Разработка программы формирования эстетической культуры подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ФОРМИРОВАНИе .doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы «Вселенная»

 

Культурно-досуговая деятельность должна обеспечивать восстановление физических, психических и интеллектуальных сил человека, а также удовлетворять потребности подростков, обеспечивать свободу личности в сфере свободного времени. Развлекательно-игровые формы оказывают значительное воздействие на подростка: формируют его мировоззрение, расширяют кругозор, эрудицию, знания, воспитывают активную жизненную позицию, способствуют воспитанию оптимистического мировоззрения, хорошего эстетического мироощущения, вкуса, культуры общения.

Форма: театрализованная развлекательно-игровая программа

Театрализованная  развлекательно-игровая программа  «Вселенная» была проведена 21 мая 2010 года в МОУ лицее №121 г. Барнаула.

Организационной целью программы является вовлечение подростков в культурно-досуговую деятельность.

Педагогическая  цель программы – развитие активной гражданской позиции, формирование позитивного отношения к жизни и здоровью, патриотических чувств и любви к родной истории.

Задачами программы является:

- Создание условий  для самореализации подростков;

- Стимулирование  мотивации к получению знаний;

- Развитие навыков командной работы;

- Организация  различных форм демонстрации  результатов, полученных в ходе программы;

- Создание праздничной  атмосферы среди учащихся.

Субъект воздействия- педагоги лицея №121.

Объект - учащиеся 9,10, 11-х классов.

Место проведения- актовый зал МОУ лицея №121

Организация мероприятия  проходила в три этапа:

1 этап - подготовительный: разработка идеи, постановка цели и задач. Отбор игрового материала, а так же написание сценарного плана [Прил.3]и утверждение его руководителем учреждения.

2 этап - организационный: создание орг. комитета, утверждение его деятельности; организация команд-участников, отбор ведущих, разъяснение задач предстоящего мероприятия участниками художественно-творческого процесса; репетиции, составление муз. партитуры и медиа-материала; подбор реквизита и костюмов; подготовка наградного материала.

3 этап – заключительный: проведение театрализованной развлекательно-игровой программы «Вселенная». Анализ проведенного мероприятия.

 

Оргкомитет

Название отдела, обязанности члена оргкомитета

ФИО

Занимаемая  должность

1

Председатель

Стрельникова

Ольга Сергеевна

Студентка АлтГАКИ

2

зам. председателя

Караваева

Светлана Николаевна

Старшая вожатая

3

Организационно-методический отдел

Багаева

Елена Валентиновна

Библиотекарь, инициативная группа учащихся

4

Сценарно-режиссерский (постановочный) отдел

Стрельникова

Ольга Сергеевна 

Инициативная  группа

5

Отдел наглядно-вещественного  оформления и костюмов

Табакаева

Татьяна Геннадьевна

Стрельникова 

Ольга Сергеевна

Зам. директора  по воспитательной работе.

6

Затейно - игровой  отдел (спортивные игры)

Кильмяшкин 

Валерий Геннадьевич,

Семенченко 

Алексей Валерьевич,

Крюков 

Иван Николаевич

Учителя физкультуры

7

Отдел искусства

Заклюков 

Дмитрий Евгеньевич

Руководитель  музыкальной студии «Гармония»

8

Технический отдел

Халин

Виктор Витальевич

Учитель труда


 

Сценарно-режиссерское решение

Сценарно-режиссерский ход: игра-путешествие

Участникам  необходимо приземлиться на каждой из 6 планет и выполнить задание предложенное жителями этих планет.

Композиционное  построение

Экспозиция

Выступление танцевального  коллектива «Смайл»

Завязка

Знакомство  с планетами

Основное действие

Конкурсно-игровая  программа

Кульминация

Награждение

Финал

Финальная песня


 

Вид монтажа:

- последовательный  монтаж

Средства идейно-эмоциональной  выразительности:

-свет;

-музыка;

-технические  средства – медиа-материал;

-наглядные - плакаты, тематическое оформление  зала, костюмы;

Методы:

1. Метод театрализации  позволит подросткам погрузиться  в атмосферу космоса.

2. Игровой метод  привлечет подростков к участию  в конкурсах и играх.

3. Метод иллюстрации.

Способ активизации  зала: игра

Все мероприятие  было выстроено в едином темпо-ритме, яркий эмоциональный настрой создавался настроем самих участников и исполнителей представления.

Театрализация как творческий метод предполагает организацию в единое композиционно спаянное целое, с оригинальным образным решением соединения социально значимой информации, средств искусства и самодеятельности масс участников, как в моменте подготовки, так и при проведении творческого мероприятия. Игра служит удовлетворением потребностей в отдыхе. Играя, своеобразным образом подросток тренируется, обучается. Игра удовлетворяет потребность в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.

 Таким образом,  в игре формируются все стороны личности подростка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью школьников.

Критерии оценки результатов

Эффективность программы оценивается через  создание, во-первых, конкретной продукции (фото, стихи, песни, медиа-материал), во-вторых, улучшение психофизического состояния подростков, которое можно отследить через художественную продукцию (фотоальбом, стенгазета, воспоминания), созданную самими участниками мероприятия.

Руководителями  учреждения, по окончанию программы, были оценены достижения поставленных задач и намеченных результатов. Программа рекомендована на проведение в следующем году.

 

Выводы по 2 главе

 

Анализ реализации программы дает основание сделать  вывод, что в данной программе  правильно поставлены цели, точно  определены объект и субъект воздействия. Программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности в целом внедрена, мероприятия проводятся на должном уровне, подростки активно участвуют в предложенных мероприятиях, проявляют инициативу и заинтересованность. Праздники, ток-шоу, развлекательно-игровые программы, вызывают неподдельный интерес и положительные эмоции у подростков.

Таким образом, предположение о том, что формирование нравственно-эстетической культуры подростков будет эффективным, если:

- учитываются психофизиологические особенности и состояние здоровья современных подростков;

- разработана и реализована программа по формированию нравственно-эстетической культуры;

- при условии  направленного комплексного использования рационально-познавательных, эмоционально-зрелищных, познавательно-поведенческих, игровых технологий.

Организаторы мероприятий программы признают, что следует проводить работу с подростками целенаправленно, давая им возможность творческого самовыражения, привлекая к здоровому образу жизни, воспитанию в себе нравственных и эстетических основ.

При такой постановке проблемы, можно уверенно прогнозировать:

  • увеличение подростков, занимающих активную позицию по формированию своего здорового образа жизни;
  • подъем активности и целеустремленности;
  • тенденцию увеличения культуры речи у подростков;
  • значительное уменьшение подростков, зависящих от табака, алкоголя и наркотиков.

В ходе внедрения программы школьники  стали чаще посещать соревнования, спортивные праздники, участвовать  в круглых столах, дискуссиях, мероприятиях вне школы. Повысился интерес  к спортивно-игровым программам, конкурсам, общественно-трудовой деятельности. Таким образом, наблюдается положительная динамика в формировании нравственно-эстетической культуре подростков.

 

 

Заключение

 

В выпускной  квалификационной работе даны характеристики психофизиологических особенностей и состояния здоровья современных подростков. Выяснено, что отрочество -период «крайностей», попыток через все пройти, быть как все. Выявлены проблемы формирования нравственно-эстетической культуры учащихся, здорового образа жизни - отсутствие культуры в обществе и мотивации у самих подростков. Рассмотрены средства культурно-досуговой деятельности в воспитательном процессе подростков. Проанализирована научная, методическая литература и материалы периодических изданий по проблеме исследования.

Для анализа социо-культурных потребностей подростков была изучена социальная ситуация в среде старшеклассников, что способствовало выявлению проблем, возникающих у старшеклассников и позволило представить реальную картину сложившейся ситуации, когда есть угроза возникновения кризисной ситуации по организации свободного времени в подростковой среде.

Изучив особенности  подросткового возраста, важно отметить, что это период когда происходит самоутверждение и самоопределение  личности ребенка и немаловажная роль в этом процессе отводится школе. Учитель для подростка должен стать своего рода психологом-консультантом, к которому ребенок может обратиться за советом в определенной трудной для него ситуации. При работе с подростками важно помнить, что в этом возрасте складываются определенные стереотипы поведения, ребенок пытается найти своего героя и подражать ему во всем. Поэтому важно, чтобы образцы для подражания были достойными, связанные с осознанием ценности свободного времени для самого школьника и его ближайшего окружения.

Результативность  процесса формирования нравственно-эстетической культуры подростков зависит от выполнения ряда, требований:

1. Учета возрастных  особенностей подростков, определяющих  характер их досуговых запросов  и предпочтений в рамках подростковой  субкультуры.

2. Использования  эффективных приемов, форм и  методов, при организации процесса  формирования умений и навыков  самоорганизации досуга подростков.

3. Опоры на  общепедагогические и специфические  условия формирования досуговой  культуры подростков в процессе коллективной творческой деятельности.

4. Организации  системы формирования умений  и навыков самоорганизации досуга  подростков.

Учреждения  культуры и образования являются важнейшим звеном в воспитании чувств и требований подрастающего поколения. В лицее №121 была выявлена проблема минимального использования средств культурно-досуговой деятельности, которая может предоставить подросткам необходимые возможности для физического, психического и нравственного совершенствования. Раскрыта возможность формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами и формами культурно-досуговой деятельности: дискуссионными, игровыми, театрализованными, праздничными. При этом отмечено, что средства не должны существовать отдельно друг от друга, их работа идет на определенный результат, значит, они должны быть систематизированы в программу.

В рамках реализации программы разработан сценарий театрализованной развлекательно-игровой программы  «Вселенная» [Прил. 3]. Проведение мероприятия  способствовало сплочению старшеклассников в решении проблемы организации свободного времени, вызвало у них интерес к проблеме этического поведения, экологической культуры, а также к культуре речи.

Подводя итог, можно  констатировать, что задачи выпускной  квалификационной работы выполнены: была изучена научно-методическая литература по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков, выявлены проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков, так же были определены психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.

Гипотеза исследования, заключающаяся в предположении, что формирование нравственно-эстетической культуры подростков средствами КДД будет эффективно при соблюдении ряда условий, учета возрастных, индивидуально-личностных особенностей подростков, а также использование средств культурно-досуговой деятельности в формировании культуры подтверждена.

Таким образом, реализована цель выпускной квалификационной работы: разработана программа формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

 

 

Список литературы:

 

1. Абраменкова,  В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации / В.В. Абраменкова // Мир психологии. - 2008. - №1. - С. 175-189.

2. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учеб. пособие для студ. вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с

3. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учеб. пособие / Ю.П. Азаров. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т ; М.: Воронеж: МОДЭК, 2004. - 431 с.

4. Азаров, ЮП. Руководство по развитию талантов / Ю.П. Азаров. - М.: УРАО, 2003. - 152 с.

5. Белоусова,  Е. Организация нравственного  воспитания в учреждениях дополнительного  образования / Е. Белоусова // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. - 2007. - N10. - С. 44-49.

6. Битянова М.Р.  Практикум по психологическим  играм с детьми и подростками  / Ред. М.Р. Битянова. - М. ; СПб. ; Нижний  Новгород: Питер, 2008. - 303 с.

7. Борев Ю.Б. Природа исскуства и специфика его воздействия на личность.Эстетическое развитие и воспитание молодёжи. –М:МГУ, 1978.-с.165.

8. Бояк, Т.Н. Духовно-нравственные ценности сельской молодежи: (на материалах Бурятии и Читинской области) / Т. Н. Бояк // СОЦИС: ежемес. науч. и обществ.-полит. журн. - 2009. - №4. - С. 117-122.

9. Бразговка,  Л. Нравственные основы преобразования  младшим подростком собственной  жизни / Л. Бразговка // Воспитание  школьников: науч.-метод. журн. - 2009. - №2. - С. 24-26.

10. Бразговка, Л. Формирование нравственной установки младших подростков / Л. Бразговка // Воспитание школьников: науч.-метод. журн. - 2008. - №6. - С. 38-42. - Библиогр.: с. 42

11. Брижатова,  С.Б. Основное содержание технологий разработки региональных программ социокультурного развития в России 1990-х гг.: [монография] / С.Б. Брижатова ; АлтГАКИ. - 2-е изд. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008. - 194 с

Информация о работе Разработка программы формирования эстетической культуры подростков