Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:46, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Эстетическое переживание служит индикатором художественной ценности произведений искусства, и в своей завершающей стадии выражается в эстетической оценке или суждении о вкусе. Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению.
Вместе с тем, было бы неверно ограничивать проявления художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало, помимо искусства, широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения. Не случайно, В.В. Стасов отмечал:«Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих жизнь.Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли и форме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура».
Художественная культура личности выступает, таким образом, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.
Формирование эстетической культуры средствами искусства является одним из главных звеньев воспитания культуры подростков. Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности, как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.
Эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не минимализируют эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность усиливается, а восприятие становится более осмысленным.
Богатство и многообразие художественной культуры обусловили неослабевающий интерес к ней со стороны ряда наук. Философы исследуют ее методологическую основу, содержание, структуру и функции, социологи изучают формы распространения художественной культуры и уровень овладения ею различными группами населения, психологи постигают специфику художественных способностей и художественного творчества, а педагогов интересует процесс формирования личности под воздействием художественной культуры, и в этой области за последние десятилетия достигнут определенный прогресс. Указывая на богатейший духовный потенциал различных видов искусств, которые интегрирует художественная культура, ряд специалистов подчеркивают относительную самостоятельность художественной культуры, и в то же время рассматривают ее в более узком плане - в сопоставлении с эстетической культурой. Ю.У. Фохт-Бабушкин определяет художественную культуру как ядро эстетической культуры [71, с.165] Л.Н. Коган видит в художественной культуре степень реализации сущностных сил социального субъекта в художественном освоении действительности [29, с.68]. Ю.Б. Борев обращает внимание на специфику искусства, которое вовлекает аудиторию в выработку эстетических идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя интериоризировать художественные идеи в личной форме [7, с. 33]. Для широкого определения понятия и сущности художественного образования подростков, необходимо уточнить его целевую установку.
Цель художественного образования - приобщение личности к художественной культуре, результатом которого является потребность в общении с искусством, способность наслаждаться искусством, умение ценить подлинное искусство, которое является структурообразующим элементом художественной культуры.
Общее художественное образование есть процесс, результатом которого является знание основ эстетики, знание и понимание специфики искусства в целом как формы общественного сознания, его видов, результатом которого является: знакомство с шедеврами искусства, развитие художественного вкуса.
Одним из средств приобщения подростков к художественной культуре является изобразительное искусство. Оно призвано развивать художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности.
Важно обеспечить непосредственное ознакомление подростков с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства.
Основой музыкального воспитания является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомлению с элементарными основами музыкальной грамоты.
Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить подростков к восприятию театрального искусства, но самое главное - создать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров [59, с.77].
Ускорение темпов
модернизации общества влечет за собой
перемены в мире ценностей. Владение
информацией приобретает
Поэтому большую роль в формировании эстетической культуры подростков играют кино, телефильмы, а так же средства массовой информации. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить правильно смотреть и понимать кино и телефильмы.
СМИ в настоящее время не несут абсолютно никакой ответственности за психологическое и воспитательное влияние на граждан, в том числе и подростков, формирование духовно-нравственной атмосферы общества и развитие отечественной культуры в целом. При этом известно, что влияние СМИ на умы людей и общее состояние культуры нации, по сравнению с другими социальными институтами, неуклонно растет и достигло к настоящему времени беспрецедентных масштабов. В ряде отношений это влияние уже перевешивает воздействие всех прочих факторов, вместе взятых. В первую очередь это относится к федеральным каналам центрального телевидения, превратившимся с 1990-х годов в ключевой, системообразующий элемент не просто информационного поля, но и всего духовно-нравственного пространства страны.
Формирование картины мира и системы ценностей человека, багажа знаний, отношения к жизни и отдельным ее явлениям, структуры интересов, мотивации к той или иной деятельности, культуры речи и бытового поведения - берет на себя телевидение. Оно «фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры оно выделяет отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придает им особый вес, повышает ценность одной идеи, обесценивает другую, поляризует таким образом все поле культуры [25,с.250]. Поэтому задачами социальных институтов состоит в контроле получения «чёрной» информации подростками.
Подводя итоги, еще раз отметим, что художественное воспитание обеспечивает приобретение подростками знаний в области искусства, развитие их эстетических чувств и художественно-творческих способностей.
Умело организованное художественное воспитание помогает глубже познать окружающий мир. Лучшие произведения литературы, живописи, театра, кино, музыки расширяют кругозор, помогают ярче чувствовать и понимать прекрасное в природе и осуществлять воспитательный процесс. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков. А именно, такими возможностями деятельность осуществляемая средствами культурного досуга, которые мы подробней рассмотрим в §1.3.
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Досуг – возможность
человека заниматься в свободное
время разнообразной
Культурно-досуговая деятельность - это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подвергается следующим определением: "Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности"[37, с.11].
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит вприсвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться. Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальнойдеятельности.Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с однойстороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны– само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него». Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условия культурно-досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Какизвестно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать наих нравственный облик и мировоззрении.
При рассмотрении
культурно-досуговой
По содержанию
культурно-досуговую
Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в результате участия в дискуссии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ритуалах и т. д.
Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.
Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.
Творческое начало присуще всем видам и формам культурно-досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством [23, с.24].
Содержание всегда опирается в ту или иную форму. Форма - есть организация, структура содержания.
Все многообразие форм общения подростков в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
- по содержанию (познавательные, развлекательные);
- по времени
(кратковременные,
- по характеру (пассивные, активные);
- по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).
Механизмом доведения содержания деятельности учреждением культуры до населения являются средства.
Средства - один
из важных компонентов культурно-
В методике культурно-досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Они подразделяются на устные средства (живое слово, сценическая речь); печатные средства (газеты, журналы, политическая литература, научная литература); кино, радио, телевидение; художественная литература; искусство и самодеятельное творчество (драматическое, хоровое, музыкальное, хореографическое, живопись); технические средства. Приведенная классификация средств культурно-досуговой деятельности носит в известной степени условный характер. Так, например, кино - это вид искусства, но оно может быть отнесено и к техническим средствам. Нередко к техническим средствам относят радио и телевидение, и в этом есть определенный смысл. Многозначно понятие печати. Одно значение имеет книга как вид печати и другое - книга как художественное произведение. Средства следует рассматривать только как способы передачи содержания. В практической деятельности учреждений культуры особенно широко применяются: живое слово, кино, искусство всех видов и жанров, технические средства, то есть те средства, которые придают деятельности учреждений культуры особую эмоциональную окраску [23, с.218].
Информация о работе Разработка программы формирования эстетической культуры подростков