Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 07:26, курсовая работа
Изучение понятия «творческие способности» всегда было актуальной темой для разного рода психолого-педагогических исследований (А. Адлер; Г. Олпорт; А. Маслоу; О. М. Дьяченко; Дж. Гилфорд; Л. С. Выготский; Э.Торренс и др.). Ведь творчество и сами творческие способности, как таковые, не могут регулироваться человеком самостоятельно. Творческие люди, обладающие творческими способностями, всегда вызывали интерес у остальных людей. Поэтому всегда было интересно понять какими способами и средствами, в какие сроки нужно развивать творческие способности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕНМА……………..6
Понятие и творческие способности в психолого-педагогических
исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте…………………..6
Особенности развития творческих способностей у дошкольников
с нарушениями интеллекта………………………………………………18
Вывод по 1 главе………………………………………………………….25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………………………………27
2.1. Организация и методы экспериментального исследования……….27
2.2. Анализ результатов исследования………………………………….31
Вывод по 2 главе………………………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...46
Список литературы……………………………………………………….49
Приложение……………………………………………………………….51
О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит:
1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.
2. Использование такого
реструктурирования образов, при
котором образы одних объектов
применяются в качестве
Способность к творчеству – это креативность. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся. Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника.
Таким образом, нам стало понятно, что творческая деятельность помимо того, что связана с воображением, еще и зависима от креативности.
Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:
1) оригинальность - способность
продуцировать отдаленные
2) семантическая гибкость
- способность выделять функцию
объекта и предложить его
3) образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
4) семантическая спонтанная
гибкость - способность продуцировать
разнообразные идеи в
Позже Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:
1) способность к обнаружению и постановки проблем;
2) способность к генерированию большого числа идей;
3) гибкость - способность
к продуцированию различных
4) оригинальность - способность
отвечать на раздражители
5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтез.
Отметим же основные направления развития творческих способностей у детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления,
которые формируют
Из трех, ранее представленных нам видов творчества детское творчество находит отражение только в художественном. Дети дошкольного возраста еще не умеют, как следует считать, писать, решать сложные задачи им вообще не по силам, поэтому о научном творчестве в дошкольном возрасте мы не можем говорить. Техническое творчество так же не свойственно детям дошкольного возраста, уровень их развития просто не позволяет им этого. Да и мы понимаем, что изобретения детей мы не можем воплощать в жизнь, потому что для этого нужно, чтобы они были безопасны для жизнедеятельности всех людей, чего дошкольник не может учитывать, изобретая новые технические средства.
В современной литературе анализ творчества дошкольников осуществляется в основном по трем направлениям (Н. Н. Поддьяков). Первое направление предполагает изучение механизмов творческой переработки ребенком вновь приобретаемого опыта, а также количественные и качественные особенности преобразующей, комбинирующей деятельности детей в этом процессе. Особое место занимает определение роли фантазии в развитии творчества дошкольников. Второе направление — изучение структуры поисковой деятельности, становления и смены ее основных форм, условий усложнения и развития этой деятельности и т. д. Одной из важных форм поисковой деятельности является детское экспериментирование. Третье направление ориентируется на исследование проблем взаимодействия и взаимосвязи творческого процесса с эмоциональным развитием дошкольников. Эмоции составляют основу формирования потребностей ребенка как в самом процессе творчества, так и в его конечном продукте. Эмоциональная насыщенность детского творчества, в конечном счете, способствует становлению эвристической структуры личности.
Психологи утверждают также, что развитие творчества качественно меняет личность человека.
Л.А. Парамонова выделяет следующие особенности творчества дошкольника. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это вторая особенность детского творчества. Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения. И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.
Н. А. Ветлугина для каждого периода детства выделяет свои характеристики творческой деятельности и креативности [9, стр. 12-24]:
Для детей от двух до трех лет характерны более простые действия. Например, они любят слушать стихи, песни. Так же им свойственно рисовать, лепить, танцевать, читать стихи и петь, но на занятиях по художественной деятельности. А в самостоятельной деятельности, по словам Ветлугиной, дети рисуют по собственному желанию, а танцуют и поют вместе с воспитателем. Так же на праздниках, которые проводятся в детском саду, дети просто присутствуют и радуются, но сами еще не участвуют.
Для детей от трех до четырех лет характерно проявление интереса к творчеству, умение сосредотачиваться, понимание того, о чем ведется речь в стихах, песнях. Могут работать как самостоятельно, так и в коллективе сверстников. Иногда даже самостоятельно начинают рисовать, танцевать, петь, без предложения воспитателя, но все же еще не всегда активно проявляют инициативу к творческой деятельности. Могут уже принимать участие в праздничных утренниках и развлечениях.
Для детей от четырех до пяти лет характерно правильное восприятие всех произведений искусства, испытывают потребность в самостоятельном художественном творчестве: рисование, лепка, пение, танцы, чтение стихов. Творческие способности проявляются следующим образом: чисто поют небольшие песенки, выразительно читают стихи, удачно изображают предметы и явления в рисунках, лепке передают содержание картины, песни, игры, рисунка, но пока еще с помощью воспитателя. По собственной инициативе рассматривают картинки, раскрашивают их, рисуют. Активно отвечают вопросы во время праздничных развлечений, если это нужно, проявляют желание участвовать в праздничных выступления и развлечениях.
Для детей от пяти до шести лет характерно проявление интереса к занятиям различными видами искусства, стремясь усвоить определенные навыки, точно выполнять задания воспитателя. Правильно представляют содержание занятия (учимся рисовать, лепить и т.д.). Проявляют музыкальный и поэтический слух, проявляют чувство ритма, чувствуют и различают музыкальную, стихотворную и прозаическую форму. Проявляют желание самостоятельно исполнить определенную роль в драматизации и музыкально-сюжетной игре. Оценивают качество работ своих товарищей, воспринимают оценки от товарищей. Сами выбирают песню, стих, книгу, проявляют инициативу в организации самодеятельного концерта, повторяют дома запомнившиеся, наиболее интересные песни, пляски, стихи из праздничного репертуара.
Для детей от шести до семи лет характерно эмоциональное восприятие художественного произведения. Дети охотно занимаются всеми видами художественной деятельности, отдавая предпочтение одному из них. Проявляют умение вовремя подать свою реплику в игре-драматизации, занимаясь изобразительной деятельностью, доводят замысел до конца. Знают, что нужно для того, чтобы песня была хорошо спета, рисунок хорошо нарисован и т.д. Точно повторяют движения, показываемые на занятиях по ритмике. Чувствуют и отличают форму музыкального произведения, поэтического. Проявляют воображение при пересказе. Пользуются образными выражениями из сказок, песен, стихов. Стремление правильно оценивать собственное исполнение. Знают различные виды зрелищ (кино, театр, цирк), выражают желание послушать любимые произведения, могут подобрать, по собственной инициативе, знакомую мелодию на металлофоне. Проявляют творческую инициативу и организаторские способности.
В курсовой работе речь идет о художественно-творческих способностях. «Художественную окраску» способностям, проявляющимся в творческой деятельности, придает ее «художественный характер». «Художественность» - одно из важнейших понятий в эстетике искусствознании, отражающее специфическую особенность искусства как формы отражения и познания действительности. К художественным видам деятельности принято относить изобразительную деятельность со всем многообразием ее видов - непосредственно изобразительную (рисование), декоративную (украшательскую - декорирование и дизайн) и конструкторскую (конструирование из различных материалов - природного, бросового, бумажного т.д.) В детском саду дошкольники осваивают практически все виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию) и конструирование[9, стр. 10].
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста, в котором они могут проявить свои творческие способности является игра. В ней они могут продумывать сюжеты, роли, линии развития игры, тем самым включая свое воображение, креативность. Но помимо игры дети занимаются творчеством такого рода, как рисование, лепка, пение, танцы. Освоение этих видов творчества указывает нам на то, что у ребенка развивается и творческая активность, и воображение.
Особенно важно, когда дети могут продумывать сюжетно-ролевую игру (старший дошкольный возраст) и начинают играть в нее, сами придумывая все, что с ними будет происходить. Это будет одним из основных показателей нормального развития детей.
Во время занятий по изобразительной деятельности дети учатся отображать окружающую их действительность, правильно передавать форму, цвет предметов. Во время этих занятий ребенок не просто учится воспроизводить увиденные им предметы, но он также учится мыслить. Не всегда же можно рисовать с натуры, имея перед собой образец, тогда дети начинают вспоминать предметы, которые уже видели и пробуют повторить их в рисунках, скульптурах, аппликациях. Опять же, дети когда рисуют, то они вкладывают в рисунок какие-то переживания, эмоции, связанные с тем, что хотят изобразить. Они пытаются придумать какой-то сюжет, определить смысл нарисованного, тем самым придавая деятельности творческий характер.
Нередко дети пытаются воспроизвести в своих работах нечто, чего вообще не может существовать, задействовав творческое мышление, воображение и, в какой-то мере, креативность. Они пытаются совместить части отдельных героев, животных, делают говорящими деревья и т.д. В этом-то и проявляется творчество детей.
На музыкальных занятиях тоже имеет место творчество. Нередко, преподаватели по танцам включают музыку и предоставляют детям возможность свободно двигаться под музыкальное сопровождение. Сколько всего разного и интересного выполняют дети на таких видах занятий. Часто танцевальные постановки делаются из этих самых же движений, которые увидел хореограф во время свободного танца детей.
Творческое мышление детей сильно отличается от взрослого. Отличия находят место не только в меньшем багаже знаний и маленьком опыте, но и в отсутствии множеств стереотипов, которыми скованы люди. Поэтому стоит внимательнее присматриваться к продуктам детского творчества, там иногда можно найти что-то действительно новое и необыкновенное.
Таким образом, можно говорить о том, что творчество – это одна из самых важных и интересных тем для изучения. Творчество и творческая деятельность являются неотъемлемыми составляющими жизни человека, творчество может проявляться во всем: в отдыхе, в работе, в разговоре и т.д. Творчество детей не может выражаться абсолютно во всем, но тоже имеет место быть. Детей поначалу учат творчеству, обучают видам творческой деятельности, а затем, по мере развития ребенка, его психических процессов, творчество и творческая деятельность начинают проявляться сами по себе, не только на специальных занятиях. И творчество детей, порой, не имеет границ. Основными видами детского творчества можно считать: хореографию, изобразительное, музыкальное творчество, игру, сочинение сказок и стихов, фантазирование. А развитие всех их возможно только при условии нормального развития основных направлений творческих способностей, таких как воображение и мышление. Но мышление не репродуктивное, а творческое. Только при нормальном развитии этих направлений можно говорить о творческих способностях. А склонность к одному из видов творческой деятельности указывает на предпочтение и предрасположенность ребенка. А на основании предложенной Н. А. Ветлугиной характеристики творческой деятельности можно выделить следующие критерии развития творческих способностей, характерных для каждого возраста:
Наличие всех этих критериев в каждом возрастном периоде говорит о том, что развитие творческих способностей соответствует нормальному развитию. Отсутствие одного из этих критериев говорит нам о том, что стоит повнимательнее присмотреться к развитию этого ребенка, возможно ребенку необходима помощь взрослого в развитии тех или иных предпосылок к творческой деятельности.
1.2 Особенности развития
творческих способностей у