Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:46, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы «Вселенная»
Культурно-досуговая деятельность должна обеспечивать восстановление физических, психических и интеллектуальных сил человека, а также удовлетворять потребности подростков, обеспечивать свободу личности в сфере свободного времени. Развлекательно-игровые формы оказывают значительное воздействие на подростка: формируют его мировоззрение, расширяют кругозор, эрудицию, знания, воспитывают активную жизненную позицию, способствуют воспитанию оптимистического мировоззрения, хорошего эстетического мироощущения, вкуса, культуры общения.
Форма: театрализованная развлекательно-игровая программа
Театрализованная
развлекательно-игровая
Организационной целью программы является вовлечение подростков в культурно-досуговую деятельность.
Педагогическая цель программы – развитие активной гражданской позиции, формирование позитивного отношения к жизни и здоровью, патриотических чувств и любви к родной истории.
Задачами программы является:
- Создание условий для самореализации подростков;
- Стимулирование мотивации к получению знаний;
- Развитие навыков командной работы;
- Организация различных форм демонстрации результатов, полученных в ходе программы;
- Создание праздничной атмосферы среди учащихся.
Субъект воздействия- педагоги лицея №121.
Объект - учащиеся 9,10, 11-х классов.
Место проведения- актовый зал МОУ лицея №121
Организация мероприятия проходила в три этапа:
1 этап - подготовительный: разработка идеи, постановка цели и задач. Отбор игрового материала, а так же написание сценарного плана [Прил.3]и утверждение его руководителем учреждения.
2 этап - организационный: создание орг. комитета, утверждение его деятельности; организация команд-участников, отбор ведущих, разъяснение задач предстоящего мероприятия участниками художественно-творческого процесса; репетиции, составление муз. партитуры и медиа-материала; подбор реквизита и костюмов; подготовка наградного материала.
3 этап – заключительный: проведение театрализованной развлекательно-игровой программы «Вселенная». Анализ проведенного мероприятия.
Оргкомитет
№ |
Название отдела, обязанности члена оргкомитета |
ФИО |
Занимаемая должность |
1 |
Председатель |
Стрельникова Ольга Сергеевна |
Студентка АлтГАКИ |
2 |
зам. председателя |
Караваева Светлана Николаевна |
Старшая вожатая |
3 |
Организационно-методический отдел |
Багаева Елена Валентиновна |
Библиотекарь, инициативная группа учащихся |
4 |
Сценарно-режиссерский (постановочный) отдел |
Стрельникова Ольга Сергеевна |
Инициативная группа |
5 |
Отдел наглядно-вещественного оформления и костюмов |
Табакаева Татьяна Геннадьевна Стрельникова Ольга Сергеевна |
Зам. директора по воспитательной работе. |
6 |
Затейно - игровой отдел (спортивные игры) |
Кильмяшкин Валерий Геннадьевич, Семенченко Алексей Валерьевич, Крюков Иван Николаевич |
Учителя физкультуры |
7 |
Отдел искусства |
Заклюков Дмитрий Евгеньевич |
Руководитель музыкальной студии «Гармония» |
8 |
Технический отдел |
Халин Виктор Витальевич |
Учитель труда |
Сценарно-режиссерское решение
Сценарно-режиссерский ход: игра-путешествие
Участникам
необходимо приземлиться на каждой из
6 планет и выполнить задание
Композиционное построение
Экспозиция |
Выступление танцевального коллектива «Смайл» |
Завязка |
Знакомство с планетами |
Основное действие |
Конкурсно-игровая программа |
Кульминация |
Награждение |
Финал |
Финальная песня |
Вид монтажа:
- последовательный монтаж
Средства идейно-эмоциональной выразительности:
-свет;
-музыка;
-технические средства – медиа-материал;
-наглядные -
плакаты, тематическое
Методы:
1. Метод театрализации
позволит подросткам
2. Игровой метод
привлечет подростков к
3. Метод иллюстрации.
Способ активизации зала: игра
Все мероприятие было выстроено в едином темпо-ритме, яркий эмоциональный настрой создавался настроем самих участников и исполнителей представления.
Театрализация как творческий метод предполагает организацию в единое композиционно спаянное целое, с оригинальным образным решением соединения социально значимой информации, средств искусства и самодеятельности масс участников, как в моменте подготовки, так и при проведении творческого мероприятия. Игра служит удовлетворением потребностей в отдыхе. Играя, своеобразным образом подросток тренируется, обучается. Игра удовлетворяет потребность в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.
Таким образом, в игре формируются все стороны личности подростка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью школьников.
Критерии оценки результатов
Эффективность программы оценивается через создание, во-первых, конкретной продукции (фото, стихи, песни, медиа-материал), во-вторых, улучшение психофизического состояния подростков, которое можно отследить через художественную продукцию (фотоальбом, стенгазета, воспоминания), созданную самими участниками мероприятия.
Руководителями учреждения, по окончанию программы, были оценены достижения поставленных задач и намеченных результатов. Программа рекомендована на проведение в следующем году.
Выводы по 2 главе
Анализ реализации программы дает основание сделать вывод, что в данной программе правильно поставлены цели, точно определены объект и субъект воздействия. Программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности в целом внедрена, мероприятия проводятся на должном уровне, подростки активно участвуют в предложенных мероприятиях, проявляют инициативу и заинтересованность. Праздники, ток-шоу, развлекательно-игровые программы, вызывают неподдельный интерес и положительные эмоции у подростков.
Таким образом, предположение о том, что формирование нравственно-эстетической культуры подростков будет эффективным, если:
- учитываются психофизиологические особенности и состояние здоровья современных подростков;
- разработана и реализована программа по формированию нравственно-эстетической культуры;
- при условии направленного комплексного использования рационально-познавательных, эмоционально-зрелищных, познавательно-поведенческих, игровых технологий.
Организаторы мероприятий программы признают, что следует проводить работу с подростками целенаправленно, давая им возможность творческого самовыражения, привлекая к здоровому образу жизни, воспитанию в себе нравственных и эстетических основ.
При такой постановке проблемы, можно уверенно прогнозировать:
В ходе внедрения программы школьники
стали чаще посещать соревнования,
спортивные праздники, участвовать
в круглых столах, дискуссиях, мероприятиях
вне школы. Повысился интерес
к спортивно-игровым
Заключение
В выпускной квалификационной работе даны характеристики психофизиологических особенностей и состояния здоровья современных подростков. Выяснено, что отрочество -период «крайностей», попыток через все пройти, быть как все. Выявлены проблемы формирования нравственно-эстетической культуры учащихся, здорового образа жизни - отсутствие культуры в обществе и мотивации у самих подростков. Рассмотрены средства культурно-досуговой деятельности в воспитательном процессе подростков. Проанализирована научная, методическая литература и материалы периодических изданий по проблеме исследования.
Для анализа социо-культурных потребностей подростков была изучена социальная ситуация в среде старшеклассников, что способствовало выявлению проблем, возникающих у старшеклассников и позволило представить реальную картину сложившейся ситуации, когда есть угроза возникновения кризисной ситуации по организации свободного времени в подростковой среде.
Изучив особенности
подросткового возраста, важно отметить,
что это период когда происходит
самоутверждение и
Результативность процесса формирования нравственно-эстетической культуры подростков зависит от выполнения ряда, требований:
1. Учета возрастных
особенностей подростков, определяющих
характер их досуговых
2. Использования
эффективных приемов, форм и
методов, при организации
3. Опоры на
общепедагогические и
4. Организации
системы формирования умений
и навыков самоорганизации
Учреждения культуры и образования являются важнейшим звеном в воспитании чувств и требований подрастающего поколения. В лицее №121 была выявлена проблема минимального использования средств культурно-досуговой деятельности, которая может предоставить подросткам необходимые возможности для физического, психического и нравственного совершенствования. Раскрыта возможность формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами и формами культурно-досуговой деятельности: дискуссионными, игровыми, театрализованными, праздничными. При этом отмечено, что средства не должны существовать отдельно друг от друга, их работа идет на определенный результат, значит, они должны быть систематизированы в программу.
В рамках реализации
программы разработан сценарий театрализованной
развлекательно-игровой
Подводя итог, можно констатировать, что задачи выпускной квалификационной работы выполнены: была изучена научно-методическая литература по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков, выявлены проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков, так же были определены психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
Гипотеза исследования, заключающаяся в предположении, что формирование нравственно-эстетической культуры подростков средствами КДД будет эффективно при соблюдении ряда условий, учета возрастных, индивидуально-личностных особенностей подростков, а также использование средств культурно-досуговой деятельности в формировании культуры подтверждена.
Таким образом,
реализована цель выпускной квалификационной
работы: разработана программа
Список литературы:
1. Абраменкова, В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации / В.В. Абраменкова // Мир психологии. - 2008. - №1. - С. 175-189.
2. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учеб. пособие для студ. вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с
3. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учеб. пособие / Ю.П. Азаров. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т ; М.: Воронеж: МОДЭК, 2004. - 431 с.
4. Азаров, ЮП. Руководство по развитию талантов / Ю.П. Азаров. - М.: УРАО, 2003. - 152 с.
5. Белоусова,
Е. Организация нравственного
воспитания в учреждениях
6. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Ред. М.Р. Битянова. - М. ; СПб. ; Нижний Новгород: Питер, 2008. - 303 с.
7. Борев Ю.Б. Природа исскуства и специфика его воздействия на личность.Эстетическое развитие и воспитание молодёжи. –М:МГУ, 1978.-с.165.
8. Бояк, Т.Н. Духовно-нравственные ценности сельской молодежи: (на материалах Бурятии и Читинской области) / Т. Н. Бояк // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. - 2009. - №4. - С. 117-122.
9. Бразговка,
Л. Нравственные основы
10. Бразговка, Л. Формирование нравственной установки младших подростков / Л. Бразговка // Воспитание школьников: науч.-метод. журн. - 2008. - №6. - С. 38-42. - Библиогр.: с. 42
11. Брижатова, С.Б. Основное содержание технологий разработки региональных программ социокультурного развития в России 1990-х гг.: [монография] / С.Б. Брижатова ; АлтГАКИ. - 2-е изд. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008. - 194 с
Информация о работе Разработка программы формирования эстетической культуры подростков