Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 08:33, контрольная работа
Одна из основных проблем клинической психологии - реакция больного на свое заболевание. Психологическим аспектам соматического заболевания издавна придавалось большое значение многими классиками как зарубежной, так и отечественной медицины. Однако наиболее глубокое и всестороннее изучение данной проблемы началось с работ немецкого врача-интерниста А. Гольдшейдера (1926), описавшего ощущения, переживания и представления больного о своей болезни. Он назвал их аутопластической картиной заболевания. Гольдшейдер выделил два уровня картины болезни: "сенситивный", основанный на ощущениях, и "интеллектуальный" - результат размышлений больного о своем физическом состоянии.
В профессиональной деятельности врача большую роль играют правильные взаимоотношения с родственниками больного, недопущение деонтологических ошибок при сообщении близким о тяжелом, безнадежном его состоянии или смерти. Некоторые люди, обеспокоенные состоянием близкого человека, в силу личностных особенностей как бы вытесняют опасность, и обычные слова успокаивающего характера расценивают как заверение, что опасности нет, а последующее предупреждение о серьезном, тяжелом, безнадежном состоянии больного не воспринимают. В таких случаях в дальнейшем возможны конфликты и жалобы на врача: родственники умершего больного утверждают, что врач не предупреждал о тяжести состояния, а значит ничего угрожающего не было, и смерть наступила из-за недосмотра или халатности.
Во избежание подобных ситуаций врач должен научиться четко излагать свои мысли, спокойно, без торопливости вести беседу, уметь, по возможности, утешить близких больного и убедиться, что его слова правильно поняты.
Утомление - естественное состояние, появляющееся у врача при высоких физических и психологических нагрузках, после суточных дежурств, напряженной работы в отделении реанимации, в операционной и т.п. Поэтому врач должен уметь реально оценивать свои психофизиологические возможности, готовиться к работе и дежурствам, учитывая, что от его состояния зависят здоровье и жизнь больных.
Взаимоотношения в медицинском коллективе
Отношения врача со своими
коллегами и медицинским
Организационная структура лечебных учреждений весьма консервативна и традиционна: главный врач, старшие врачи, заведующие отделениями осуществляют руководство и координацию работы остальных врачей. Общими правилами являются соблюдение субординации, вежливость, доброжелательность, товарищеская взаимопомощь. Врач должен, с одной стороны, уметь отстаивать свои взгляды, невзирая на служебное положение оппонента, а с другой - признавать критику коллег. Нередко могут возникать трения между "старыми", опытными и "молодыми" врачами. Безусловно, молодому неопытному врачу труднее завоевать доверие больного. Но свою неопытность он может компенсировать добросовестностью, стремлением как можно лучше разобраться в состоянии больного, обращением за советом к более опытным коллегам.
Многими выдающимися врачами-
Когда же врач из-за равнодушного или негативного отношения к работе допускает профессиональные ошибки, не в состоянии внимательно, вдумчиво выслушать жалобы больного, проявляет раздражительность и нетерпимость, он утрачивает доверие к себе больных и уважение коллег. Не способствуют росту авторитета врача высокомерное отношение к коллегам, самоуверенность и тщеславие, проявляющиеся нежеланием консультироваться с более опытными специалистами.
В медицинском коллективе каждый работник имеет свои функции и круг обязанностей. Отношения врача с работающим вместе с ним медицинским персоналом также должны быть ровными, уважительными. Врач не должен допускать грубости, бесцеремонности, высокомерия при общении с медицинской сестрой или лаборантом. В то же время недопустимо и превышение своих обязанностей последними - обсуждения с больными назначений врача, подвергая сомнению результаты исследований, что может нанести существенный вред лечению больного.
Каждая профессия может способствовать развитию человека, совершенствованию его профессиональных и личных качеств, но может приводить и к известным негативным изменениям личности. Р.Конечный, М.Боухал в своем руководстве "Психология в медицине" (1983) говорят опрофессиональной деформации личности медицинского работника, которая происходит постепенно на основе профессиональной адаптации. Выражением профессиональной деформации личности медицинских работников являются появление черствости, иногда граничащей с бездушием и цинизмом, использование медицинского жаргона (сленга). Профессиональная деформация личности во многом носит подсознательный характер и связана с недостаточностью личностного контроля. Она может отрицательно сказываться на взаимоотношениях как в коллективе, так и с пациентами, приводя у последних к возникновению ятрогенных расстройств.
