Разработка программы формирования эстетической культуры подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ФОРМИРОВАНИе .doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

2) Программа по краеведению «Человек и родной край»;

3) Программа по организации досуговой деятельности учащихся «Досуг: развитие и воспитание»;

4) Программа эстетического воспитания «Человек в мире прекрасного»;

5) Программа трудового воспитания «Человек-созидатель»;

6) Программа гражданско-патриотического воспитания «Человек и общество»;

7) Программа  сотрудничества школы и семьи  «Семья и школа –партнёры в  воспитании ребёнка».

Для обеспечения  практической направленности данных программ проводятся различные общественно-полезные акции. К ним относятся: День пожилого человека, «Скворечник – птиц дом», адресная помощь ветеранам, ежегодная ярмарка для ветеранов, «Благословите женщину» (ко дню матери).

Все они реализуются  через деятельность родительского, профсоюзного комитетов, ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление в лицее организовано следующим образом: высшим органом школьного коллектива является Школьный парламент, который избирается путем прямого и равного голосования. В него входят заместитель директора по воспитательной работе и представители детского самоуправления.

Школьный парламент – это механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

В начале учебного года в школе проходят выборы президента Школьного парламента и его помощника, которые и руководят органами самоуправления в школе. В каждом классе с 5 по 11, (на основе выдвижения кандидатов от класса или самовыдвижения) проходят выборы. В течение недели кандидаты на всеобщее обозрение выставляют свою программу и «Портфолио достижений учащегося». Во время предвыборной кампании проводятся встречи с учащимися, используется школьный информационный пункт. По истечении кампании проходят выборы путем тайного голосования. Учащийся, набравший большее количество голосов, возглавляет орган ученического самоуправления; второй по количеству голосов становится его помощником. На первом заседании Школьного парламента определяются основные направления деятельности. Решения доводятся до всего коллектива через Сектора.

Формирование  Секторов:

1. В каждом классном коллективе (с 5-го по 11-й класс) учащиеся делятся на группы – Сектора по направлениям деятельности: образование, культура и досуг, спорт, информация, порядок и труд, финансы.

2. В каждом  Секторе выбирается руководитель, который делегируется в состав школьного парламента (таким образом, в школьном парламенте присутствует представитель каждого класса).

3. Ежемесячно  на заседании Совета Секторов  представители классов отчитываются  о своей деятельности. Президент,  в свою очередь, отчитывается  о работе перед парламентёрами и Секторами.

Сектор «Образование»  следит за выпуском листов успеваемости по классам, проводит рейды по проверке готовности учащихся к учебным занятиям.

Сектор «Информационный» регулярно выпускает информационные листы с сообщением о текущих и будущих мероприятиях, поздравляет победителей соревнований и конкурсов, организует участие в городских, школьных конкурсах плакатов и рисунков, выпускает школьную газету «Поколение Next».

Сектор «Финансов» разрабатывает смету на календарные праздники, а так же на поздравление именинников. Тесно взаимодействует с Сектором «Культуры и досуга», занимающимся разработкой и проведением классных и школьных мероприятий.

Сектор «Физической  культуры и спорта» занимается организацией спортивных праздников, сбором команд на соревнования, осуществляют контроль над состоянием спортивного инвентаря.

Сектор «Порядка и труда» организует рейды «Чистый  лицей», утверждает график дежурства  учащихся.

Таким образом, Школьный парламент координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу, а именно:

- организует  самообслуживание учащихся, их дежурство,  поддерживает дисциплину и порядок  в школе;

- организует  выпуск стенной газеты и участвует  в выпуске молодёжной печатной газеты;

- обсуждает  и утверждает планы подготовки  важнейших мероприятий;

- решает вопросы  поощрения и наказания, принимает  решения об ответственности учащихся  в соответствии со своими полномочиями;

- организует  соревнование между классами;

- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

В конце каждого  месяца и учебного года подводятся итоги участия классов в данном проекте.

Участвуя в  работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд  привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Данная модель самоуправления в лицее действует  третий год. Для того чтобы она  стала функционировать и была понятна и интересна учащимся, учителями лицея было проведено ряд мероприятий обучающего характера для актива школы.

Штат квалифицированных  преподавателей лицея составляет 60 человек.90% педагогов имеют высшее профессиональное образование, а также  свидетельства о повышении квалификации. Ежегодно учителя лицея участвуют в конкурсе на звание «Лучшего учителя года», в 2010 приняли участие в районном конкурсе «Мой классный - самый классный». Педагоги активно сотрудничают со Школьным парламентом, считая своей задачей не только дать знание ученику, но и вовлечь его в сферу чувств вызывающее действие.

