Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Изучение понятия «творческие способности» всегда было актуальной темой для разного рода психолого-педагогических исследований (А. Адлер; Г. Олпорт; А. Маслоу; О. М. Дьяченко; Дж. Гилфорд; Л. С. Выготский; Э.Торренс и др.). Ведь творчество и сами творческие способности, как таковые, не могут регулироваться человеком самостоятельно. Творческие люди, обладающие творческими способностями, всегда вызывали интерес у остальных людей. Поэтому всегда было интересно понять какими способами и средствами, в какие сроки нужно развивать творческие способности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕНМА……………..6
Понятие и творческие способности в психолого-педагогических
исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте…………………..6
Особенности развития творческих способностей у дошкольников
с нарушениями интеллекта………………………………………………18
Вывод по 1 главе………………………………………………………….25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………………………………27
2.1. Организация и методы экспериментального исследования……….27
2.2. Анализ результатов исследования………………………………….31
Вывод по 2 главе………………………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...46
Список литературы……………………………………………………….49
Приложение……………………………………………………………….51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по общей психологии.docx

— 435.59 Кб (Скачать файл)

– развитие навыков эмоционального общения детей друг с другом и взрослыми; обучение неречевым (мимика, пантомимика, жест) и речевым средствам общения; обучение выражению своих чувств и настроений в соответствии с заданной сказочной ситуацией;

– формирование основ нравственного поведения; обучение простейшей импровизации; развитие пространственно-временной ориентации (создание мизансцен, соответствующих различным временам года);

– развитие общей моторики в процессе использования имитационных движений; развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук при использовании пальчиковых игрушек, игрушек-рукавичек и кукол би-ба-бо, кукол-марионеток.

 

 

Дата: 11.05.2011

Методика «Варианты окончаний».

Цель: изучить способность творческого мышления и воображения.

Сказка:

Жили-были дед да баба.

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко, не простое - золотое.

Дед бил, бил - не разбил.

Баба била, била - не разбила.

 

Ответ ребенка:

Мышка пробежала, хвостиком задела яичко, оно упало и разбилось.

Баба плачет, дед плачет, а курочка кудахчет:

- Не плачьте дед и  баба, я вам новое яичко снесу  – простое, а не золотое!

 

Вывод

 

Сказка окочена, ребенок использовал некоторые синонимичные слова тем, которые не вспомнил, но конец сказки, в целом, не отличается от оригинала. Средний уровень развития творческого мышления и воображения.

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Ф. И. ребенка: Леша К.

Возраст: 6 лет 11 мес.

Дата: 13.05.2011

Методика «Варианты окончаний».

Цель: изучить способность творческого мышления и воображения.

Сказка:

 

Жили-были дед да баба.

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко, не простое - золотое.

Дед бил, бил - не разбил.

Баба била, била - не разбила.

Ответ ребенка:

 

И решили дед с бабкой продать яичко. А на эти деньги купили они себе корову, свинью и новый дом, в котором жили до самой смерти!

 

Вывод

 

Сказка окочена, ребенок изменил окончание сказки в соответствии со своим замыслом. Высокий уровень развития творческого мышления и воображения.

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Ф. И. ребенка: Лиза П.

Возраст: 7 лет 4 мес.

Дата: 13.05.2011

Методика «Варианты окончаний».

Цель: изучить способность творческого мышления и воображения.

Сказка:

 

Жили-были дед да баба.

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко, не простое - золотое.

Дед бил, бил - не разбил.

Баба била, била - не разбила.

 

Ответ ребенка:

А вот мышка пробежала, хвостиком задело, яичко упало и разбилось.

Баба плачет, дед плачет, а курочка Ряба говорит:

- Не плачь, баба, не плачь, дед, снесу я вам яичко другое, не золотое – простое!

 

Вывод

 

Сказка окочена, ребенок использовал некоторые синонимичные слова тем, которые не вспомнил, но конец сказки, в целом, не отличается от оригинала. Средний уровень развития творческого мышления и воображения.

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Ф. И. ребенка: Варя В.

Возраст: 7 лет 2 мес.

Дата: 11.05.2011

Методика «Использование предметов»

Цель: изучить уровень развития мышления, воображения, способности переносить имеющийся опыт в новую ситуацию.

Кирпичик:

1. строить дом

2. строить дорогу

3. вместо утюга

4. строить крепость

 

Вывод:

 

Ребенок предложил 4 варианта использования предмета, один из них отличается оригинальностью. Средний уровень.

Протокол психодиагностического обследования

 

Ф. И. ребенка: Катя К.

Возраст: 6 лет 11 мес.

Дата: 11.05.2011

Методика «Использование предметов»

Цель: изучить уровень развития мышления, воображения, способности переносить имеющийся опыт в новую ситуацию.

Кирпичик:

1. строить дом

2. построить ворота

 

Вывод

 

Ребенок предложил 2 варианта использования предмета, ни один из них не отличается оригинальностью использования предмета. Низкий уровень.

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Ф. И. ребенка: Андрей З.

Возраст: 7 лет 8 мес.

Дата: 11.05.2011

Методика «Использование предметов»

Цель: изучить уровень развития мышления, воображения, способности переносить имеющийся опыт в новую ситуацию.

Кирпичик:

1. построить дом

2. построить гараж

3. его можно кидать

Вывод

 

Ребенок предложил 3 варианта использования предмета, один из них отличается оригинальностью. Средний уровень.

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Ф. И. ребенка: Леша К.

Возраст: 6 лет 11 мес.

Дата: 13.05.2011

Методика «Использование предметов»

Цель: изучить уровень развития мышления, воображения, способности переносить имеющийся опыт в новую ситуацию.

Кирпичик:

1. построить дом

2. построить дорогу

 

Вывод

 

Ребенок предложил 2 варианта использования предмета, ни один из них не отличается оригинальностью использования предмета. Низкий уровень.

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Ф. И. ребенка: Лиза П.

Возраст: 7 лет 4 мес.

Дата: 13.05.2011

Методика «Использование предметов»

Цель: изучить уровень развития мышления, воображения, способности переносить имеющийся опыт в новую ситуацию.

Кирпичик:

1. построить что-нибудь

2. можно как телефон  использовать

3. можно как утюг

4. можно подарить его  кого-нибудь

 

Вывод

 

Ребенок предложил 4 варианта использования предмета, 3 из них отличаются оригинальностью использования. Высокий уровень.

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Ф. И. ребенка: Варя В.

Возраст: 7 лет 2 мес.

Дата: 11.05.2011

Методика «Где чье место?»

Цель: изучить уровень развития воображения.

 

Куда ставит изображение:

Пояснение:

груша - дерево

 

кошка- трава

она спряталась от собаки

собака - будка

 

мяч- забор

мячиком играли, а он улетел за забор

ребенок - коляска

 

рыба - пруд

 

птица - небо

 

цветок - дом

 

утка - дорожка

утка пошла кушать


 

 

Вывод

Ребенок поставил некоторые картинки на «чужие» места, но объяснения были близки к жизненным, воображение использовалось не слишком активно. Средний уровень.

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Ф. И. ребенка: Катя К.

Возраст: 6 лет 11 мес.

Дата: 11.05.2011

Методика «Где чье место?»

Цель: изучить уровень развития воображения.

 

Куда ставит изображение:

Пояснение:

груша - дерево

 

кошка- забор

 

собака - будка

собачка охраняет ребеночка

мяч- дорожка

 

ребенок - коляска

 

рыба - пруд

 

птица - небо

 

цветок - дом

 

утка - трава

утка щиплет травку


 

Вывод

 

Ребенок поставил все картинки на свои законные места. Низкий уровень.

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Ф. И. ребенка: Андрей З.

Возраст: 7 лет 8 мес.

Дата: 11.05.2011

Методика «Где чье место?»

Цель: изучить уровень развития воображения.

 

Куда ставит изображение:

Пояснение:

груша - дом

ее сорвал волшебник, будет кушать сейчас

кошка- небо

она научилась летать, так решил волшебник

собака - трава

так решил волшебник

мяч- дорожка

 

ребенок - коляска

 

рыба - забор

 

птица - пруд

ей интересно как живут рыбы

цветок - дерево

 

утка - будка

я вот так хочу!


 

Вывод

 

Ребенок поставил многие картинки на «чужие» места, объяснив тем, что он волшебник, который любит шутить, поэтому многое здесь не так. Высокий уровень.

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Ф. И. ребенка: Леша К.

Возраст: 6 лет 11 мес.

Дата: 13.05.2011

Методика «Где чье место?»

Цель: изучить уровень развития воображения.

 

Куда ставит изображение:

Пояснение:

груша - забор

 

кошка- дерево

я видел как-то раз как кошка забралась на дерево

собака - пруд

папа говорил, что собаки очень любят купаться

мяч- дорожка

 

ребенок - коляска

ребеночек плачет, он к маме хочет

рыба - будка

 

птица - небо

 

цветок - дом

 

утка - трава

 

 

Вывод

 

Ребенок поставил некоторые картинки на «чужие» места, но объяснения были близки к жизненным, воображение использовалось не слишком активно. Средний уровень.

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Ф. И. ребенка: Лиза П.

Возраст: 7 лет 4 мес.

Дата: 13.05.2011

Методика «Где чье место?»

Цель: изучить уровень развития воображения.

 

Куда ставит изображение:

Пояснение:

груша - трава

она там растет

кошка - пруд

это не просто кошка, это кошка-рыба

собака - дерево

от туда она следит за порядком

мяч - коляска

 

ребенок - дом

 

рыба - небо

а рыбы тут умеют летать

птица - будка

 

цветок - дорожка

 

утка - забор

утка умеет ходить по забору

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта