Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:46, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
2) Программа по краеведению «Человек и родной край»;
3) Программа по организации досуговой деятельности учащихся «Досуг: развитие и воспитание»;
4) Программа эстетического воспитания «Человек в мире прекрасного»;
5) Программа трудового воспитания «Человек-созидатель»;
6) Программа гражданско-патриотического воспитания «Человек и общество»;
7) Программа сотрудничества школы и семьи «Семья и школа –партнёры в воспитании ребёнка».
Для обеспечения практической направленности данных программ проводятся различные общественно-полезные акции. К ним относятся: День пожилого человека, «Скворечник – птиц дом», адресная помощь ветеранам, ежегодная ярмарка для ветеранов, «Благословите женщину» (ко дню матери).
Все они реализуются через деятельность родительского, профсоюзного комитетов, ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление в лицее организовано следующим образом: высшим органом школьного коллектива является Школьный парламент, который избирается путем прямого и равного голосования. В него входят заместитель директора по воспитательной работе и представители детского самоуправления.
Школьный парламент – это механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.
В начале учебного года в школе проходят выборы президента Школьного парламента и его помощника, которые и руководят органами самоуправления в школе. В каждом классе с 5 по 11, (на основе выдвижения кандидатов от класса или самовыдвижения) проходят выборы. В течение недели кандидаты на всеобщее обозрение выставляют свою программу и «Портфолио достижений учащегося». Во время предвыборной кампании проводятся встречи с учащимися, используется школьный информационный пункт. По истечении кампании проходят выборы путем тайного голосования. Учащийся, набравший большее количество голосов, возглавляет орган ученического самоуправления; второй по количеству голосов становится его помощником. На первом заседании Школьного парламента определяются основные направления деятельности. Решения доводятся до всего коллектива через Сектора.
Формирование Секторов:
1. В каждом классном коллективе (с 5-го по 11-й класс) учащиеся делятся на группы – Сектора по направлениям деятельности: образование, культура и досуг, спорт, информация, порядок и труд, финансы.
2. В каждом
Секторе выбирается
3. Ежемесячно
на заседании Совета Секторов
представители классов
Сектор «Образование» следит за выпуском листов успеваемости по классам, проводит рейды по проверке готовности учащихся к учебным занятиям.
Сектор «Информационный»
регулярно выпускает
Сектор «Финансов» разрабатывает смету на календарные праздники, а так же на поздравление именинников. Тесно взаимодействует с Сектором «Культуры и досуга», занимающимся разработкой и проведением классных и школьных мероприятий.
Сектор «Физической культуры и спорта» занимается организацией спортивных праздников, сбором команд на соревнования, осуществляют контроль над состоянием спортивного инвентаря.
Сектор «Порядка и труда» организует рейды «Чистый лицей», утверждает график дежурства учащихся.
Таким образом, Школьный парламент координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу, а именно:
- организует
самообслуживание учащихся, их дежурство,
поддерживает дисциплину и
- организует
выпуск стенной газеты и
- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
- решает вопросы
поощрения и наказания,
- организует соревнование между классами;
- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
В конце каждого месяца и учебного года подводятся итоги участия классов в данном проекте.
Участвуя в
работе органов школьного
Данная модель самоуправления в лицее действует третий год. Для того чтобы она стала функционировать и была понятна и интересна учащимся, учителями лицея было проведено ряд мероприятий обучающего характера для актива школы.
Штат квалифицированных
преподавателей лицея составляет 60
человек.90% педагогов имеют высшее
профессиональное образование, а также
свидетельства о повышении
В 2010 году в лицее автором выпускной квалификационной работы и заместителем директора по воспитательной работе, было проведено социологическое исследование, на тему «Уровень нравственно-эстетической культуры» среди подростков. В анкетировании участвовали подростки 9-11 классов лицея № 121. Результаты социологического исследования показали, что в настоящее время у подростков лицея № 121 существует проблема низкого уровня как нравственной [Прил. 1], так и эстетической культуры [Прил. 2].