В 2010 году в лицее автором выпускной квалификационной работы и заместителем директора по воспитательной работе, было проведено социологическое исследование, на тему «Уровень нравственно-эстетической культуры» среди подростков. В анкетировании участвовали подростки 9-11 классов лицея № 121. Результаты социологического исследования показали, что в настоящее время у подростков лицея № 121 существует проблема низкого уровня как нравственной [Прил. 1], так и эстетической культуры [Прил. 2].

В таблице № 1 приведена диагностика отношения  подростков к нравственным качествам, в таблице № 2результаты анкетирования  по диагностики уровня эстетической культуры подростков.

 

 

Таблица №1

Класс

Высокий уровень (в %)

Средний уровень (в %)

Ниже среднего уровня (в %)

Низкий уровень (в %)

9-е классы

10%

49%

16%

25%

10-е классы

17%

33%

18%;

32%;

11-е классы

13%

29%

24%

34%


 

Таблица №2

Класс

Высокий уровень  эстетической культуры (в %)

Средний уровень  эстетической культуры (в %)

Низкий уровень эстетической культуры (в %)

9-классы

17%

56%

27%

10-классы

47%

38%

15%

11 классы

53%

44%

3%


 

По приведенным данным можно  констатировать, что проводимые программы  в лицее, по формированию нравственно-эстетической культуры, имеют невысокую эффективность.

В связи с этим на базе лицея  №121 была разработана комплексная  программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой  деятельности, включающая в себе комплекс мероприятий, взаимосвязанных по исполнителям, ресурсам, месту и времени, направленных на решение проблем культуры [11, с.18]. Рассмотрим программу подробнее в §2.2.

 

2.2 Разработка программы формирования  нравственно-эстетической культуры  подростков средствами культурно-досуговой  деятельности «В мире гармонии»

 

В процессе досуга подростку проще формировать  уважительное отношение к себе, преодолевая  личные недостатки посредством культурно-досуговой  активности. Посредством культурно-досуговой  деятельности они более открыты  для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение с помощью культурно-досуговой программы.

Организационной целью программы является вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные коллективы художественного и социального творчества, а так же формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

Главной педагогической целью следует считать гармоничное развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность личности, а так же освоение культуры речи и адаптация к социуму и культуре.

По мере реализации программы наметилась положительная динамика изменений в состоянии духовно-нравственного развития обучающихся. Данные анкетирования, проведенные специалистами по воспитательной работе в конце учебного года,свидетельствуют, что 87% подростков стали задумываться о своем поведении в общественных местах, 59% респондентов понимают значение здорового образа жизни и необходимости его формирования, 8% - планируют бросить курить, 63%- решили увеличить количество посещений культурно-досуговых центров.

Паспорт программы

Наименование программы: «В мире гармонии»

Заказчик программы: администрация  МОУ лицея №121 г. Барнаула

Цель программы: формирование нравственных, ценностных ориентаций подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Задачи:

-Создание условий для разностороннего развития нравственно-эстетических представлений подростка;

 -Обогащение подростков определенными художественными знаниями, созидательными умениями и навыками;

-Повышение художественно-эстетической культуры, развитие самодеятельности и инициативы;

 -Формирование эстетического отношения к действительности.

Основные направления программы:

-Анализ сложившейся современной  ситуации в школе, нравственно-эстетического  уровня культуры подростков, выявление  отношения подростка к себе и сверстникам;

-Обеспечение занятости досуга  подростков, проведение конкурсных, игровых и развлекательных программ;

-Формирование здорового образа  жизни;

-Создание условий для самореализации  подростков;

-Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка;

-Овладение знаниями о нормах  этикета;

-Формирование бережного отношения  к природе.

Сроки реализации: 2009 - 2010г.

Предполагаемые результаты:

-личностное развитие учащихся;

-повышение нравственно-эстетической культуры подростков (формирование системы нравственно-эстетических представлений, взглядов, убеждений, критерий общечеловеческих ценностей);

-активное включение подростков  в разные формы культурно-досуговой  деятельности;

-духовное обогащение подростков;

-сформированное эстетическое отношение  к действительности.

