы является проблема суицида. В своё время её изучал Зигмунд Фрейд, а за ним и его последователи. По сей день причины и факторы, толкающие людей к самоубийству, глубоко изучаются. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения. Для того, чтобы доказать это, приведём несколько фактов: в России каждый год жертвами суицида становится около 60 тысяч человек, среди них около 2,5 тысяч - это подростки.
Содержание
Введение Глава I. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему суицида 1.1. Причины суицидального поведения Глава II. Возрастные особенности суицидального поведения 2.1 Особенности суицида в детском возрасте 2.2 Особенности суицида в подростковом возрасте 2.3 Особенности суицида в старости Глава III. Пути коррекции суицида в подростковом возрасте Вывод Список использованной литературы
Наряду с прекрасным об разом
рыцаря, героя, супермена, настоящего мужчины
мальчик может найти образцы мужского
поведения в демонстративном мачо, в холодном
убийце, в безудержном и агрессивном задире.
Такой же широкий диапазон женских ролей
предстает перед девочкой.
Психологическое время личности.
Подросток живет в настоящем времени,
но для него большое значение имеют его
прошлое и будущее - область предполагаемого.
Мир его понятий и представлений переполнен
не оформленными до конца теориями о самом
себе и о жизни, планами на свое будущее
и будущее общества.
Подросток постепенно начинает
брать на себя позиции взрослого. Объектом
самых важных его размышлений становятся
будущие возможности, связанные с ним
лично: выбор профессии, ориентировка
на супружество, стремление уметь взаимодействовать
с социальными группами, гораздо менее
конкретными и определенными, чем семья
или друзья, такими, как государство, страна,
город, профессиональные и прочие группы,
религиозные объединения и др.
Социальное пространство. Для
подростка социальное пространство предстает
в реальности общения, а также в самостоятельно
существующей в ней реальности обязанностей
и прав.
Общение для подростка - исключительно
значимая деятельность и условия бытия,
имеющие для него особенный смысл.
Конечно, овладевая значениями
языка, отрок испытывает чрезвычайные
трудности, которые могут приводить его
в отчаяние. Однако он вновь и вновь прорывается
в реальность социального пространства,
выражаемого многими уровнями речевой
культуры. При этом одни подростки легко
прекращают попытки проникнуть в верхние
этажи значений языка, обесценивая неясные
для них смыслы, другие стремятся проникнуть
в многообразие мира значений духовной
культуры человечества и придать им свои
индивидуальные смыслы.
Особое значение и смысл обретают
для подростков обязанности и права, которые
существуют в социальном пространстве
отношений взрослых и отдельно - в подростковой
субкультуре.
Нарушение подростками нормативного
поведения в общении - явление весьма нередкое.
Мы можем вспомнить множество примеров
из автобиографий известных людей и художественной
литературы. Нарушение подростками нормативного
поведения в предметном мире и в природе
распространено также весьма широко.
В предметном мире (среди вещей,
окружающих нас) и в природе можно наблюдать
подростковый вандализм: разрушение и
уничтожение предметов, растений, животных.
В городах это марание фасадов домов, оград
химическими красителями, срывание телефонов-автоматов
и многое другое. В сельской местности
это «деревенские шутки» подростков. Вхождение
в социальное пространство при развитой
рефлексии позволяет отроку проникнуть
в глубины своей индивидуальности. Одни
подростки начинают тяготеть к существованию
внутри защищающего группового «Мы», другие
- к автономности не только во внешнем,
но и во внутреннем мире.
Отрочество - период, когда человек
прорастает из детства в новое состояние,
переживает начало становления своей
личности.
В подростковом возрасте многие
отроки начинают стремиться утвердить
себя в качестве лидера. Подростки, готовые
к социально-политической рефлексии, становятся
практическими лидерами, они выступают
как образец для инфантильных сверстников
и положительно влияют на их ориентацию
и продвижение в процессе учебы.
Суицид и подросток. Общей причиной
подросткового суицида является социально-психологическая
дезадаптация, возникающая под влиянием
острых психотравмирующих ситуаций, нарушения
взаимодействия личности с ее ближайшим
окружением. Однако для подростков это
чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения
общения с близкими, с семьей.
Считается, что суицидом, личность
пытается изменить свои обстоятельства:
избавиться от невыносимых переживаний,
уйти из травмирующих условий, вызвать
жалость и сострадание, добиться помощи
и участия, привлечь внимание к своим проблемам.
Суицидальное поведение может окрашиваться
чувством мести обидчикам, «которые потом
пожалеют», в нем могут проявляться черты
патологического упрямства в преследовании
цели любой ценой. Нередко этот акт отчаяния,
когда личности кажется, что она исчерпала
все свои силы и возможности повлиять
на ситуацию.
Большое влияние на это явление
оказывают СМИ и популярная литература.
В случае подростков суицидальное поведение
может стать подражательным. Подростки
копируют образцы поведения, которые они
видят вокруг себя, которые им предлагает
TV, массовая литература. Особенно подражательность
характерна для незрелых, внушаемых субъектов.
Так, подросток может увидеть, что смерть
устрашает окружающих и является действенным
средством нажима на обидчиков. Также,
предпосылкой аутодеструктивного поведения
и суицида в частности является апатия,
неверие в личные перспективы, снижение
творческой и витальной активности в результате
психической травмы.
Однако наличие психотравмирующей
ситуации – недостаточное условие для
проявления суицида. Вторая составляющая
– личностные особенности суицидента.
Многие авторы, обнаруживают ряд особенностей
личности, не позволяющей ей адекватно
реагировать на жизненные проблемы и тем
самым предрасполагающих к суициду. К
ним часто относят: напряжение потребностей
и желаний, неумение найти способы их удовлетворения,
отказ от поиска выхода из сложных ситуаций,
низкий уровень самоконтроля, неумение
ослабить нервно-психическое напряжение,
эмоциональная нестабильность, импульсивность,
повышенная внушаемость, бескомпромиссность
и отсутствие жизненного опыта.
У подростков суицид чаще встречается
при таких акцентуациях: истероидный,
сенситивный, эмоционально-мобильный,
астенический. Фоном является высокий
уровень агрессивности подростка.
В возрасте до 19 лет процент
умерших от суицида составляет 4% от других
возрастных групп суицидентов. Однако
у подростков много так называемых парасуицидальных
поступков: фиксации на темах смерти, страхи
и любопытство к смерти, суицидальные
мысли, шантажно-демонстративные суицидальные
поступки. Действия подростков направляются
не на самоуничтожение, но на восстановление
нарушенных социальных отношений. У суицидальных
подростков есть отягощенное социальное
окружение: неблагополучная семья, одиночество
и заброшенность, отсутствие опоры на
взрослого. Мотивы суицида, как правило,
незначительны: двойка по предмету, обида
на взрослого, переживание несправедливого
обращения и т.п.
Суицидальная готовность возникает
на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих
переживаний. У подростка снижается толерантность
эмоциональной сферы, нарастает агрессивность,
обнаруживается неумение противостоять
житейским трудностям. Самая частая причина
суицидальных мыслей и самоубийств в любом
возрасте – несчастная любовь. Но если
взрослый человек имеет большой опыт отношений
с противоположным полом, в том числе разлук
и разочарований в любимых, то для подростка
первая сильная влюбленность – всепоглощающее
чувство. А значит, если отношения с предметом
обожания не складываются, дальнейшая
жизнь не имеет смысла. Поэтому никакие
вполне аргументированные доводы родителей
о том, что у подростка все еще, впереди
и что настоящая его любовь будет, гораздо
позже, пропускаются мимо ушей. Ведь ему
именно сейчас так больно и пусто и он
не может справиться с этой болью. У подростка
нет опыта ее преодоления, ему кажется,
что дальше будет только хуже. А если жизнь
без любимого человека наполнена таким
мучительным одиночеством, то надо ли
ее продолжать? У некоторых подростков
в период полового созревания появляется
влечение к людям своего же пола. Например,
девочки влюбляются в близкую подругу
или любимую учительницу. Нежность и желание
находиться рядом сопровождается желанием
ощутить физическую близость. В результате
подростки пугаются своей «гомосексуальности»,
которую считают болезненным, неизлечимым
извращением. В результате многие из них
стремятся уйти из жизни, чтобы не разочаровывать
родителей своей страшной тайной. Поэтому,
если подросток вдруг стал проявлять агрессию
по отношению к лицам своего пола, не позволяет
им дотрагиваться до себя, даже если это
близкие родственники, стоит обратить
на это внимание и поговорить с ним. (№
5, 7, 12)
Большинство попыток самоубийств
имеют единственную цель – привлечь к
себе внимание родителей и близких друзей.