В таблице №
1 приведена диагностика
Таблица №1
Класс |
Высокий уровень (в %) |
Средний уровень (в %) |
Ниже среднего уровня (в %) |
Низкий уровень (в %) |
9-е классы |
10% |
49% |
16% |
25% |
10-е классы |
17% |
33% |
18%; |
32%; |
11-е классы |
13% |
29% |
24% |
34% |
Таблица №2
Класс |
Высокий уровень эстетической культуры (в %) |
Средний уровень эстетической культуры (в %) |
Низкий уровень эстетической культуры (в %) |
9-классы |
17% |
56% |
27% |
10-классы |
47% |
38% |
15% |
11 классы |
53% |
44% |
3% |
По приведенным данным можно констатировать, что проводимые программы в лицее, по формированию нравственно-эстетической культуры, имеют невысокую эффективность.
В связи с этим на базе лицея №121 была разработана комплексная программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности, включающая в себе комплекс мероприятий, взаимосвязанных по исполнителям, ресурсам, месту и времени, направленных на решение проблем культуры [11, с.18]. Рассмотрим программу подробнее в §2.2.
2.2 Разработка программы
В процессе досуга
подростку проще формировать
уважительное отношение к себе, преодолевая
личные недостатки посредством культурно-
Организационной целью программы является вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные коллективы художественного и социального творчества, а так же формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.
Главной педагогической целью следует считать гармоничное развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность личности, а так же освоение культуры речи и адаптация к социуму и культуре.
По мере реализации программы наметилась положительная динамика изменений в состоянии духовно-нравственного развития обучающихся. Данные анкетирования, проведенные специалистами по воспитательной работе в конце учебного года,свидетельствуют, что 87% подростков стали задумываться о своем поведении в общественных местах, 59% респондентов понимают значение здорового образа жизни и необходимости его формирования, 8% - планируют бросить курить, 63%- решили увеличить количество посещений культурно-досуговых центров.
Паспорт программы
Наименование программы: «В мире гармонии»
Заказчик программы: администрация МОУ лицея №121 г. Барнаула
Цель программы: формирование нравственных, ценностных ориентаций подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Задачи:
-Создание условий для разностороннего развития нравственно-эстетических представлений подростка;
-Обогащение подростков определенными художественными знаниями, созидательными умениями и навыками;
-Повышение художественно-эстетической культуры, развитие самодеятельности и инициативы;
-Формирование эстетического отношения к действительности.
Основные направления
-Анализ сложившейся
-Обеспечение занятости досуга
подростков, проведение конкурсных,
игровых и развлекательных
-Формирование здорового
-Создание условий для
-Формирование эмоционально-
-Овладение знаниями о нормах этикета;
-Формирование бережного
Сроки реализации: 2009 - 2010г.
Предполагаемые результаты:
-личностное развитие учащихся;
-повышение нравственно-эстетич
-активное включение
-духовное обогащение подростко
-сформированное эстетическое
Система организации контроля над исполнением программы:
Ежемесячно исполнители программы представляют отчёт о проделанной работе, о возникших проблемах и методах их решения.
Методы реализации программы:
- изучение культурно-досуговых
интересов и потребностей
- создание реальной возможности для проявления инициативы и самодеятельности, культурно-досуговой активности учащихся;
- преемственность и
- контроль за осуществлением деятельности;
- оперативная и объективная информация о каждом этапе деятельности.
Оценка эффективности программы
§ Максимальное количество привлечённых в программу подростков
§ Решение поставленных задач
§ Информационное сообщение о внедрении программы среди школ города Барнаула
Программа рассчитана на учебный год
и состоит из трёх этапов: подготовительный,
организационный и
Занятия разделены на 8 блоков и рассчитаны на 1 час, один раз в неделю.
План-график реализации программы «В мире гармонии»
нн/п № |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Время проведения |
Место проведения |
Ответственные |
Цель мероприятия |
11. |
«Энтузиасты -вперёд!» |
выездные подростковые трудовые, экологические отряды |
5 сентября |
Лесополосы города Барнаула, берег реки Обь |
Классные руководители, зам.директора по воспитательной работе, Сектор «Порядка и труда» |
Обеспечение занятости досуга подростков |
22. |
«Опрсник Томаса» |
проведение психодиагностических исследований с целью выявления способов реагирования подростков на конфликтные ситуации |
11 сентября |
лицей №121 |
Социальный педагог, школьный психолог |
Анализирование сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам |
3. |
«Определение типа личности» |
разработка индивидуального подхода |
18 сентября |
лицей №121 |
Социальный педагог, школьный психолог |
Анализирование сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам |
4. |
«Мои минусы и плюсы» |
беседа |
2 октября |
лицей №121 |
Социальный педагог, школьный психолог |
Анализирование сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам |
5. |
«Помощь» |
взаимодействие со службой соц. защиты, для выявления «трудных» подростков |
9 октября |
лицей №121 |
оциальный педагог, зам. директора по воспитательной работе |
Анализирование сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам |
6. |
«Многообразие потреб-ностей и способы их удовлетво-рения» |
дискуссия |
16 октября |
лицей №121 |
Классные руководители |
Обеспечение занятости досуга подростков |
7. |
«Я – культурный человек» |
организация агитбригады |
23 октября |
лицей №121 |
Сектор «Культуры и досуга», ст. вожатая |
Обеспечение занятости досуга подростков |
8. |
«Вместе с чемпионами!» |
организация встреч подростков с выдающимися спортсменами |
30 октября |
лицей №121, школа Олимпийского резерва |
Сектор «Физической культуры и спорта», учителя физ-ры |
Формирование здорового образа жизни |
9. |
«Наше здоровье!» |
создание буклетов, пропагандирующих здоровый образ жизни |
2 ноября |
лицей №121 |
Сектор «Культуры и досуга», классные руководители |
Формирование здорового образа жизни
|
110. |
«Спорт- это жизнь» |
привлечение подростков к участию в спартакиадах, проводимых крупными предприятиями района |
14 ноября |
манежи, спортивные залы г. Барнаула |
Сектор «Физической культуры и спорта», учителя физ-ры, классные руководители |
Формирование здорового образа жизни |
111. |
«Антидурь» |
показ видеосюжетов об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения для жизни и здоровья |
20 ноября |
лицей №121 |
Преподаватели ОБЖ, классные руководители, зам.директора по воспитательной работе |
Формирование здорового образа жизни |
112. |
«Интерес» |
организация групповой социально-педагогической работы: тренировка социальных и жизненно-важных навыков, ролевые игры, коллективные творческие дела, дискуссии, элементы арт-, игро- и сказкотерапии |
27 ноября |
лицей №121 |
Классные руководители, зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог |
Создание условий для самореализации |
113. |
«Самоуправление» |
создание школы организаторской деятельности, педагогического отряда, отряда волонтерского движения |
4 декабря |
лицей №121 |
Зам. директора по воспитательной работе, старшая вожатая |
Создание условий для самореализации |
114. |
«Лидер 2010» |
проведение социально-психологических тренингов с целью выявления и развития организаторских, лидерских и творческих способностей подростков |
11 декабря |
лицей №121 |
Зам. директора по воспитательной работе, старшая вожатая, школьный психолог |
Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям |
115. |
«Патриот», «Я – гражданин России» |
проведение круглого стола, ток-шоу |
18 декабря |
лицей №121 |
Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая |
Формирование эмоциионально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям |
116. |
«Рука помощи» |
помощь пожилым людям, ветеранам |
25 декабря |
лицей №121 |
Старшая вожатая, Сектор «Порядка и труда» |
Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям |
117. |
«Дни Радуги» |
участие в проведении праздничных мероприятий в домах-интернатах для пожилых и инвалидов |
29 декабря |
Дома ветеранов, военный госпиталь |
Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая |
Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям |
118. |
«Мы-семья» |
семейный интеллектуальный конкурс |
15 января |
лицей №121 |
Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая |
Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям |
119. |
«Бард» |
концерт бардовской песни |
22 января |
лицей №121 |
Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая |
Музыкально-эстетическое воспитание личности |
220. |
«Музыка души» |
выезд в филармонию |
29 января |
Концертный зал филармонии |
Сектор «Финансов», классные руководители, старшая вожатая |
Музыкально-эстетическое воспитание личности |
221. |
«Мелодия войны» |
конкурс творческих работ |
5 февраля |
лицей №121 |
Сектор «Информационный»,препод |
Музыкально-эстетическое воспитание личности |
222. |
«Какая встреча!» |
встреча с известными авторами-исполнителями города |
12 февраля |
музыкальные школы, колледжи |
Преподаватели музыки, зам. директора по воспитательной работе |
Музыкально-эстетическое воспитание личности |
223. |
«Рыцарский турнир» |
конкурсная программа |
19 февраля |
лицей №121 |
Старшая вожатая |
Обеспечение занятости досуга подростков |
224. |
«Я в театре» |
лекция |
26 февраля |
лицей №121 |
Классные руководители |
Формирование знания о нормах этикета |
225. |
«За столом» |
беседа-чаепитие |
26 февраля |
лицей №121 |
Классные руководители |
Формирование знания о нормах этикета |
226. |
«Что такое хорошо, а что такое плохо» |
конкурс миниатюр |
5 марта |
лицей №121 |
Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, ст. вожатая |
Формирование знания о нормах этикета |
227. |
«Леди и джентльмены |
конкурсная программа |
12 марта |
лицей №121 |
Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая |
Формирование знания о нормах этикета |
228. |
«Дикие питомцы» |
выезд в зоопарк |
19 марта |
зоопарк |
Классные руководители, зам. директора по воспитательной работе |
Формирование бережного отношения к природе |
229. |
«Мой домашний любимец» |
тренинг по актерскому мастерству |
26 марта |
лицей №121 |
Педагог по актёрскому мастерству, зам. директора по воспитательной работе |
Формирование бережного отношения к природе |
330. |
«Наш город чист» |
проведение социальной рекламы, изготовление буклетов |
9 апреля |
лицей №121 |
Сектор «Информационный»,Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая |
Формирование бережного отношения к природе |
331. |
«Люби природу» |
работа агитбригады |
16 апреля |
лицей №121 |
Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая |
Формирование бережного отношения к природе |
332. |
«Люби природу» |
работа выездных подростковых трудовых, экологических отрядов |
24 апреля |
лесополосы города Барнаула, берег реки Обь, скверы и парки |
Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая, классные руководители |
Формирование бережного отношения к природе |
333. |
«Люби природу» |
высадка деревьев и цветов |
1 мая |
микрорайон «Сиреневый» г. Барнаула, школьный двор лицея №121 |
Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая, классные руководители |
Формирование бережного отношения к природе |
334. |
«Мелодия войны» |
лекция-концерт |
7 мая |
лицей №121 |
Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая |
Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям |
335. |
«Я узнал» |
театрализованные тестовые занятия |
14 мая |
лицей №121 |
зам. директора по воспитательной работе, старшая вожатая, школьный психолог |
Анализ эффективности мероприятий |
336. |
«Вселенная» |
театрализованная развлекательно-игровая программа |
21 мая |
лицей №121 |
зам. директора по воспитательной работе, старшая вожатая, Сектор «Культуры и досуга» |
Создание праздничной атмосферы |
Информация о работе Разработка программы формирования эстетической культуры подростков