Система организации контроля над  исполнением программы:

Ежемесячно исполнители программы представляют отчёт о проделанной работе, о возникших проблемах и методах их решения.

Методы реализации программы:

- изучение культурно-досуговых  интересов и потребностей подростков;

- создание реальной возможности  для проявления инициативы и  самодеятельности, культурно-досуговой  активности учащихся;

- преемственность и согласованность  действий в процессе реализации программы;

- контроль за осуществлением  деятельности;

- оперативная и объективная  информация о каждом этапе  деятельности.

Оценка эффективности программы

§     Максимальное количество привлечённых в программу подростков

§     Решение поставленных задач

§     Информационное сообщение о внедрении программы среди школ города Барнаула

Программа рассчитана на учебный год  и состоит из трёх этапов: подготовительный, организационный и заключительный.

Занятия разделены на 8 блоков и  рассчитаны на 1 час, один раз в неделю.

 

План-график реализации программы  «В мире гармонии»

нн/п

Название мероприятия

Форма проведения

Время проведения

Место проведения

 

Ответственные

Цель мероприятия

 

11.

 

«Энтузиасты -вперёд!»

 

выездные подростковые трудовые, экологические отряды

 

5 сентября

 

Лесополосы  города Барнаула, берег реки Обь

 

Классные руководители, зам.директора по воспитательной работе, Сектор «Порядка и труда»

 

Обеспечение занятости  досуга подростков

22.

«Опрсник Томаса»

проведение  психодиагностических исследований с целью выявления способов реагирования подростков на конфликтные ситуации

11 сентября

лицей №121

Социальный  педагог, школьный психолог

Анализирование сложившейся  современной ситуации в школе, выявление  отношения подростка к себе и  сверстникам

 

 3.

«Определение типа личности»

разработка  индивидуального подхода

18 сентября

лицей №121

Социальный  педагог,

школьный психолог

Анализирование  сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам

 4.

«Мои минусы и плюсы»

беседа

 2 октября

лицей №121

Социальный  педагог,

школьный психолог

Анализирование  сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам

5.

«Помощь»

взаимодействие со службой соц. защиты, для выявления

«трудных» подростков

9 октября

лицей №121

оциальный педагог, зам. директора по воспитательной работе

Анализирование  сложившейся современной ситуации в школе, выявление отношения подростка к себе и сверстникам

 6.

«Многообразие потреб-ностей и способы их удовлетво-рения»

дискуссия

16 октября

лицей №121

Классные руководители

Обеспечение занятости  досуга подростков

 

 7.

«Я –

культурный  человек»

организация агитбригады

23 октября

лицей №121

Сектор «Культуры и досуга», ст. вожатая

Обеспечение занятости  досуга подростков

 

 8.

«Вместе с чемпионами!»

организация встреч подростков с выдающимися спортсменами

30 октября

лицей №121,

школа Олимпийского резерва

Сектор «Физической  культуры и спорта»,

учителя физ-ры

 

Формирование  здорового образа жизни

 

 9.

«Наше здоровье!»

создание буклетов, пропагандирующих здоровый образ жизни

2 ноября

лицей №121

Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители

Формирование  здорового образа жизни

 

 

110.

«Спорт- это  жизнь»

привлечение подростков к участию в спартакиадах, проводимых крупными предприятиями района

14 ноября

манежи, спортивные залы г. Барнаула

Сектор «Физической  культуры и спорта», учителя физ-ры, классные руководители

Формирование  здорового образа жизни

 

111.

«Антидурь»

показ видеосюжетов об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения для жизни и здоровья

20 ноября

лицей №121

Преподаватели ОБЖ,

классные руководители, зам.директора по воспитательной работе

Формирование  здорового образа жизни

 

112.

«Интерес»

организация групповой  социально-педагогической работы: тренировка социальных и жизненно-важных навыков, ролевые игры, коллективные творческие дела, дискуссии, элементы арт-, игро- и сказкотерапии

27 ноября

лицей №121

Классные руководители, зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог

Создание условий  для самореализации

 

113.

«Самоуправление»

создание школы  организаторской деятельности, педагогического отряда, отряда волонтерского движения

4 декабря

лицей №121

Зам. директора  по воспитательной работе, старшая вожатая

Создание условий для самореализации

 

114.

«Лидер 2010»

проведение  социально-психологических тренингов с целью выявления и развития организаторских, лидерских и творческих способностей подростков

11 декабря

лицей №121

Зам. директора по воспитательной работе, старшая вожатая, школьный психолог

Формирование  эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям

 

115.

