Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 18:16, контрольная работа
Краткое описание
Темой данной работы является проблема суицида. В своё время её изучал Зигмунд Фрейд, а за ним и его последователи. По сей день причины и факторы, толкающие людей к самоубийству, глубоко изучаются. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения. Для того, чтобы доказать это, приведём несколько фактов: в России каждый год жертвами суицида становится около 60 тысяч человек, среди них около 2,5 тысяч - это подростки.
Содержание
Введение Глава I. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему суицида 1.1. Причины суицидального поведения Глава II. Возрастные особенности суицидального поведения 2.1 Особенности суицида в детском возрасте 2.2 Особенности суицида в подростковом возрасте 2.3 Особенности суицида в старости Глава III. Пути коррекции суицида в подростковом возрасте Вывод Список использованной литературы
Дюркгейм ввел понятие «аномиз»
— тип социально-психологической изоляции,
наступающей при ослаблении связей, соединяющих
индивида и его социальную среду. Аномическое
самоубийство, по Дюркгейму, является
результатом тяжелого разногласия между
личностью и окружающей его средой.
Причина суицидального поведения
— понятие глубокое и сложное. Оно уходит
своими корнями в социально-психиатрический
анализ проблемы. Причина — это все то,
что вызывает и обусловливает суицид.
А.Г. Амбрумова основной причиной суицидальных
действий считает социально-психологическую
дезадаптацию личности.
Повод в отличие от причины
— это событие, которое выступает толчком
для действия причины. Повод носит внешний,
случайный характер и не служит звеном
в цепи причинно-следственных отношений.
Поэтому анализ поводов самоубийств не
выявляет их причин. Помимо главной причины
могут быть еще и второстепенные (болезнь,
семейно-бытовые трудности и т.д.). От причины
следует отличать условия и повод. Под
условиями понимают такой комплекс явлений,
который хотя и не порождает конкретные
следствия, но выступает необходимой предпосылкой
их становления и развития. Нет причин
и следствий без определенных условий.
Условия существенно влияют не только
на действия причин, но и на характер следствий.
Одни и те же причины в неодинаковых условиях
приводят к различным следствиям. Анализируя
причины суицидов, приходится повсеместно
встречаться с зависимостью их от условий.
Причины суицидального поведения
подростков.
А.Е. Личко - заслуженный деятель
науки РФ, профессор, доктор медицинских
наук, заместитель директора Психоневрологического
института им. В. М. Бехтерева; к числу наиболее
частых причин суицидов среди подростков
относит: 1) потерю любимого человека; 2)
состояние переутомления; 3) уязвленное
чувство собственного достоинства; 4) разрушение
защитных механизмов личности в результате
употребления алкоголя, гипногенных психотропных
средств и наркотиков; 5) отождествление
себя с человеком, совершившим самоубийство;
6) различные формы страха, гнева и печали
по разным поводам.
Д.Д. Федотов - отечественный
психиатр, выдающийся организатор научной
и практической психиатрии. Отмечает,
что суицидальные попытки и намерения
(по типу истерических реакций) чаще возникают
у подростков в ответ на систематическое
словесное унижение, игнорирование их
мнения близкими, ущемление самостоятельности,
в ответ на конфликтные ситуации, связанные
со злоупотреблением алкоголем и приемом
других наркотических средств, вследствие
присущих данному возрасту сексуальных
проблем. Суициды и покушения, обусловленные
психическими расстройствами (аффективно-шоковые
и депрессивные реакции), чаще возникают
в результате незаслуженного наказания
или унижения, исходящих от родителей
и друзей, оскорбления чувства дружбы
и любви, исключения по разным причинам
из учебного заведения, измены.
Основной причиной суицидальных
действий подростков в 26% случаев является
болезненное состояние (психозы — 10%, пограничные
состояния — 15%, соматические заболевания
— 1%), в 12% — трудная семейная ситуация,
в 18% — сложная романтическая ситуация,
в 15% — нездоровые отношения со сверстниками,
особенно в неформальных группах, в 8% —
нездоровые отношения со взрослыми, в
том числе с учителями , в 7% — боязнь ответственности
и стыд за совершенное правонарушение,
в 5% — пьянство и употребление наркотиков
и в 9% — прочие, в том числе и невыясненные,
причины.
Подростки виктимны, то есть
психологически уязвимы. Есть формула
Мориса Фарбера: частота самоубийств в
обществе прямо пропорциональна количеству
индивидов, отличающихся повышенной ранимостью,
и масштабу социальных лишений, в которых
находится популяция. Психологический
компонент суицидального поведения представляет
собой потерн, состоящий из пяти психологических
характеристик.
Первая из них: эгоцентризм.
В подростковом возрасте он развит очень
сильно. Мир подростка большей частью
состоит из него самого, когда ребенок
попадает в тяжелые жизненные условия,
то начинает переживать, страдать, замыкаться
на себе. Эгоцентризм здесь приобретает
характер отрицания себя.
Второй психологический механизм,
формирующий суицидальное поведение,
— аутоагрессия. В подростковом возрасте
уровень агрессии повышается. Если формируется
негативное отношение к себе, то агрессия
направляется на самого себя. С точки зрения
составляющей аутоагрессии здесь присутствует
эмоциональный компонент: тревога, чувство
вины, депрессия. Подросток часто не понимает,
что с ним происходит, не может и не умеет
поделиться своими ощущениями. Еще одна
составляющая аутоагрессии — заниженная
самооценка.
Третий психологический механизм
— пессимистическая установка. Несколько
лет назад кафедра общей психологии Российского
государственного педагогического университета
им. А.И.Герцена провела широкомасштабное
исследование по изучению проблемных
зон подростка. Самой проблемной зоной
оказалось будущее. По отношению к нему
подросток испытывает страх, тревогу.
На этом фоне пессимистическая установка
как психофизиологическая готовность
действовать в кризисной ситуации у подростка
развивается быстрее, чем у взрослого.
Следующая психологическая
характеристика — паранояльность. Речь
идет не о том, что все суициденты — параноики,
а о том, что у человека, переживающего
это состояние, параноидальные тенденции
отчетливы: треть людей, что совершили
попытки суицида, повторяют их в течение
года. При паранояльном состоянии происходят
сужение сознания и фиксация на определенные
ценности. Последняя, доминируя, переходит
в цель.
Применимо к подросткам, в их
возрасте ценностно-ориентационная сфера
не сформирована. Идея уйти из жизни как
выход из кризисной ситуации в отсутствии
ценностей и жизненного опыта быстро становится
доминантой. Плюс мотивы, толкающие на
это: протест, призыв к помощи, самонаказание,
уход от тяжелых душевных и физических
страданий, капитуляция. Когда гармонии
нет, ребенок начинает протестовать в
ответ на педагогическое давление.
Какую роль в формировании суицидального
поведения играет общество?
Сегодняшняя ситуация в обществе
становится фактором появления все большего
количества суицидов: налицо культ насилия,
падение нравственности, доминирование
материальных ценностей, отсутствие досуговой
политики. Нас окружает все более агрессивная
среда.
С точки зрения профилактики
суицидального поведения огромная роль
отводится ближайшему окружению, то есть
семье. Именно она может сформировать
адекватную самооценку, построить взаимоотношения
с ребенком на уважении, оказать поддержку,
научить справляться с трудными ситуациями.
Глава II. Возрастные особенности
суицидального поведения
2.1 Особенности суицида
в детском возрасте
Попробуем разобраться в причинах
детского суицида.
В последние годы отмечается
рост суицидальной активности. Суицид
– это умышленное лишение себя жизни.
Мысли о самоубийстве, соответствующие
высказывания, угрозы, намерения и попытки
покончить с собой называются суицидальными.
Не осознание детей о необратимости смерти,
недостатка у них жизненного опыта, осведомлённости
о пределах границы между жизнью и смертью.