«Настоящему» самоубийце не нужна шумиха,
он постарается уйти незаметно.
Демонстративный суицид обычно
обставлен различными атрибутами: трогающее
до слез прощальное письмо, яркий пузырек
из-под таблеток, валяющийся на видном
месте, аккуратный макияж. Такие самоубийцы
никогда не выберут способ ухода из жизни,
связанный с болью или травмами.
Им важно, как они будут выглядеть
после смерти, чтобы вызвать у окружающих
раскаяние за несправедливое отношение
к умершему, а не отвращение. То, что попытка
самоубийства происходит напоказ, вовсе
не исключает трагического исхода. Одни
подростки не собираются покончить с собой,
но ошибаются в расчетах, другие – не до
конца осознают, что после того, как мама
поплачет на похоронах и признается, что
была не права, уже не будет возможности
встать из гроба и помириться. Как правило,
прежде чем решиться на попытку суицида,
подросток шантажирует своих близких
возможностью самоубийства, предъявляет
какие-то требования. Не следует игнорировать
эти угрозы. Разозлившись и решив, что
его берут на «слабо», подросток может
реализовать задуманное. Необходимо найти
с ним компромисс, продемонстрировать
уважение к его мнению и показать, как
можно разрешать все конфликты. Психологический
смысл подросткового суицида – крик о
помощи, стремление привлечь внимание
к своему страданию. Настоящего желания
нет, представление о смерти крайне неотчетливо,
инфантильно. Смерть представляется в
виде желательного длительного сна, отдыха
от невзгод, способа попасть в иной мир,
так же она видится средством наказать
обидчиков.
Суицид подростков имеет следующие
черты:
¾ суициду предшествуют кратковременные,
объективно нетяжелые конфликты в сферах
близких отношений (в семье, школе, группе);
¾ конфликт воспринимается
как крайне значимый и травматичный, вызывая
внутренний кризис и драматизацию событий;
¾ суицидальный поступок воспринимается
в романтически-героическом ореоле: как
смелый вызов, как решительное действие,
как мужественное решение и т.п.
¾ суицидное поведение демонстративно,
в нем есть признаки «игры на публику»;
¾ суицидальное поведение регулируется
скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности,
взвешенности, точного просчета; средства
самоубийства выбраны неумело (прыжок
с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества,
тонкая веревка и т.п.).
Абсолютно точных признаков
суицидального риска нет, но наиболее
общими являются:
1. Признаки замышляемого суицида.
К ним относятся: разговоры на темы самоубийств,
смерти, сны с сюжетами катастроф, сны
с гибелью людей или собственной гибелью,
повышенный интерес к орудиям лишения
себя жизни, рассуждения об утрате смысла
жизни, письма или разговоры прощального
характера.
2. Наличие опыта самоубийства
в прошлом. Наличие примера самоубийств
в близком окружении, особенно родителей
и друзей; максималистические черты характера,
склонность к бескомпромиссным решениям
и поступкам, деление мира на чёрное и
белое.
3. Объективная тяжесть жизненных
обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной
семье, плохие отношения с близкими в данный
период, потеря дорогого человека, общественное
отвержение, тяжёлое заболевание и так
далее.
4. Снижение ресурсов личности,
позволяющих противостоять трудностям:
депрессия, стрессовые состояния, беспомощность,
болезни, насилие в близком окружении,
истощённость физического или психического
плана, неопытность и неумение преодолевать
трудности.
Существуют также некие симптомы,
по которым можно определить готовность
ребенка к суициду. К ним относятся:
¾ тревожно-ажитированное поведение,
внешне даже похожее на подъем, однако,
с проявлениями суеты, спешки;
¾ затяжные нарушения сна: подростка
преследуют страшные сны с картинами катаклизмов,
катастроф, аварий или зловещих животных;
¾ напряжение аффекта, периодически
разряжаемого внешне не мотивированной
агрессией;
¾ депрессия, апатия, безмолвие:
подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей,
бессмысленно проводит время, в поведении
видно оцепенение, сонливость;
¾ выраженное чувство несостоятельности,
вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность
в себе. Этот синдром может маскироваться
нарочитой бравадой, вызывающим поведением,
дерзостью;
¾ тяжело протекающий пубертат
с выраженными соматическими эндокринными
и нервно-психическими нарушениями;
употребление алкоголя, токсикомания,
наркомания.
К внешним же обстоятельствам
относятся такие факторы как: