Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Изучение понятия «творческие способности» всегда было актуальной темой для разного рода психолого-педагогических исследований (А. Адлер; Г. Олпорт; А. Маслоу; О. М. Дьяченко; Дж. Гилфорд; Л. С. Выготский; Э.Торренс и др.). Ведь творчество и сами творческие способности, как таковые, не могут регулироваться человеком самостоятельно. Творческие люди, обладающие творческими способностями, всегда вызывали интерес у остальных людей. Поэтому всегда было интересно понять какими способами и средствами, в какие сроки нужно развивать творческие способности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕНМА……………..6
Понятие и творческие способности в психолого-педагогических
исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте…………………..6
Особенности развития творческих способностей у дошкольников
с нарушениями интеллекта………………………………………………18
Вывод по 1 главе………………………………………………………….25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………………………………27
2.1. Организация и методы экспериментального исследования……….27
2.2. Анализ результатов исследования………………………………….31
Вывод по 2 главе………………………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...46
Список литературы……………………………………………………….49
Приложение……………………………………………………………….51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по общей психологии.docx

— 435.59 Кб (Скачать файл)
  1. творческая деятельность носит репродуктивный, воспроизводящий характер;
  2. развитие воображения и мышления, как одних из важнейших характеристик творческих способностей, остается на более раннем уровне и не дают возможности применения творческой стороны личности в любом из видов деятельности;
  3. часто дети «создают» новые образы, как им кажется, но на самом деле, эти образы являются припоминанием уже имеющихся в памяти.

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

 

2.1 Организация и методы  экспериментального исследования

 

Целью нашего исследования является выявление особенностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Для реализации поставленной цели, было проведено экспериментальное исследование.

Эксперимент проводился в МБДОУ  детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида  города Ноябрьск – группа 1 (табл. 2) и МБДОУ детский сад «Теремок» компенсирующего вида города Ноябрьск – группа 2 (табл. 1) Экспериментальное исследование проводилось с 4 по 14 мая 2013 года.

Выборка была сделана с учетом следующих критериев:

  1. возраст – все дети примерно одного возраста;
  2. все дети адаптированы к условиям ДОУ, т.е. в течение 6 месяцев посещали ДОУ;
  3. однообразие структуры дефекта.

 

Таблица 1 Список детей группы 1

Имя ребенка

Возраст

Диагноз

Варя В.

7 лет 2 мес.

нормативное развитие

Катя К.

6 лет 11 мес.

нормативное развитие

Андрей З.

7 лет 8 мес.

нормативное развитие

Леша К.

6 лет 11 мес.

нормативное развитие

Лиза П.

7 лет 4 мес.

нормативное развитие


 

Таблица 2 Список детей группы 2

Имя ребенка

Возраст

Диагноз

Сережа А.

7 лет 11 мес.

F07.07

Илья Г.

8 лет

F07.07

Вася К.

7 лет 9 мес.

F80.82

Дима К.

7 лет 11 мес.

F84.12

Варя М.

7 лет 10 мес.

F07.07


 

Данное экспериментальное исследование проходило в 2 этапа:

  1. подготовка и проведение исследования, организация сбора данных, подбор методик, материала для проведения исследования.
  2. Качественный и количественный анализ полученных результатов.

В исследовании использовались следующие методики:

Методика «Варианты окончаний».

Цель: изучить способность творческого мышления и воображения.

Оценивание:

Низкий уровень – заканчивают сказку в точности по оригиналу, не привнося каких-либо изменений.

Средний уровень – стараются повторить оригинал окончания сказки, но при этом используют свои слова-синонимы, если не могут вспомнить слова из оригинала. Конец сказки, в целом, не отличается от оригинала.

Высокий уровень – придумывают свой вариант окончания сказки, отличающийся от оригинала.

Методика «Использование предметов»

Цель: изучить уровень развития мышления, воображения, способности переносить имеющийся опыт в новую ситуацию.

Оценивание:

Низкий уровень – 1-2 варианта использования предмета, использование не отличается оригинальностью, чаще употребляемое назначение предмета.

Средний уровень – 2-3 варианта использования предмета. Один из вариантов отличается оригинальностью назначения предмета в игре.

Высокий уровень – 3 и более вариантов использования предметов. Варианты отличаются оригинальностью использования.

 

Методика «Где чье место?»

 

Цель: изучить уровень развития воображения.

Оценивание:

В зависимости от качества выполнения задания выделяются следующие уровни:

Низкий уровень - испытывают значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их "законные" места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на "чужие" места, то объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же вам удастся добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: "Кошка на клумбе потому, что она спряталась", "Собака в пруду потому, что она спряталась" и т.п.

Средний уровень - особых проблем при выполнении этого задания испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на "чужие" места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, едва мы попросим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. 

Рассказы дошкольников с этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере, дети очень стараются это доказать. "В прошлом году на даче я видел, как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)" и т.п. 

Высокий уровень - без труда расставляют кружочки на "чужие" места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. 

Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: "Я волшебник, сейчас я оживлю эту картинку", - а затем следует фантастический рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: "На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались". Далее следует сказочный сюжет. 

 

Методика «Несуществующее животное»

 

Цель: исследование личностных особенностей, эмоционального воображения.

Оценивание:

Низкий уровень – ребенок не принимает задачу, рисует свое, не отвечает на вопросы.

Средний уровень – рисуют образы животных на основе реально воображаемого объекта, отвечают на вопросы.

Высокий уровень – в рисунках преобладает творческий синтез различных фрагментов в единое целостное изображение, отвечают на вопросы. Дают животному оригинальное название.

Такое комплексное изучение исследуемого явления позволило сопоставить результаты использования разных методик, что способствует уточнению и проверке информации. Данные, полученные с помощью разных методик дополняют друг друга, поэтому позволяют более глубоко рассмотреть исследуемое явление.

    1. Анализ результатов исследования и обсуждение

 

Проведя экспериментальное исследование и проанализировав его результаты, мы можем присвоить детям следующие уровни развития тех или иных качеств, проверяемых в каждой методике.

 

Таблица 3 Результаты по методике «Варианты окончаний»

Имя ребенка

Группа 1

Н

С

В

Варя В.

   

+

Катя К.

 

+

 

Андрей З.

 

+

 

Леша К.

   

+

Лиза П.

 

+

 

 

Анализ:

Низкий уровень – отсутствует;

Средний уровень – (60%) 3 ребенка;

Высокий уровень – (40%) 2 ребенка.

 

 

 

 

 

Таблица 4

Имя ребенка

Группа 2

Н

С

В

Сережа А.

   

+

Илья Г.

+

   

Вася К.

 

+

 

Дима К.

+

   

Варя М.

+

   

 

Анализ:

Низкий уровень – (60%) 3 ребенка;

Средний уровень – (20%) 1 ребенок;

Высокий уровень – (20%) 1 ребенок.

 

 

Проанализировав данные, можно прийти к выводу, что по данной методике у детей группы 2, в целом, преобладает низкий уровень развития творческого мышления и воображения. У детей же группы 1 низкий уровень отсутствует, а преобладает средний.

Когда детям предъявлялась инструкция, то и дети с нормативным развитием, и с отклонением слушали ее до конца, понимали, что им нужно закончить сказку. Дети группы 1 старались закончить сказку близко к оригиналу, но чаще заменяли слова синонимами («мышка пробежала» - Андрей З., Лиза П., «курочка говорит» - Катя К., Лиза П., «мышка пробегала, хвостиком вильнула» - Катя К.). А Варя В. и Леша К. предложили свои варианты окончания сказки. Варя В. предположила, что «дед и бабка не смогли разбить яичко, поставили его на полочку и любовались им.

А курочку Рябу отправили на конкурс курочек, где она победила». А Леша К. сказал, что «дед с бабкой продали яичко и на эти деньги купили себе корову, свинью и новый дом, в котором жили до самой смерти.»

Дети группы 2 старались воспроизвести сказку в том варианте, в котором они ее слышали ранее. Иногда заменяли слова, которые забыли, синонимами («курочка сказала» - Вася К., Дима К., Илья Г., «баба ревет, «мышка убегала» - Вася К.), но, в целом, смысл сказки передавали очень близким к оригиналу. Сережа А., дослушав сказку до момента, когда исследователь предложил продолжить дальше сказку самому, поднял глаза вверх и начал рассказывать сказку по-своему. В его варианте «дед с бабой не плакали, а курочка Ряба просто подошла к ним и сказала: а я вам там еще много яичек снесла и все они – золотые! Дед с бабой так обрадовались, что устроили праздник и пригласили на него всех соседей».

Таким образом, можно сказать, что у детей с нарушением интеллекта более бедной воображение и преобладает репродуктивное воображение над творческим.

 

Методика «Использование предметов»

 

Таблица 5

Имя ребенка

Норма

Н

С

В

Варя В.

 

+

 

Катя К.

+

   

Андрей З.

 

+

 

Леша К.

+

   

Лиза П.

   

+


 

Анализ:

Низкий уровень – (40%) 2 ребенка;

Средний уровень – (40%) 2 ребенка;

Высокий уровень – (20%) 1 ребенок.

 

Таблица 6

Имя ребенка

Нарушение интеллекта

Н

С

В

Сережа А.

+

   

Илья Г.

+

   

Вася К.

+

   

Дима К.

+

   

Варя М.

+

   

 

Анализ:

Низкий уровень – (100%) 5 детей;

Средний уровень – отсутствует;

Высокий уровень – отсутствует.

 

 

Изучив данные проведенной методики можно прийти к выводу, что у детей группы 1 преобладает низкий и средний уровень развития мышления и воображения, а так же способности переносить имеющийся опыт в новую ситуацию. У детей же группы 2, у всех, показатель находится на низком уровне развития.

Так, дети группы 1 говорили, что использовать данный кирпичик можно в качестве утюга (Лиза П. и Варя В.), телефона (Лиза П.), кирпичик можно кидать (Андрей З.), можно его подарить (Лиза П.). Остальные дети сказали, что из кирпичика можно строить дом (Катя К., Леша К.), ворота (Катя К.), дорогу (Леша К.), но применение его было только в качестве строительства и оригинальностью не отличалось.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта