Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа
В соответствии с целью и предметом нашей работы выдвинула гипотезу исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники посредством дидактической игры возможно, если:
- определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;
- включить в структуру дидактической игры действия прогнозирования и установления причинно - следственных связей;
- рационально включать дидактические игры в педагогический проце
Введение …………………………….3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы ознакомления дошкольников с миром техники 6
1.1 Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с миром техники 13
ГЛАВА II. Экспериментальное исследования формирования представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 23
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники 35
2.3 Контрольный срез 45
Заключение 50
Литература 52
Приложения 56
Таким
образом, в результате качественного
и количественного анализа
- с высоким уровнем - 5 детей, что составляет 25%
- со средним уровнем - 11 детей, что составляет 55 %.
- с низким уровнем - 4 ребенка, что составляет 20%
Гистограмма 6
по результатам контрольного эксперимента
Высокий Средний
Низкий
Таблица 9
Сравнительная таблица по результатам констатирующего и контрольного экспериментов
Уровни | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент |
высокий | 10% | 25% |
средний | 60% | 55% |
низкий | 30% | 20% |
График 1 результат констатирующего и контрольного экспериментов
Заключение
Мир техники, окружающие ребенка вещи, имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: дарования, характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых (Козлова С.А., Дыбина - Артамонова О.В.).
Предметный
мир рассматривается как
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.
Предположение, что формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники посредством дидактической игры возможно, если:
-
определить содержание
-
рационально включать
-
структура дидактической игры
будет предполагать действия
прогнозирования и
Для подтверждения гипотезы в исследовании были проведены три эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. В констатирующем эксперименте выявлен реальный уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники и изменения человеком предметного мира.
В формирующем эксперименте осуществляли формирование у детей представлений о мире техники и предметного мира посредством включения дидактической игры в педагогический процесс.
После проведения контрольного этапа, полученные данные показывают, что уровни сформированности представлений о создании и изменении предметов человеком у детей повысились. Показатель высокого уровня развития увеличился на 15% , а показатель низкого уровня снизился и составил 20 %. Следует отметить, что для большинства детей характерным является средний уровень представлений изменения человеком предметного мира. Если до формирующего эксперимента он составлял 60 %, то после него 55 %.
Таким
образом, подводя итог можно сказать,
что представления о мире техники
могут быть сформированы через определенную
работу средствами дидактической игры.
А так же, дидактическая игра является
одним из эффективных средств ознакомления
дошкольников с предметным миром. Потребность
в игре и желание играть у дошкольников
необходимо использовать и направлять
в целях решения определенных образовательных
задач. Игра будет являться средством
воспитания, если она будет включаться
в целостный педагогический процесс.
Литература:
1.
Аркин, Е.А. Ребенок в
2.
Артамонова, О.В. К постановке
проблемы формирования
3.
Артамонова, О.В. Организация предметно-
4.
Артемова, Л.В. Окружающий мир
в дидактических играх
5. Блок, М. Апология истории (Апология истории или ремесло историка). - М., 1996.
6. Бодрийяр, Жан. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985.
8. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). - М.: Просвещение, 1999.
9. Венгер, Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1992. - №1.
10. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Основные закономерности психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. - 1973. - №5.
11. Венгер, Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. - М.: Педагогика, 1988.
12. Венгер, Л.А. Путь к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. - 1983. - №11.
13. Венгер, Л.А. и др. Воспитание от рождения до 6 лет: кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.
14. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. - М., 1994.
15. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова и др. - М.: Просвещение, 1984.
16.
Выготский, Л.С. Собрание
17.
Выготский, Л.С. Воображение и
творчество в дошкольном
18.
Гальперин, П.Я. К
19. Гегель, Г.В.. Лекции по философии истории. С. - Пб., 1993.
20. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1984.
21. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1997.
22.
Давыдов, В.В. Генезис и
23.Панько, Е.А. ,Старжинская, Н.С.«Пралеска» М., НИО 2007
24. Дробницкий, О.Г. Мир оживших предметов. - М.: Наука, 1997.
25.
Дружинина, В.Н. Психология
26. Дыбина-Артамонова, О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности: Учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1997.
27. Дыбина, О.В. Диагностика творческого отношения детей к рукотворному миру: Учебно-методическое пособие к курсу «методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью». - Самара: Изд-во СамГПУ, 1998.
28. Дыбина, О.В. Что было до: Игры - путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
29. Дыбина, О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр - занятий для дошкольников. - М.:ТЦ «Сфера», 2000.
30. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография - М.: Педагогическое общество России, 2002.
31. Дьяков, В.А. Методология истории в прошлом и настоящем. - М.: Мысль, 1974.
32.
Жуковская, Р.И. Воспитание
33.
Жуковская, Р.И. Воспитание
34.
Запорожец, А.В. Проблемы
35. Кисленко, В.Я. Психологические особенности усвоения правил обращения с предметами с детьми раннего и дошкольного возраста. - М., 1981.
36.
Ковальченко, И.Д. Место
37.
Козлова, С.А. «Я - человек». Программа
приобщения ребенка к
38.
Козлова, С.А. Нравственное
39.
Козлова, С.А. Теория и
40. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000.
41. Коллингвуд, Р.Дж. Идея истории. Автобиография. - М., 1980.
42.
Коменский, Я.А. Избранные
43. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
44. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. - М., 1959.
45. Леонтьев, А.Н. Умственное развитие ребенка. - М.: Правда, 1956.
46. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: изд-во МГУ, 1981.
47. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1974.
48. Лихачев, Д.С. Прошлое - будущему. - Л., 1995.
49. Логинова, В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста. - Л., 1984.
50. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.: Просвещение, 1972.
51. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.
52.
Минеева, З.А. Игровые
53. Мухина, С.В. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985.
54. Новоселова, С.Л. Развитие мышления в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1978.
55.
Новоселова, С.Л Развивающая предметно-
56. Поддьяков, Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка // Тезисы докладов Всесоюзной конференции «Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология». - М., 1982.
57. Поддьяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у детей // Вопросы психологии. - 1990. - №1.
Информация о работе Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники