Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 07:26, курсовая работа
Изучение понятия «творческие способности» всегда было актуальной темой для разного рода психолого-педагогических исследований (А. Адлер; Г. Олпорт; А. Маслоу; О. М. Дьяченко; Дж. Гилфорд; Л. С. Выготский; Э.Торренс и др.). Ведь творчество и сами творческие способности, как таковые, не могут регулироваться человеком самостоятельно. Творческие люди, обладающие творческими способностями, всегда вызывали интерес у остальных людей. Поэтому всегда было интересно понять какими способами и средствами, в какие сроки нужно развивать творческие способности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕНМА……………..6
Понятие и творческие способности в психолого-педагогических
исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте…………………..6
Особенности развития творческих способностей у дошкольников
с нарушениями интеллекта………………………………………………18
Вывод по 1 главе………………………………………………………….25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………………………………27
2.1. Организация и методы экспериментального исследования……….27
2.2. Анализ результатов исследования………………………………….31
Вывод по 2 главе………………………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...46
Список литературы……………………………………………………….49
Приложение……………………………………………………………….51
– развитие навыков эмоционального общения детей друг с другом и взрослыми; обучение неречевым (мимика, пантомимика, жест) и речевым средствам общения; обучение выражению своих чувств и настроений в соответствии с заданной сказочной ситуацией;
– формирование основ нравственного поведения; обучение простейшей импровизации; развитие пространственно-временной ориентации (создание мизансцен, соответствующих различным временам года);
– развитие общей моторики в процессе использования имитационных движений; развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук при использовании пальчиковых игрушек, игрушек-рукавичек и кукол би-ба-бо, кукол-марионеток.
Дата: 11.05.2011
Методика «Варианты окончаний».
Цель: изучить способность творческого мышления и воображения.
Сказка:
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Ответ ребенка:
Мышка пробежала, хвостиком задела яичко, оно упало и разбилось.
Баба плачет, дед плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачьте дед и баба, я вам новое яичко снесу – простое, а не золотое!
Вывод
Сказка окочена, ребенок использовал некоторые синонимичные слова тем, которые не вспомнил, но конец сказки, в целом, не отличается от оригинала. Средний уровень развития творческого мышления и воображения.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Леша К.
Возраст: 6 лет 11 мес.
Дата: 13.05.2011
Методика «Варианты окончаний».
Цель: изучить способность творческого мышления и воображения.
Сказка:
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Ответ ребенка:
И решили дед с бабкой продать яичко. А на эти деньги купили они себе корову, свинью и новый дом, в котором жили до самой смерти!
Вывод
Сказка окочена, ребенок изменил окончание сказки в соответствии со своим замыслом. Высокий уровень развития творческого мышления и воображения.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Лиза П.
Возраст: 7 лет 4 мес.
Дата: 13.05.2011
Методика «Варианты окончаний».
Цель: изучить способность творческого мышления и воображения.
Сказка:
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Ответ ребенка:
А вот мышка пробежала, хвостиком задело, яичко упало и разбилось.
Баба плачет, дед плачет, а курочка Ряба говорит:
- Не плачь, баба, не плачь, дед, снесу я вам яичко другое, не золотое – простое!
Вывод
Сказка окочена, ребенок использовал некоторые синонимичные слова тем, которые не вспомнил, но конец сказки, в целом, не отличается от оригинала. Средний уровень развития творческого мышления и воображения.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Варя В.
Возраст: 7 лет 2 мес.
Дата: 11.05.2011
Методика «Использование предметов»
Цель: изучить уровень развития мышления, воображения, способности переносить имеющийся опыт в новую ситуацию.
Кирпичик:
1. строить дом
2. строить дорогу
3. вместо утюга
4. строить крепость
Вывод:
Ребенок предложил 4 варианта использования предмета, один из них отличается оригинальностью. Средний уровень.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Катя К.
Возраст: 6 лет 11 мес.
Дата: 11.05.2011
Методика «Использование предметов»
Цель: изучить уровень развития мышления, воображения, способности переносить имеющийся опыт в новую ситуацию.
Кирпичик:
1. строить дом
2. построить ворота
Вывод
Ребенок предложил 2 варианта использования предмета, ни один из них не отличается оригинальностью использования предмета. Низкий уровень.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Андрей З.
Возраст: 7 лет 8 мес.
Дата: 11.05.2011
Методика «Использование предметов»
Цель: изучить уровень развития мышления, воображения, способности переносить имеющийся опыт в новую ситуацию.
