Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 07:26, курсовая работа
Изучение понятия «творческие способности» всегда было актуальной темой для разного рода психолого-педагогических исследований (А. Адлер; Г. Олпорт; А. Маслоу; О. М. Дьяченко; Дж. Гилфорд; Л. С. Выготский; Э.Торренс и др.). Ведь творчество и сами творческие способности, как таковые, не могут регулироваться человеком самостоятельно. Творческие люди, обладающие творческими способностями, всегда вызывали интерес у остальных людей. Поэтому всегда было интересно понять какими способами и средствами, в какие сроки нужно развивать творческие способности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕНМА……………..6
Понятие и творческие способности в психолого-педагогических
исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте…………………..6
Особенности развития творческих способностей у дошкольников
с нарушениями интеллекта………………………………………………18
Вывод по 1 главе………………………………………………………….25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………………………………27
2.1. Организация и методы экспериментального исследования……….27
2.2. Анализ результатов исследования………………………………….31
Вывод по 2 главе………………………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...46
Список литературы……………………………………………………….49
Приложение……………………………………………………………….51
Вывод
Ребенок поставил многие картинки на «чужие» места, объяснив тем, что это мир-наоборот, здесь все по-другому. Все не так, как все привыкли видеть. Высокий уровень.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Варя В.
Возраст: 7 лет 2 мес.
Дата: 11.05.2011
Методика «Несуществующее животное»
Цель: исследование личностных особенностей, эмоционального воображения.
Действия педагога |
Действия, ответы ребенка |
Примечания |
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никогда не было.» |
ребенок рисует животное |
рисунок не закончен, нет некоторых частей тела и морды. Рисунок маленький, немного смещен вправо. |
Как его зовут? |
Левушка-поровушка |
|
Где живет? |
Он живет в сказочной стране Помуляндия и очень любит свою семью |
|
Чем питается? |
Едой |
Вывод
Рисунок ребенка не очень хороший, нет отдельных частей морды и туловища животного, но зато имя у него необычное и живет он в сказочной стране. Средний уровень.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Катя К.
Возраст: 6 лет 11 мес.
Дата: 11.05.2011
Методика «Несуществующее животное»
Цель: исследование личностных особенностей, эмоционального воображения.
Действия педагога |
Действия, ответы ребенка |
Примечания |
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никогда не было.» |
ребенок рисует животное |
целостный образ, расположен четко по центру, нажим нормальный |
Как его зовут? |
Кром |
|
Где живет? |
На острове |
|
Чем питается? |
Рыбой |
Вывод
Рисунок ребенка очень оригинальный, использованы отдельные чести различных образов, образ целостный. Легко ответила на все вопросы. Высокий уровень.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Андрей З.
Возраст: 7 лет 8 мес.
Дата: 11.05.2011
Методика «Несуществующее животное»
Цель: исследование личностных особенностей, эмоционального воображения.
Действия педагога |
Действия, ответы ребенка |
Примечания |
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никогда не было.» |
ребенок рисует животное |
целостный образ, расположен четко по центру, нажим нормальный |
Как его зовут? |
Единоптиц |
|
Где живет? |
В Африке |
|
Чем питается? |
Кокосами |
Вывод
Рисунок ребенка очень оригинальный, использованы отдельные чести различных образов, образ целостный. Легко ответил на все вопросы. Высокий уровень.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Леша К.
Возраст: 6 лет 11 мес.
Дата: 13.05.2011
Методика «Несуществующее животное»
Цель: исследование личностных особенностей, эмоционального воображения.
Действия педагога |
Действия, ответы ребенка |
Примечания |
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никогда не было.» |
ребенок рисует животное |
рисунок законченный, присутствуют все необходимые детали. |
Как его зовут? |
Жираф Сироброк |
|
Где живет? |
На балконе у меня дома |
|
Чем питается? |
Листьями |
Вывод
Рисунок ребенка создан на образе существующего животного. У него оригинальное имя и живет он дома у ребенка, на балконе. Ответил на вопросы легко. Средний уровень.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Лиза П.
Возраст: 7 лет 4 мес.
Дата: 13.05.2011
Методика «Несуществующее животное»
Цель: исследование личностных особенностей, эмоционального воображения.
Действия педагога |
Действия, ответы ребенка |
Примечания |
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никогда не было.» |
ребенок рисует животное |
целостный образ, расположен четко по центру, нажим нормальный |
Как его зовут? |
Рыбаптиц |
|
Где живет? |
В болоте |
|
Чем питается? |
Лягушками |
Вывод
Рисунок ребенка очень оригинальный, использованы отдельные чести различных образов, образ целостный. Легко ответила на все вопросы. Высокий уровень.
Приложение 3
Приложение 3а
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Сережа А.
Возраст: 7 лет 11 мес.
Дата: 4.05.2011
Методика «Варианты окончаний».
Цель: изучить способность творческого мышления и воображения.
Сказка:
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Ответ ребенка:
Мимо мышка пробежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба расстроились очень, но к ним подошла курочка Ряба и сказала: а я вам там еще много яичек снесла и все они – золотые! Дед с бабой так обрадовались, что устроили праздник и пригласили на него всех соседей.
Вывод:
Сказка окочена, ребенок изменил окончание сказки в соответствии со своим замыслом. Высокий уровень развития творческого мышления и воображения.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Илья Г.
Возраст: 8 лет.
Дата: 4.05.2011
Методика «Варианты окончаний».
Цель: изучить способность творческого мышления и воображения.
Сказка:
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Ответ ребенка:
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка сказала:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое!
Вывод:
Сказка окочена, ребенок практически не заменял слова синонимами, конец сказки не изменился. Низкий уровень развития творческого мышления и воображения
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Вася К..
Возраст: 7 лет 9 мес.
Дата: 4.05.2011
Методика «Варианты окончаний».
Цель: изучить способность творческого мышления и воображения.
Сказка:
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Ответ ребенка:
Мышка убегала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба ревет, а курочка сказала:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое!
Вывод
Сказка окочена, ребенок использовал некоторые синонимичные слова тем, которые не вспомнил, но конец сказки, в целом, не отличается от оригинала. Средний уровень развития творческого мышления и воображения.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Дима К.
Возраст: 7 лет 11 мес.
Дата: 5.05.2011
Методика «Варианты окончаний».
Цель: изучить способность творческого мышления и воображения.
Сказка:
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Ответ ребенка:
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка сказала:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое!
Вывод:
Сказка окочена, ребенок практически не заменял слова синонимами, конец сказки не изменился. Низкий уровень развития творческого мышления и воображения.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Варя М.
Возраст: 7 лет 10 мес.
Дата: 6.05.2011
Методика «Варианты окончаний».
Цель: изучить способность творческого мышления и воображения.
Сказка:
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Ответ ребенка:
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое!
Вывод
Сказка окочена, ребенок практически не заменял слова синонимами, конец сказки не изменился. Низкий уровень развития творческого мышления и воображения.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Сережа А.
Возраст: 7 лет 11 мес.
Дата: 4.05.2011
Методика «Использование предметов»
Цель: изучить уровень развития мышления, воображения, способности переносить имеющийся опыт в новую ситуацию.
Кирпичик:
1. построить дом
2. построить крепость
Вывод:
Ребенок предложил 2 варианта использования предмета, ни один из них не отличается оригинальностью использования предмета. Низкий уровень.
Протокол психодиагностического обследования
Ф. И. ребенка: Илья Г.
Возраст: 8 лет.
Дата: 4.05.2011
Методика «Использование предметов»
Цель: изучить уровень развития мышления, воображения, способности переносить имеющийся опыт в новую ситуацию.
Кирпичик:
1. построить дом
2. построить крепость
Вывод:
Ребенок предложил 2 варианта использования предмета, ни один из них не отличается оригинальностью использования предмета. Низкий уровень.