Пути коррекции суицида в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Темой данной работы является проблема суицида. В своё время её изучал Зигмунд Фрейд, а за ним и его последователи. По сей день причины и факторы, толкающие людей к самоубийству, глубоко изучаются. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения. Для того, чтобы доказать это, приведём несколько фактов: в России каждый год жертвами суицида становится около 60 тысяч человек, среди них около 2,5 тысяч - это подростки.

Содержание

Введение
Глава I. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему суицида
1.1. Причины суицидального поведения
Глава II. Возрастные особенности суицидального поведения
2.1 Особенности суицида в детском возрасте
2.2 Особенности суицида в подростковом возрасте
2.3 Особенности суицида в старости
Глава III. Пути коррекции суицида в подростковом возрасте
Вывод
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

соц.псих.docx

— 197.39 Кб (Скачать файл)

¾  беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;

¾  неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;

¾  отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;

¾  серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.

Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную сферу для срыва у подростков. Исследования, проведенные в 1995 году, показали, что негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых. Согласно данным этого исследования главный источник негативных переживаний – семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы «трудных» подростков. Среди «благополучных» подростков эти показатели 47% и 18% соответственно.

Важная причина подростковых переживаний – частые наказания детей. В группе «трудных» - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди «благополучных» 21% мальчиков и 2% девочек. Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок. На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы «трудных» подростков. Досаждает подросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту причину указали 65% мальчиков и 72% девочек.

Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы подвести итоги. В данной работе, мы рассмотрели суицид, не как принятую форму девиантного поведения, а попытались раскрыть это явление с точки зрения психических и личностных особенностей подросткового возраста. В ходе работы мы выяснили, что подростковый возраст является кризисным как в физиологическом, так и в психическом плане. В подростковом возрасте наиболее остро проявляется потребность любви и признании. Психика неустойчива к моральным потрясениям. И в связи с переходным периодом из детства во взрослость, в данном возрасте подросток начинает задумываться над смыслом жизни и собственным местом в мире. Эти факторы зачастую являются предпосылками такого явления, как подростковый суицид. В данной главе мы подробно рассмотрели особенности подросткового возраста во взаимосвязи с проблемой самоубийства. Неоднократно было сказано, что подростки склонны к проявлению различных видов агрессии, таких как физическая агрессия, косвенная, негативизм, раздражительность, подозрительность, обидчивость, вербальная агрессия. По мнению А.Г. Амбрумовой общая агрессивность является фоном для совершения суицида. На основе оттого мнения мы предполагаем, что возможно высокий уровень различных видов агрессии является факторами, провоцирующими суицид у подростков. Следовательно, выявление подростков с высоким уровнем агрессии и своевременная психологическая помощь, могут снизить у них риск совершения суицида и суицидального поведения.

Исследование зависимости склонности к суициду от уровня агрессивности у подростков. Исследование проблемы суицидального поведения подростков. Описание исследования.

Как было сказано ранее, по мнению А.Г. Амбрумовой общая агрессивность является фоном для совершения суицида. На основе оттого мнения мы предполагаем, что возможно высокий уровень различных видов агрессии является факторами, провоцирующими суицид у подростков. Для того чтобы выяснить, так ли это на самом деле было проведено исследование зависимости уровня агрессивности на склонность подростка к суициду и суицидальному поведению.

Цель данного исследования состоит в следующем: выявить зависимость различных видов агрессии на склонность подростка к суициду и суицидальному поведению.

Для этого были поставлены следующие задачи:

1.  Исследовать уровень агрессивности у подростков.

2.  Исследовать склонность подростков к суицидальным действиям.

3.  Сравнить результаты испытуемых по первому и второму исследованию и выявить закономерности.

4.  Выяснить, какой вид агрессии наиболее характерен для подростков склонных к суициду.

5.  Сделать обобщенные выводы по проведенному исследованию.

В данной работе объектом исследования является суицидальное поведение подростков. Предметом – влияние различных видов агрессии на склонность к суициду.

Исследование

Исследование проводилось 3 апреля 2010 года в Средней общеобразовательной школе № 3 Заводского района, в 10 «Б» классе. В исследовании принимало участие двадцать человек, учащихся этого класса. Возраст испытуемых 14-15 лет. В связи с деликатностью темы, испытуемых предупредили о неразглашении данных, а также попросили преподавателя выйти на время проведения исследования.

Исследование зависимости склонности подростка к суициду от уровня агрессивности.

В работе мы пользовались эмпирическими методами исследования, такими как тестирование и диагностическая анкета. Для исследования уровня агрессивности был выбран метод тестирования, так как тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить с эталоном, либо сравнить с другими показателями и выявить их взаимосвязь с помощью выделения закономерностей. Поэтому данный метод наиболее актуален и удобен для проведения данного исследования.

Для исследования мы используем так называемые личностные тесты, которые предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности, опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.

Для исследования уровня агрессивности используется модифицированный тест Басса-Дарки. В данной модификации исключена шкала «Чувство вины», убраны двойные отрицания, упрощены формулировки, дана текстовая (популярная) интерпретация. Тест предназначен для диагностики различных форм агрессивного поведения. Данный опросник может быть применим для любой возрастной группы. Интерпретация проводиться в соответствии с ключом, данным в Прил. 2 .

Для определения суицидального риска подростков, использовался метод анкетирования – разновидность опроса, в котором цели исследования достигаются на основе анализа письменных ответов респондентов. Так как в настоящее время не существует универсальной психодиагностической методики для определения суицидального риска у подростка, находящегося в кризисной ситуации. Поэтому, для данной данного исследования использовалась диагностическая анкета о критических ситуациях подростка (прил. 3), которая позволяет определить потенциальных суицидентов на основе их ответов на вопросы касающиеся определения общего критического состояния, которое может свидетельствовать о высоком уровне склонности к суициду.

Данные проведенного анкетирования по каждому из респондентов представлены в таб. 2. Наличие у испытуемого каждого признака критической ситуации отмечены знаком «+». Количество набранных плюсов более 5, а также более 3 отмеченных ситуаций при ответе на второй вопрос и более 4 при ответе на пятый вопрос может свидетельствовать о склонности подростка к суициду. Всего 11 факторов. Наличие более шести факторов говорит о высоком уровне переживания критических ситуаций, а так как критическая ситуация в подростковом возрасте зачастую сопровождается суицидальными действиями, то этот факт интерпретировался как высокий риск совершения суицида.

 

Таблица 1. Протокол результатов анкетирования

Номер вопроса

2

3

4

5

6

Количество

сфер возникновения критических ситуаций

Удаленность критической ситуации в психологическое прошлое

Ее ожидание в будущем

состояния, свидетельствующие о наличии переживания критической ситуации

отрицательный баланс, внутренние суицидальное поведение

ситуационные реакции

субдепрессивные состояния

состояния фобического круга

состояния нервно-психического напряжения

Количество положительных ответов

эмоциональный дисбаланс

пессимизм

Демоби-лизации

Дезорганиз-ация

1

3

Давно

Нескоро

+

   

3

   

+

+

2

4

Давно

Очень нескоро

 

+

+

3

 

+

 

+

3

7

Недавно

Скоро

+

+

+

4

+

+

 

+

4

5

Очень давно

Нескоро

+

   

3

   

+

 

5

3

Не очень давно

Нескоро

 

+

 

2

 

+

   

6

2

Не очень давно

Нескоро

   

+

2

 

+

   

7

8

Недавно

Не очень скоро

+

+

+

6

+

+

+

+

8

7

Недавно

Скоро

+

 

+

5

+

+

+

+

9

3

Давно

Нескоро

+

+

 

3

   

+

 

10

4

Давно

Нескоро

   

+

3

+

 

+

 

11

2

Давно

Нескоро

+

+

+

4

       

12

8

Недавно

Скоро

+

+

+

5

+

+

+

+

13

2

Не очень давно

Очень нескоро

     

2

+

+

+

 

14

9

Совсем недавно

Не очень скоро

+

+

+

6

+

+

+

+

15

5

Давно

Нескоро

   

+

3

   

+

 

16

7

Недавно

Скоро

+

+

+

6

+

+

+

+

17

7

Недавно

Не очень скоро

+

+

+

5

+

+

+

+

18

10

Недавно

Скоро

+

+

+

7

+

 

+

+

19

3

Недавно

Нескоро

+

 

+

2

 

+

+

 

20

5

Недавно

Нескоро

 

+

 

1

+

+

   

 

(№ 16, 17)

 

Темным цветом выделены респонденты, набравшие самые высокие результаты. Этими данными мы руководствовались в дальнейшем проведении исследования, при сравнении данных обоих исследований, а также в процессе подтверждения гипотезы.

Результаты теста уровня агрессивности «Басса-Дарки» также представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования уровня агрессивности у подростков

Физичес

-кая агрессия

Косвен

-ная агрессия

Негати-визм

Обидчи-вость

Раздра-жение

Подозри-тельность

Словес-

ная агрессия

Общий балл

1

2

2

3

2

1

2

2

14

2

2

1

1

1

2

3

1

8

3

2

3

4

4

2

3

3

21

4

2

1

3

2

1

1

1

11

5

2

1

1

1

2

1

1

9

6

1

3

2

1

1

2

1

11

7

3

3

3

4

2

3

2

20

8

3

2

3

3

3

3

3

21

9

2

1

2

2

2

1

1

11

10

3

2

1

1

1

1

1

10

11

2

1

2

2

2

1

1

11

12

2

1

1

2

2

1

1

10

13

2

1

2

1

2

1

1

12

14

3

3

4

3

2

2

2

19

15

1

3

2

1

1

2

1

11

16

3

2

4

3

2

3

3

20

17

2

3

4

3

3

3

1

20

18

3

3

3

4

2

1

2

18

19

2

1

2

2

2

1

1

11

20

3

2

1

1

1

1

1

10


 

Анализ результатов исследования. Исходя из полученных данных, мы выяснили, что испытуемые под номерами 3, 7, 8, 12, 14, 16, 17, 18 гипотетически наиболее склонны к суициду, так как их ответы наиболее идентичны результатам свидетельствующим о наличии критической ситуации, суицидального риска. С данными именно этих испытуемых продолжалась дальнейшая работа.

Для наглядности мы приводим данные этих подростков в общей таблице 2.

Таблица 2. Выборочные результаты из таблицы 1

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Негативизм

Обидчивость

Раздражение

Подозрительность

Словесная агрессия

3

2

3

4

4

2

3

3

7

3

3

3

4

2

3

2

8

3

2

3

3

3

3

3

12

2

1

1

2

2

1

1

14

3

3

4

3

2

2

2

16

3

2

4

3

2

3

3

17

2

3

4

3

3

3

1

18

3

3

3

4

2

1

2


 

Как видно, у всех подростков, кроме испытуемого под номером 12, у которого при относительно невысоком уровне агрессивности по всем ее видам, высокие показатели суицидального риска. При этом у всех остальных испытуемых самые высокие показатели по шкале негативизма, на втором месте – обидчивость, на третьем – подозрительность. Для всех потенциальных суицидентов данного исследования характерны высокие показатели по этим шкалам.

Что касается остальных испытуемых, то можно сказать, что в целом показатели агрессивности достаточно высоки, у 67% испытуемых общий фон агрессивности расценивается как высокий, но все же гораздо ниже, чем у тех, кто по результатам исследования наиболее склонны к суицидальному поведению. Для примера: средний балл «суицидентов» - 16,25, в то время, как средний балл агрессивности всех остальных – 10,75 из 25 возможных. В процентном соотношении это 65% и 43% из ста.

Информация о работе Пути коррекции суицида в подростковом возрасте