Кирпичик:
1. построить дом
2. построить гараж
3. его можно кидать
Вывод
Ребенок предложил 3 варианта использования предмета, один из них отличается оригинальностью. Средний уровень.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Леша К.
Возраст: 6 лет 11 мес.
Дата: 13.05.2011
Методика «Использование предметов»
Цель: изучить уровень развития мышления, воображения, способности переносить имеющийся опыт в новую ситуацию.
Кирпичик:
1. построить дом
2. построить дорогу
Вывод
Ребенок предложил 2 варианта использования предмета, ни один из них не отличается оригинальностью использования предмета. Низкий уровень.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Лиза П.
Возраст: 7 лет 4 мес.
Дата: 13.05.2011
Методика «Использование предметов»
Цель: изучить уровень развития мышления, воображения, способности переносить имеющийся опыт в новую ситуацию.
Кирпичик:
1. построить что-нибудь
2. можно как телефон использовать
3. можно как утюг
4. можно подарить его кого-нибудь
Вывод
Ребенок предложил 4 варианта использования предмета, 3 из них отличаются оригинальностью использования. Высокий уровень.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Варя В.
Возраст: 7 лет 2 мес.
Дата: 11.05.2011
Методика «Где чье место?»
Цель: изучить уровень развития воображения.
Куда ставит изображение: |
Пояснение: |
груша - дерево |
|
кошка- трава |
она спряталась от собаки |
собака - будка |
|
мяч- забор |
мячиком играли, а он улетел за забор |
ребенок - коляска |
|
рыба - пруд |
|
птица - небо |
|
цветок - дом |
|
утка - дорожка |
утка пошла кушать |
Вывод
Ребенок поставил некоторые картинки на «чужие» места, но объяснения были близки к жизненным, воображение использовалось не слишком активно. Средний уровень.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Катя К.
Возраст: 6 лет 11 мес.
Дата: 11.05.2011
Методика «Где чье место?»
Цель: изучить уровень развития воображения.
Куда ставит изображение: |
Пояснение: |
груша - дерево |
|
кошка- забор |
|
собака - будка |
собачка охраняет ребеночка |
мяч- дорожка |
|
ребенок - коляска |
|
рыба - пруд |
|
птица - небо |
|
цветок - дом |
|
утка - трава |
утка щиплет травку |
Вывод
Ребенок поставил все картинки на свои законные места. Низкий уровень.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Андрей З.
Возраст: 7 лет 8 мес.
Дата: 11.05.2011
Методика «Где чье место?»
Цель: изучить уровень развития воображения.
Куда ставит изображение: |
Пояснение: |
груша - дом |
ее сорвал волшебник, будет кушать сейчас |
кошка- небо |
она научилась летать, так решил волшебник |
собака - трава |
так решил волшебник |
мяч- дорожка |
|
ребенок - коляска |
|
рыба - забор |
|
птица - пруд |
ей интересно как живут рыбы |
цветок - дерево |
|
утка - будка |
я вот так хочу! |
Вывод
Ребенок поставил многие картинки на «чужие» места, объяснив тем, что он волшебник, который любит шутить, поэтому многое здесь не так. Высокий уровень.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Леша К.
Возраст: 6 лет 11 мес.
Дата: 13.05.2011
Методика «Где чье место?»
Цель: изучить уровень развития воображения.
Куда ставит изображение: |
Пояснение: |
груша - забор |
|
кошка- дерево |
я видел как-то раз как кошка забралась на дерево |
собака - пруд |
папа говорил, что собаки очень любят купаться |
мяч- дорожка |
|
ребенок - коляска |
ребеночек плачет, он к маме хочет |
рыба - будка |
|
птица - небо |
|
цветок - дом |
|
утка - трава |
Вывод
Ребенок поставил некоторые картинки на «чужие» места, но объяснения были близки к жизненным, воображение использовалось не слишком активно. Средний уровень.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Лиза П.
Возраст: 7 лет 4 мес.
Дата: 13.05.2011
Методика «Где чье место?»
Цель: изучить уровень развития воображения.
Куда ставит изображение: |
Пояснение: |
груша - трава |
она там растет |
кошка - пруд |
это не просто кошка, это кошка-рыба |
собака - дерево |
от туда она следит за порядком |
мяч - коляска |
|
ребенок - дом |
|
рыба - небо |
а рыбы тут умеют летать |
птица - будка |
|
цветок - дорожка |
|
утка - забор |
утка умеет ходить по забору |