«Патриот», «Я –  гражданин России»

проведение  круглого стола, ток-шоу

18 декабря

лицей №121

Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая

Формирование  эмоциионально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям

 

116.

«Рука помощи»

помощь пожилым  людям, ветеранам

25 декабря

лицей №121

Старшая вожатая, Сектор «Порядка и труда»

Формирование  эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям

 

117.

«Дни Радуги»

участие в проведении праздничных мероприятий в домах-интернатах для пожилых и инвалидов

29 декабря

Дома ветеранов, военный госпиталь

Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, старшая  вожатая

Формирование  эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям

 

118.

«Мы-семья»

семейный интеллектуальный конкурс

15 января

лицей №121

Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, старшая  вожатая

Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям

 

119.

«Бард»

концерт бардовской песни

22 января

лицей №121

Сектор «Культуры и досуга», классные руководители, старшая вожатая

Музыкально-эстетическое воспитание личности

220.

«Музыка души»

выезд в филармонию

29 января

Концертный  зал филармонии

 

Сектор «Финансов», классные руководители, старшая

вожатая

Музыкально-эстетическое воспитание личности

 

221.

«Мелодия войны»

конкурс творческих работ

5 февраля

лицей №121

Сектор «Информационный»,преподаватели Изо, старшая вожатая

 

Музыкально-эстетическое воспитание личности

 

222.

«Какая встреча!»

встреча с известными авторами-исполнителями города

12 февраля

музыкальные школы, колледжи

Преподаватели музыки, зам. директора по воспитательной работе

Музыкально-эстетическое воспитание личности

 

223.

«Рыцарский  турнир»

конкурсная  программа

19 февраля

лицей №121

Старшая

вожатая

Обеспечение занятости  досуга подростков

 

224.

«Я в театре»

 лекция

26 февраля

лицей №121

Классные руководители

Формирование  знания о нормах этикета

225.

«За столом»

беседа-чаепитие

26 февраля

лицей №121

Классные руководители

Формирование знания о нормах этикета

 

226.

«Что такое  хорошо, а что такое плохо»

конкурс миниатюр

5 марта

лицей №121

Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, ст. вожатая

Формирование знания о нормах этикета

 

227.

 «Леди и  джентльмены

конкурсная  программа

12 марта

лицей №121

Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, старшая  вожатая

Формирование знания о нормах этикета

 

228.

«Дикие питомцы»

 выезд в зоопарк

19 марта

зоопарк

Классные руководители, зам. директора по воспитательной работе

Формирование бережного отношения к природе

 

229.

 

«Мой домашний любимец»

 

тренинг по актерскому мастерству

 

26 марта

 

лицей №121

Педагог по актёрскому мастерству, зам. директора по воспитательной работе

Формирование бережного отношения к природе

 

330.

 «Наш город чист»

проведение  социальной рекламы,

изготовление  буклетов

9 апреля

лицей №121

Сектор «Информационный»,Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая

Формирование  бережного отношения к природе

 

331.

«Люби природу»

работа агитбригады 

16 апреля

лицей №121

Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая

Формирование  бережного отношения к природе

332.

«Люби природу»

работа выездных подростковых трудовых, экологических отрядов

  24 апреля

лесополосы  города Барнаула, берег реки Обь, скверы и парки

Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая, классные руководители

Формирование  бережного отношения к природе

 

333.

 «Люби природу»

 высадка деревьев и цветов

 

1 мая

микрорайон  «Сиреневый»

 г. Барнаула, школьный двор лицея №121

Сектор «Порядка и труда», старшая вожатая, классные руководители

Формирование  бережного отношения к природе

 

334.

 «Мелодия войны»

 лекция-концерт

7 мая

лицей №121

Сектор «Культуры  и досуга», классные руководители, старшая  вожатая

Формирование  эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности подростка, воспитание чувства уважения к людям

 

335.

  «Я узнал»

 театрализованные тестовые занятия

  14 мая

лицей №121

зам. директора  по воспитательной работе, старшая вожатая, школьный психолог

Анализ эффективности мероприятий

 

336.

 «Вселенная»

театрализованная развлекательно-игровая программа

21 мая

лицей №121

зам. директора  по воспитательной работе, старшая вожатая, Сектор «Культуры и досуга»

Создание праздничной  атмосферы

Информация о работе Разработка программы формирования эстетической культуры подростков