Последние три десятилетия
в работах психологов значительное
место уделяется так
Известна эмблема медицинской деятельности, предложенная еще в XVII веке голландским врачом Николасом ван Тульпиусом - горящая свеча, и под ней девиз: "Светя другим, сгораю сам". Безусловно, "выгорание" не предполагает смерть или моральное опустошение, но профессиональная деформация личности, проявляющаяся негативными ее изменениями, часто создает трудности в дальнейшей работе врача. Среди причин профессиональной деформации называют социальные факторы и факторы среды (место работы, психологическая атмосфера в коллективе), а также личностные факторы.
Социально-средовые факторы, отрицательно влияющие на личность медицинского работника:
Личностные факторы,
предрасполагающие к появлению
у врача симптомов
Симптомы эмоционального выгорания (по Абрамовой Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998):
Для предупреждения синдрома эмоционального выгорания важно уже в процессе подготовки медицинского работника:
Сотрудников, приступающих к работе, важно ввести в профессию и коллектив, используя для этого наставничество более опытных коллег. Способствуют предупреждению симптомов эмоционального выгорания постоянное профессиональное совершенствование, творческий, личностный и интеллектуальный рост врача или другого медицинского работника.
Особенности взаимоотношений врач - медицинский персонал - больной
Эффективность лечебно-диагностического процесса в значительной степени определяется умением врача общаться с пациентом и выявлять при этом особенности его личностно-психологического или психопатологического реагирования на болезнь, что, как было показано выше, оказывает существенное влияние на течение и исход заболевания. Основным "инструментом" оценки психологических качеств пациента, выявления имеющихся у него психических нарушений для врача общей практики служит клинический метод, который был подробно описан выше, в главе 9.
Типы взаимоотношения врача и больного
Ведущую роль во взаимоотношениях
врача и больного, как свидетельствуют
многочисленные работы, посвященные
изучению данной проблемы, играют личностные
и характерологические
Как при свободном выборе врача, так и при отсутствии такой возможности, отношение к врачу пациента во многом определяется психологической установкой последнего, которая может быть адекватной, позитивной и негативной.
Адекватная установка основана на принятии пациентом личности врача, включая как положительные, так и отрицательные качества.
Позитивная установка выражаетс
Негативная установка выражаетс
Психологом и психотерапевтом В.А.Ташлыковым были систематизированы качества, которые пациенты наиболее часто включают в "образ идеального врача": ум (78%), увлеченность работой (57%), внимательность (56%) и далее - чувство долга, терпеливость, чуткость, интуиция, серьезность, доброта, чувство юмора. Им же описаны четыре психологических типа врача, составляющих альтернативные пары: сопереживающий - эмоционально "нейтральный"; директивный - недирективный.
Сопереживающего врача отличают наличие эмпатии, способность сопереживать, разделять психологические проблемы пациента. Врача такого типа предпочитают больные с гипертимными чертами характера, эмоционально неустойчивые, сенситивные. Издержкой контакта подобных личностей может стать эмоциональное влияние больного, который навязывает врачу свою концепцию болезни.
Эмоционально-нейтральный врач дистанцирован от глубинных переживаний пациента, ориентирован на симптомы болезни и предпочитает технократический подход к лечению больного. Наиболее приемлемым подобный тип врачебного подхода является для интравертированных личностей и шизоидов.
Директивный тип отношений основан на авторитарно-директивной позиции врача, являющегося для пациента компетентным руководителем, занимающим активную позицию. Директивный врач не допускает дискуссий с пациентом по поводу диагноза и методов лечения, исключает сомнения в своих профессиональных возможностях, склонен давать реакции раздражения в ответ на критику пациентом его действий. Уверенность врача в своих действиях повышает его рейтинг в глазах больного. Особенно это важно для больных с психастеническими чертами, которым свойственны тревожная мнительность и педантизм. Четко расписанные назначения и рекомендации, график приема лекарств, сроки лечения, дозировки помогают таким больным приобрести веру в эффективность лечения и благоприятный исход заболевания. Доминирование врача над эмоционально незрелыми, инфантильными, внушаемыми пациентами приводит к их пассивности, зависимости от врача. Уверенность врача в своих действиях не должна перерастать в самоуверенность.