Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью и предметом нашей работы выдвинула гипотезу исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники посредством дидактической игры возможно, если:
- определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;
- включить в структуру дидактической игры действия прогнозирования и установления причинно - следственных связей;
- рационально включать дидактические игры в педагогический проце

Содержание

Введение …………………………….3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы ознакомления дошкольников с миром техники 6
1.1 Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с миром техники 13
ГЛАВА II. Экспериментальное исследования формирования представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 23
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники 35
2.3 Контрольный срез 45
Заключение 50
Литература 52
Приложения 56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика новая .docx

— 209.02 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, в результате качественного  и количественного анализа контрольного эксперимента получены следующие результаты:

     - с высоким уровнем - 5 детей,  что составляет 25%

     - со средним уровнем - 11 детей,  что составляет 55 %.

     - с низким уровнем - 4 ребенка, что составляет 20%

     Гистограмма 6

     по  результатам контрольного эксперимента

     

                          Высокий        Средний       Низкий 

     Таблица 9

       Сравнительная таблица  по результатам  констатирующего  и контрольного  экспериментов

Уровни Констатирующий  эксперимент Контрольный эксперимент
высокий 10% 25%
средний 60% 55%
низкий 30% 20%
 

     График 1 результат констатирующего и контрольного экспериментов

     

     Заключение

     Мир техники, окружающие ребенка вещи, имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: дарования, характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых (Козлова С.А., Дыбина - Артамонова О.В.).

     Предметный  мир рассматривается как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, их созданием  и преобразованием, то есть это признаки, которые поддаются изменениям в  процессе деятельности человека. Овладевая  пониманием ретроспективы вещного  окружения, ребенок осознает, что  человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными. Тем самым перед  ребенком открывается своеобразная перспектива, какие еще есть варианты преобразования вещей, для более полного удовлетворения потребностей человека.

     В дошкольном возрасте игра является ведущим  видом деятельности, но не потому, что  современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.

     Предположение, что формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений  о мире техники посредством дидактической игры возможно, если:

     - определить содержание представлений  об истории создания предметов  человеком;

     - рационально включать дидактические  игры в педагогический процесс;

     - структура дидактической игры  будет предполагать действия  прогнозирования и установления  причинно - следственных связей, нашла свое подтверждение.

     Для подтверждения гипотезы в исследовании были проведены три эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. В констатирующем эксперименте выявлен  реальный уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники и изменения человеком предметного мира.

     В формирующем эксперименте осуществляли формирование у детей представлений  о мире техники и предметного мира посредством включения дидактической игры в педагогический процесс.

     После проведения контрольного этапа, полученные данные показывают, что уровни сформированности представлений о создании и изменении предметов человеком у детей повысились. Показатель высокого уровня развития увеличился на 15% , а показатель низкого уровня снизился и составил 20 %. Следует отметить, что для большинства детей характерным является средний уровень представлений изменения человеком предметного мира. Если до формирующего эксперимента он составлял 60 %, то после него 55 %.

     Таким образом, подводя итог можно сказать, что представления о мире техники могут быть сформированы через определенную работу средствами дидактической игры. А так же, дидактическая игра является одним из эффективных средств ознакомления дошкольников с предметным миром. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература:

     1. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные  годы./ - М.: Просвещение, 1998.

     2. Артамонова, О.В. К постановке  проблемы формирования отношения  к человеку через ознакомление  с предметным миром // Теоретические  основы программы воспитания  дошкольников: Сб. СПб, 1992.

     3. Артамонова, О.В. Организация предметно-пространственной  среды в дошкольном учреждении. - Тольятти, 1994.

     4. Артемова, Л.В. Окружающий мир  в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей детского  сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992.

     5. Блок, М. Апология истории (Апология  истории или ремесло историка). - М., 1996.

     6. Бодрийяр, Жан. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995.

     7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры  в детском саду: Кн. для воспитателя  детского сада. - М.: Просвещение, 1985.

     8. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). - М.: Просвещение, 1999.

     9. Венгер, Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1992. - №1.

     10. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Основные закономерности психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. - 1973. - №5.

     11. Венгер, Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. - М.: Педагогика, 1988.

