Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:46, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Средства культурно-досуговой деятельности разнообразны. Специалисты должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение определённой задачи: отдыха, развлечения, рекреацию, просвещение, образование.
Отдых и развлечения представляют собой особый вид деятельности, в котором большое место должна занимать интеллектуальная и эмоциональная насыщенность. Активный отдых позволяет переключиться с обязательных дел на необязательные, с серьезных - на веселые, с умственной нагрузки - на физическую, с личных дел и интересов - на общественные, с познания - на развлечение, с пассивного отдыха - на активный, и наоборот.
Необходимо опираться на типичные для учреждений культуры "схемы переключений" и способы эмоциональной и другой разрядки, характеризующие динамику занятий, их энергетические, временные и другие лимиты, их психофизиологическую ценность для разных категорий людей. Следует различать эмоциональную разрядку и эмоциональную нагрузку воздействий на человека в процессе отдыха и развлечений, между которыми имеется определенная взаимозависимость.
Основным методом в
культурно-развлекательной
Как метод, игра представляет собой сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных действий, выполнение которых зависит от творческой инициативы играющих [68, с.12].
Следует учитывать специфику различных видов отдыха: праздничный, повседневный, воскресный и семейный отдых. Каждый из этих видов отдыха имеет свою психологическую основу.
Праздничная ситуация максимально
активизирует эмоциональную сферу
человека. Характер отдыха зависит
от особенностей самого праздника. Организаторы
праздника стремятся
Надо подчеркнуть, что характеристика подросткового досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга подростка. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг. В юношеском возрасте досуг для подростка превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности. Основные особенности культурного досуга подростка – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса. У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг. В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально - экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала школьников и общества в целом. Подростковый досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением. В этом заключается социальная роль досуга. Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время.
В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности к более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству.
Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки. С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.
Именно поэтому так важно с помощью средств культурного досуга на базе общеобразовательного учреждения раскрыть творческий потенциал подростков. В подростковом возрасте появляется желания выражать свою личность, стремления к пониманию общества и своего места в нем. Появляется желание авторитета среди сверстников и взрослых. Одним словом человек в этом возрасте начинает не только наблюдать и познавать, но еще и анализировать мир и пространство вокруг себя. И средства досуга в контексте нравственно-эстетического воспитания призваны воссоздать перед подростком четкую картину этого пространства. Так же Мероприятия культурного досуга призваны социализировать подростков, а если они будут проходить именно на базе общеобразовательного учреждения то это характерно тем, что оно становится более доступным. Ведь очень важно грамотно приобщать подрастающее поколение к красоте творчества, сделать ребенка не сторонним наблюдателем, а участником творческого процесса. И этим эстетическое воспитание на базе школ и призвано заниматься.
Выводы по первой главе
Таким образом, нравственно-эстетическая культура – это целенаправленный процесс присвоения подростками общечеловеческих ценностей, культурных норм и эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием прекрасного в действительности.
Для большей
эффективности нравственно-
- система нравственно-
- нравственно-эстетическое
воспитание должно стать
Рассматривая
процесс нравственно-
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства - изобразительное, музыкальное, вокальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное и др.
Изобразительное искусство, музыка, сказки и стихи, так же, как явления природы, предметы, окружающие подростка, вызывают впечатления, которые могут содержать оценку поступков и поведения сверстников.
Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус.
В настоящее
время в общеобразовательных
учреждениях нравственно-
Очень важно
в старших классах обогатить
учащихся представлениями о
Для осуществления художественного воспитания подростков в соответствии с проанализированными данными, разработана программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков, которая включает в себя следующие направления: теория и история искусств, основы эстетики, основы этики, курс рисунка, курс живописи, курс композиции, основы скульптуры, музыкальная литература, музыкальное исполнительство, хореография, спортивно – бальные танцы.
Выше рассмотренный анализ эстетической и художественной культуры личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в подростковом возрасте. Не стоит забывать, что особым инструментом воспитания является культурно-досуговая программа. Автором выпускной квалификационной работы была разработана такая комплексная программа «В мире гармонии».
психофизиологический эстетический досуговая подросток
Глава 2.Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования - МОУ лицей №121
Муниципальная образовательная школа №121 была основана в 1989 году в городе Барнауле Алтайского края. В 1995 году - получает «звание» лицея. Лицей имеет статус образовательного учреждения с углубленным изучением народной традиционной культуры.
Лицейский компонент обеспечивается дополнительной (углублённой) подготовкой по профильным предметам, который формируется за счёт введения профильных предметов и элективных курсов, развивающие содержание базовых и профильных предметов, а также позволяющие удовлетворить познавательные интересы учащихся, включающий профили:
- Физико-математический;
- Химико-биологический, с углубленным изучением химии и биологии;
- Гуманитарный профиль;
- Гуманитарно-правовой профиль;
- Информационно-экономический профиль.
Лицей сотрудничает с такими высшими учебными заведениями как, Всероссийским заочным финансово-экономическим институтом, Алтайским государственным аграрным университетом, а так же с Алтайским краевым училищем Олимпийского резерва, Алтайским промышленно-экономическим колледжем и профессиональным училищем №42.
Основная цель современного образования лицея – создание условий для формирования всесторонне-развитой, физически- здоровой, духовно-нравственной, социально-компетентной, творческой личности с активной жизненной позицией, патриотическим сознанием и гражданской ответственностью.
Целью воспитательной работы лицея является созданий условий, способствующих развитию нравственности, саморазвитию и самореализации учащихся. Выделено три приоритетных направления, позволяющих систематизировать работу и добиться наибольшей продуктивности:
Неотъемлемой частью образовательного процесса является внеурочная работа по предметам в различных формах (индивидуальной, групповой) с целью создания образовательной среды, позволяющей учащимся проявить свои индивидуальные способности и таланты:
Большое значение для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации приобретают такие формы работы, которые позволяют учащимся выйти в реальное научно-образовательное пространство:
Одним из способов формирования у учащихся положительного отношения и чувства гордости за школу является поддержание традиций школы. Этому способствуют уроки русской традиционной культуры, народной художественной культуры и мировой художественной культуры. В рамках этих уроков проводятся русско-народные праздники, такие как «Масленица», «День равноденствия», «Коляда», «Веснянки».
В лицее действуют несколько школьных секций, таких как:
А также спортивные секции:
Школа насчитывает около 700 учащихся, 92% из них охвачено внеурочной деятельностью, 66% занимаются в школьных кружках и секциях. Работа творческих коллективов дополнительного образования ведётся как в течение учебного года, так и в период каникул.
Лицей апробирует ряд социально-ориентированных образовательных программ. Среди них:
1) Программа «Здоровье», внедрение технологии непрерывного физкультурного образования на переменах;
Информация о работе Разработка программы формирования эстетической культуры подростков