Со стороны же близких людей выявляется
преступная черствость, проявляющаяся
в непонимании причин и механизмов детского
суицида. А ведь халатность в таких вопросах
и надежда «на авось» приводят зачастую
к гибели ребенка, которой можно было избежать
даже с помощью банального «разговора
по душам».
Основным фактором, влияющим
на возникновение суицидального поведения
у детей, является именно обстановка в
семье. 92% суицидов в детском возрасте
связано с неблагополучной семейной ситуацией.
Наличие у детей родственников, друзей,
близких знакомых, совершивших самоубийство,
увеличивает степень риска суицидального
поведения у них самих. Рассматривая суицидальное
поведение детей, необходимо учитывать,
что понятие смерти как категории прекращения
жизни у них, как правило, не сформировано.
Таким образом, суициды ребенка и взрослого
человека принципиально различны. До 3-х
лет ребенок еще не имеет границ, отделяющих
его от окружающего мира, не различает
мертвое и живое. У него нет представлений
о времени, о будущем, а значит, и о смерти.
Если в течение первых лет жизни ему приходится
сталкиваться с феноменом смерти, то возникающие
в связи с этим представления и эмоции
лишь отражают реакции на смерть значимых
для него людей, особенно матери. Суициды
в этом возрасте встречаются крайне редко.
У дошкольников некоторые представления
о смерти уже, как правило, сформированы.
Однако при этом они часто считают смерть
уделом исключительно стариков, не допуская
мысли о возможности прекращения собственной
жизни. Кроме того, у большинства детей
этого возраста нет понимания необратимости
смерти.
Причинами суицидов у детей
7-10 лет чаще всего являются развод родителей,
смерть близкого человека, животного и
всё чаще – наркозависимость. Нарастающая
социальная дезадаптация, одиночество,
нравственные и физические страдания,
отсутствие перспективы порождают тревогу,
агрессию, аутоагрессию, нередко выражающиеся
в суицидальном поведении.
Критическими факторами, определяющими
склонность ребенка к самоубийству, являются:
- изменение гормонального
фона в период полового созревания
и связанная с этим неустойчивость
настроения, переживания по поводу
изменений, происходящих в растущем
организме;
- специфическая возрастная
реакция на алкоголь;
- наличие у ребенка
каких-либо заболеваний, заметных
окружающим, особенно сверстникам;
- неправильное воспитание,
вырабатывающее идеальные высоконравственные
установки, которые противоречат
реальной жизни и приводят
к завышенным требованиям к
себе и окружающим (это порождает
депрессивные реакции, связанные
с «потерей веры в людей», сопровождающиеся
идеями самообвинения со всеми
вытекающими из этого последствиями.
Успех в нелегком деле по распознанию
возможной попытки суицида во многом облегчается
самим ребенком! 80% задумавших совершить
самоубийство детей предварительно дают
знать о своих намерениях окружающим.
Способы сообщения могут быть завуалированы,
и чрезвычайно необходимо их понять! Нередко
потенциальные суициденты заводят разговоры
о смерти, о своей никчемности, беспомощности,
о своем безнадежном положении, упоминают
об эпизодах суицидов в фильмах и романах.
Обычно такие высказывания непосредственно
предшествуют попытке самоубийства.
Суицидальное поведение - это
не только крик о помощи. Это в какой-то
степени ответ на глубинные переживания
человека, признание своей растерянности
перед тем, что для него по-настоящему
актуально и что он по тем или иным причинам
не в состоянии разрешить (или думает,
что не в состоянии разрешить). В 8-10 лет
у детей еще нет ценностей жизни, а поэтому
нет страха смерти. Предпринимая попытку
самоубийства, они думают, что все будут
плакать и жалеть о том, что не согласились
с ними, да, будет именно так, но они забывают
о том, что им это будет уже не нужно. Также
в причинах детского суицида очень важную
роль играет значимость микро групп, это
может быть класс, дворовая компания и
т. д. Конфликт там - для ребенка уже трагедия.
Ошибаются те, кто утверждает, что к суициду
склонны только дети из неблагополучных
семей. Давно замечено, что чаще кончают
с собой внешне вполне благополучные ребята
из семей среднего и даже высокого достатка.
Они умны, начитанны, впечатлительны и
порой крайне эмоциональны. Дети же из
неблагополучных семей, как правило, обладают
высокой психологической выносливостью.
Хотя и им порой никаких сил не хватает
выдержать все несовершенство этого мира,
которое обрушивается на их головы. Они
ведь тоже не железные. Детская психика
настолько ранима, что ребенок может повеситься
из-за конфликта с родителями или выброситься
из окна после воспитательной беседы в
учительской. Неразделенная любовь, влияние
религиозных сект, бытовая неустроенность,
отсутствие тепла и понимания со стороны
родителей, внутренняя опустошенность.
Сделаем вывод о том, в чём же
суть и причины суицидального поведения.
Основные причины суицида среди детей
– это, прежде всего проблемы, связанные
с домом, семьей, близкими. Когда ребенок
чувствует себя ненужным, обузой, изгоем
или, напротив, требует демонстрации любви
к себе, когда претензии взрослых не соответствуют
его возможностям. Для детей самоубийство
– это в первую очередь наказать родителей,
ведь ребенок не может поставить маму
в угол или отругать папу. Единственное,
что в его силах, - это лишить родителей
своей любви. Месть, обида – вот мотивы
их «преступлений». Другой причиной детского
самоубийства могут стать его отношения
со сверстниками: непринятие, унижение,
страх. Но еще страшнее, если у ребенка
вообще нет опоры: ни дома, ни в школе, ни
во дворе. Одиночество становится непосильным.
Ребенок, не видя выхода, обвиняет себя.
Попытка к самоубийству – это крик о помощи,
обусловленный желанием привлечь внимание
к своей беде или вызвать сочувствие у
окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок
прибегает к последнему аргументу в споре
с родителями. Здесь нет попытки шантажа,
но есть наивная вера: пусть хотя бы его
смерть образумит родителей, тогда окончатся
все беды, и они снова заживут в мире и
согласии.
Что же происходит с родителями,
если собственный ребенок не может их
дозваться, от чего они так «глухи»? Сознание
собственной правоты и непогрешимости
делает родителей поразительно нетерпеливыми,
неспособными без оценок, без суждений
и поучения просто любить и поддерживать
ребенка. Упрекая его, родители произносят
порой слова настолько злобные и оскорбительные,
что ими поистине можно убить. Они при
этом не думают, что своим безобразным
криком буквально толкают ребенка на опасный
для жизни поступок. (№ 12)
2.2 Особенности суицида
в подростковом возрасте
Общая характеристика развития
личности в подростковом возрасте. По
общепринятой классической возрастной
периодизации подростковый возраст ограничивается
рамками от 11 до 15 лет. В этом возрасте
происходят значительные изменения в
личностном и социальном плане. Идентификация
с собственным «Я». Важнейшей особенностью
личности в подростковом возрасте является
быстрое развитие самосознания посредством
рефлексии подростка на себя и других.
Чем лучшее образование и воспитание получил
подросток в детстве, тем богаче его рефлексия.
Подросток может, забыв обо всех забавах,
отвлекшись от любимого занятия в сфере
познавательной деятельности, уйдя от
общения, подолгу заниматься рефлексией
на свои собственные характерологические
и общечеловеческие особенности. Это занятие
при живости ума может продуцировать важные
для подростка откровения общеморального
порядка и относительно своей собственной
персоны. Подростковая рефлексия, хотя
и поднимает отрока на исключительную
для его возможностей высоту, отличается
свободной ассоциативностью - мысли текут
по разным направлениям в зависимости
от чувств и внешних обстоятельств. Целостность
рефлексии придает лишь исключительная
направленность подростка на самого себя
- куда бы он ни устремился в своих ассоциациях,
он неизменно проидентифицирует себя
с самим собой, возвратится к самому себе,
к своему собственному «Я».