Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:46, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
12.Брижатова, С.Б. Особенности проектирования и реализации социокультурных технологий в учреждениях культуры: лекции по дисц. "Технологические основы социально-культурной деятельности: методология и методика социокультурной технологии" для студентов днев. и заоч. отд-ний по спец-ти "СКД", квалиф. "Менеджер СКД" / С.Б. Брижатова; АлтГАКИ, ФХТ, кафедра СКД. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. - 25 с.
13. Бродская, С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов / С.Л. Бродская. - М.: КНОРУС, 2006. - 255 с
14. Волков, Б.С. Психология подростка: учеб. пособие / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект; М.: Гаудеамус, 2005. - 205 с.
15. Волкова, Л.Г. Гармонизация личности средствами художественной культуры / Л. Г. Волкова // Искусство и образование. - 2007. - N4. - С. 63-67.
16. Герандоков, М.Х. Эстетическое воспитание и эстетическое развитие: иллюзии и реальность / М.Х. Герандоков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2007. - N4. - С. 27-30
17. Гладилина, В.И. Культурно-досуговая деятельность как средство самоутверждения и самовыражения личности подростка: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / В.И. Гладилина. - СПб.: СПбГУКИ, 2008. - 19с.
18. Гладилина, В.И. Факторы обеспечения успешности процессов самоутверждения и самовыражения личности подростка в сфере досуга / В. И. Гладилина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2007. - N4. - С. 79-81
19. Головко, Т.И. Коррекция возрастного кризиса подростков средствами народной педагогики: ретроспективный анализ / Т. И. Головко // Мир науки, культуры, образования: Научный журнал. - 2009. - N 3. - С. 271-274.
20. Головко, Т.И. Педагогический потенциал культурно-досуговой программы в работе с городскими подростками / Т.И. Головко // Мир науки, культуры, образования: Научный журнал. - 2007. - N2. - С. 99-102.
21. Денисенко, Ю.В. К вопросу о разработке модели духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в сфере досуга / Ю. В. Денисенко // Мир науки, культуры, образования: Научный журнал. - 2009. - N 1. - С. 120-122.
22. Ермолаева, С.А. Учет культурного архетипа и ментальности при формировании правовых и нравственных ориентаций подростков / С.А. Ермолаева // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 109-116
23. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2007. - 479 с.
24. Загоруйко, Д.Е. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства / Д.Е. Загоруйко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2008. - N 4. - С. 153-155
25.Запесоцкий А.С. Образование и средства массовой информации как фактор социализации современной молодёжи/ Спб.: СПбГУП, 2009. С.250-259
26. Зауторова, Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование: Журнал методики,теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2008. - N2. - С. 68-73
27. Искусство и художественное воспитание: сб. науч. тр. каф. искусств. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. - 196 с
28. Казанская В.Г. - Подросток. Трудности взросления Книга для психологов, педагогов и родителей. 2-е изд., доп. 2008, Питер, 288 с.
29. Коган Л.Н. Культурная деятельность. Опыт системного исследования/Под ред. Л.Н. Когана./- М.: Наука, 1981.- 238 с.
30. Кон И.С. Психология юношеского возраста /Проблемы формирования личности/: Учеб. пособие для студентов пед. ин–тов. М.: Просвещение, 1979. С.
31. Крайг, Грэйс. Психология развития = Human Development: переводное издание / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 940 с. - (Мастера психологии)
32. Кузнецова, Т.Я. Смена культурной парадигмы: как она влияет на формирование личности подростка / Т. Я. Кузнецова // Библиотечное дело. - 2008. - N5. - С. 30-32
33. Кукушин В.С. Коррекционная педагогика: учеб. пособие / И.А. Зайцева, В.С. Кукушин, Г.Г. Ларин, Н.А. Румега, В.И. Шатохина; ред. В.С. Кукушина. - изд. второе, перераб. и доп. - М. ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 352 с.
34. Леонтьева, Т.В. Воспитание эстетической культуры учащихся средствами народных музыкальных традиций / Т.В. Леонтьева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2009. - N 1. - С. 135-141
35. Лишин, О.В. Подросток в эпоху перемен / О.В. Лишин // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 11-26.
36. Логинова, А. Программа "Нравственное развитие подростков в художественно-эстетической деятельности" / А. Логинова // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал. - 2009. - N 3. - С. 70-73.
37. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. - Казань, 1995. –
С. 21.
38. Маланцева, О. Стратегии работы с детьми улиц: зарубежный опыт / О. Маланцева // Социальная педагогика. - 2009. - № 5. - C. 61-64.
39. Манолова, О.Н. Среда как психологический ресурс подростка / О. Н. Манолова // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 116-123.
40. Маслюк, О.Н. Технология вовлечения подростков в социально значимую деятельность / О.Н. Маслюк // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 99-109.
41.Медушевский, В. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства / В. Медушевский // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал. - 2009. - N 1. - С. 50-52.
42. Михалкович Н.В. Духовность человека: педагогика развития: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ред. Н.В. Михалкович. - Минск: Тесей, 2006. - 399 с.
43. Мудрик, Анатолий Викторович Основы социальной педагогики [Текст]: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования/ А.В. Мудрик.--М.: ACADEMIA, 2006.-- 205 с.
44. Нестеренко, А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: учебное пособие / А. В. Нестеренко. - М.: МГУКИ, 2008. - 209 с.
45. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие / Т. Г. Никуленко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 382 с.
46. Ноготкова,
М.П. Социализация детей в усло
47. Овсепян, М. Любимое место - комната сказок: формирование информационно-грамотной и духовно богатой личности / М. Овсепян // Библиотечное дело. - 2008. - N3. - С. 27-28.
48. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999,с.423.
49. Павлова, Е.Д.
Искусство как средство
50. Плугина, Н.А. Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума: автореферат дис. ... канд. философ. наук: 24.00.01 / Н.А. Плугина. - Краснодар: КГУКИ, 2005. - 22 с.
51. Праздникова Г.З. Педагогические идеи Д.С. Лихачева и формирование ценностных ориентаций подростков / Г.З. Праздникова // Воспитание школьников: науч.-метод. журн. - 2010. - №3. - С. 28-34.
52. Реан А.А. Психология подростка: учеб. / ред. А.А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 480 с.
53. Розин В.М. Подростковая культура: природа отклоняющегося поведения / В.М. Розин // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 49-57.
54. Романова, С.А. Из опыта работы с несовершеннолетними правонарушителями: анализ социально-культурных проблем / С.А. Романова // Дом культуры: Журнал для работников домов культуры, клубов и центров детского творчества. - 2009. - N 2. - С. 18-23.
55. Романова, Т. Мотивация подростков к самовоспитанию / Т. Романова // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. - 2007. - N10. - С. 22-24.
56. Сайко Э.В. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения / Э.В. Сайко, Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 3-10.
57. Сальдаева,
О.В. Художественная культура
личности в региональном
58. Семина, А.Е.
Молодежная субкультура в
59. Сластенин
В.А.; Исаев И.Ф.; Мищенко А.И.; Шиеков
Е.Н./Педагогика Учеб.пособие
60. Собкин, В.С. Подросток и политика: изменение ценностных ориентаций / В.С. Собкин // Вопросы образования: Научно-образовательный журнал. - 2008. - N 4. - С. 180-217.
61. Соловьева
Н. В. Условия и факторы
62. Строганова Л.В. Диагностика нравственной воспитанности подростков / Л.В. Строганова // Воспитание школьников: науч.-метод. журн. - 2009. - №6. - С. 23-26.
63. Тарасова, Е.Н. Модель нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях / Е. Н. Тарасова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2008. - N 5. - С. 112-114.
64. Тарасова, Е.Н. Нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Е.Н. Тарасова. - Казань: КГУКИ, 2008. - 20 с.
65. Тимофеева,
И. Уроки жизни: как
66. Томилина, Е.Г. Специфика педагогической деятельности арт-студий (студий ИЗО, музыкального образования, литературных студий) / Е.Г. Томилина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2007. - N6. - С. 109-111.
67. Торшилова, Е. Тестирование эстетического развития / Е. Торшилова // Искусство в школе. - 2007. - N2. - С. 38-35.
68. Третьякова
Н.В. /Технологии культурно-
69. Троицкий В.Ю. /О патриотическом воспитании /газета «Русский Вестник» № 16 (644) 2004, с.14.
70. Уколова, Л.И. Формирование духовной культуры молодого поколения / Л.И. Уколова // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2008. - N2. - С. 62-67.
71. Фохт-Бабушкин
Ю.У./Человек в мире
72. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: справ. для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 479 с.
73. Фроловская,
М.Н. Педагогический потенциал
искусства / М.Н. Фроловская // Искусство
и образование: Журнал
74. Хухлаева, О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. вузов / О. В. Хухлаева. - 2-е изд., испр. - М.: Academia, 2005. - 160 с.
75. Чистякова, С.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в деятельности детских общественных объединение: монография / С.В. Чистякова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2009. - 109 с.
76. Шмырева, О.И. Понимание подростками эмоциональных состояний как условие формирования отношения к себе / О.И. Шмырева // Мир психологии. - 2008. - №1. - С. 211-218.
77. Шмырева, О.И. Психологические особенности эмоционального реагирования в подростковом возрасте / О.И. Шмырева // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 124-130.
78. Энеева, Л.А. Культура этноса и его влияние на возрастные изменения в развитии личности / Л.А. Энеева // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2009. - N 2. - С. 130-134.
79. Янгичер, Е.В.
Арттерапия в развитии
80. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие для студентов вузов / Н.Н. Ярошенко. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2005. - 126 с.
81. http://dictionary.fio.ru «Словарь.ru»
Приложение 1
Диагностика отношения к нравственным качествам
Задание: представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Сделайте свой выбор.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
5 положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
0–1 – низкий уровень.
Диагностика нравственной самооценки
Задание: сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны, – в 3 балла; если вы немножко согласны –в 2 балла; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание.
Пример: 1. – 3; 2. – 4 и т. д.
Высказывания:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно
помочь однокласснику, когда
3. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет
ничего страшного в том, чтобы
нагрубить неприятному мне
5. Я считаю, что
вежливость помогает мне
6. Я думаю,
что можно позволить себе
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно доставлять людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные высказывания) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.
Информация о работе Разработка программы формирования эстетической культуры подростков