     12. Венгер, Л.А. Путь к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. - 1983. - №11.

     13. Венгер, Л.А. и др. Воспитание от рождения до 6 лет: кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.

     14. Возрастная и педагогическая  психология /Под ред. А.В. Петровского. - М., 1994.

     15. Воспитание детей в старшей  группе детского сада: Пособие  для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова и др. - М.: Просвещение, 1984.

     16. Выготский, Л.С. Собрание сочинений  в 6 т. - М., 1984.

     17. Выготский, Л.С. Воображение и  творчество в дошкольном возрасте. - М.: 1991.

     18. Гальперин, П.Я. К исследованию  интеллектуального развития ребенка  // Вопросы психологии. - 1999. - №1.

     19. Гегель, Г.В.. Лекции по философии  истории. С. - Пб., 1993.

     20. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1984.

     21. Гердер, И.Г. Идеи к философии  истории человечества. - М., 1997.

     22. Давыдов, В.В. Генезис и развитие  личности в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1992. - № 1-2.

     23.Панько, Е.А. ,Старжинская, Н.С.«Пралеска» М., НИО 2007

     24. Дробницкий, О.Г. Мир оживших предметов. - М.: Наука, 1997.

     25. Дружинина, В.Н. Психология общих  способностей. - СПб, 1999.

     26. Дыбина-Артамонова, О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности: Учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1997.

     27. Дыбина, О.В. Диагностика творческого отношения детей к рукотворному миру: Учебно-методическое пособие к курсу «методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью». - Самара: Изд-во СамГПУ, 1998.

     28. Дыбина, О.В. Что было до: Игры - путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.

     29. Дыбина, О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр - занятий для дошкольников. - М.:ТЦ «Сфера», 2000.

     30. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография - М.: Педагогическое общество России, 2002.

     31. Дьяков, В.А. Методология истории  в прошлом и настоящем. - М.: Мысль, 1974.

     32. Жуковская, Р.И. Воспитание бережного  отношения к личным вещам и  общественному достоянию // Формирование  коллективных взаимоотношений детей  старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1998.

     33. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка  в игре. - М., 1983.

     34. Запорожец, А.В. Проблемы педагогики  детской игры в трудах А.П.  Усовой / В кн. Усова А.П. Роль  игры в воспитании детей. - М., 1996.

     35. Кисленко, В.Я. Психологические особенности усвоения правил обращения с предметами с детьми раннего и дошкольного возраста. - М., 1981.

     36. Ковальченко, И.Д. Место истории  в системе общественных наук // Вопросы истории. - 1987. - №7.

     37. Козлова, С.А. «Я - человек». Программа  приобщения ребенка к социальному  миру. - М., 1996.

     38. Козлова, С.А. Нравственное воспитание  дошкольников в процессе ознакомления  с предметным миром, - М.: Педагогика, 1988.

     39. Козлова, С.А. Теория и методика  ознакомления с социальной действительностью. - М.: Академия, 2002.

     40. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная  педагогика. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000.

     41. Коллингвуд, Р.Дж. Идея истории. Автобиография. - М., 1980.

     42. Коменский, Я.А. Избранные педагогические  сочинения: в 2-х т. Т.2. - М.: Педагогика, 1982.

     43. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

     44. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. - М., 1959.

     45. Леонтьев, А.Н. Умственное развитие  ребенка. - М.: Правда, 1956.

     46. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития  психики. - М.: изд-во МГУ, 1981.

     47. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1974.

     48. Лихачев, Д.С. Прошлое - будущему. - Л., 1995.

     49. Логинова, В.И. Формирование системности  знаний у детей дошкольного  возраста. - Л., 1984.

     50. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.: Просвещение, 1972.

     51. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.

     52. Минеева, З.А. Игровые занимательные  задачи для дошкольников. - М., 1985.

     53. Мухина, С.В. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985.

     54. Новоселова, С.Л. Развитие мышления  в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1978.

     55. Новоселова, С.Л Развивающая предметно-игровая  среда детства // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.

     56. Поддьяков, Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка // Тезисы докладов Всесоюзной конференции «Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология». - М., 1982.

     57. Поддьяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у детей // Вопросы психологии. - 1990. - №1.

Информация о работе Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники