Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:30, дипломная работа
Цель исследования: выявить роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: «Я-образ» как система представлений индивида о самом себе.
Предмет исследования: связь межличностных отношений с формированием «Я-образа».
Гипотеза исследования: существует связь между формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, и особенностями их межличностных отношений.
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА…………………..………..……………………..6
1.1. Сущность понятия межличностных отношений ….…………….……………6
1.2.Определение понятия «Я-образ» ………….…………………………………..22
1.3. Особенности психического развития подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома…………………...……37
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА………………………………………..….…….53
2.1. Организация исследования, методы исследования …….…………………...53
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………………..…59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………….……………………78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….81
Сформулируем гипотезы.
Н0: Корреляция между уровнем показателя деструктивной установки (завуалированная жестокость) и уровнем показателя типа изменений «Я – образа» у подростков с ЗПР не отличается от нуля.
Н1: Корреляция между уровнем показателя деструктивной установки (завуалированная жестокость) и уровнем показателя типа изменений «Я – образа» у подростков с ЗПР статистически значимо отличается от нуля.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:
где R – коэффициент ранговой корреляции по Спирмену;
d – разность между рангами показателей одних и тех же испытуемых в упорядоченных рядах по двум переменным;
n – число испытуемых или рангов коррелируемых в рядах.
Рассчитаем эмпирическое значение:
R = 1 – 6* 2473.5 / 25 * (25*25 – 1) = 1 – 14841/ 624 = - 22.78
Определим критические значения r при n = 25:
0.49 (p≤ 0.05)
rкр= 0.51 (p≤0.01)
rэмп. ≥ rкр
Н0 отвергается. Принимается Н1 Корреляция между уровнем показателя деструктивной установки (завуалированная жестокость) и уровнем показателя типа изменений «Я – образа» у подростков с ЗПР статистически значима (p≤0.01) и является положительной.
Таблица 9
Расчёт рангового коэффициента корреляции Спирмена при сопоставлении показателей по шкале «Самообвинение» и типом изменений «Я – образа» у подростков с ЗПР (n=25).
Код испытуемого | Переменная А: показатель самообвинения | Переменная В: Тип изменения «Я – образа» | d (ранг А – ранг В) |
d2 | ||
Индивидуальные значения | Ранг | Индивидуальные значения | Ранг | |||
1 | 60.77 | 18.5 | 9-10 | 18 | 0.5 | 0.25 |
2 | 43.33 | 6 | 9-10 | 18 | -12 | 144 |
3 | 60.77 | 18.5 | 9-10 | 18 | 0.5 | 0.25 |
4 | 60.77 | 18.5 | 0-5 | 1 | 17.5 | 306.25 |
5 | 43.33 | 6 | 2-8 | 2 | 4 | 16 |
6 | 60.77 | 18.5 | 5-8 | 6 | 12.5 | 156.25 |
7 | 60.77 | 18.5 | 9-10 | 18 | 0.5 | 0.25 |
8 | 43.33 | 6 | 9-10 | 18 | -12 | 144 |
9 | 60.77 | 18.5 | 6-9 | 8 | 10.5 | 110.25 |
10 | 60.77 | 18.5 | 9-10 | 18 | 0.5 | 0.25 |
11 | 60.77 | 18.5 | 4-7 | 5.5 | 13 | 169 |
12 | 43.33 | 6 | 9-10 | 18 | -12 | 144 |
13 | 15 | 1.5 | 9-10 | 18 | - 16.5 | 272.25 |
14 | 60.77 | 18.5 | 8-10 | 9 | 9.5 | 90.25 |
15 | 43.33 | 6 | 9-10 | 18 | -12 | 144 |
16 | 60.77 | 18.5 | 9-10 | 18 | 0.5 | 0.25 |
17 | 60.77 | 18.5 | 4-7 | 5.5 | 13 | 169 |
18 | 43.33 | 6 | 3-4 | 3 | 3 | 9 |
19 | 15 | 1.5 | 9-10 | 18 | -16.5 | 272.25 |
20 | 60.77 | 18.5 | 9-10 | 18 | 0.5 | 0.25 |
21 | 60.77 | 18.5 | 9-10 | 18 | 0.5 | 0.25 |
22 | 60.77 | 18.5 | 4-6 | 4 | 14.5 | 210.25 |
23 | 60.77 | 18.5 | 9-10 | 18 | 0.5 | 0.25 |
24 | 43.33 | 6 | 6-7 | 7 | -1 | 1 |
25 | 60.77 | 18.5 | 9-10 | 18 | 0.5 | 0.25 |
Суммы |
| 341 |
| 341 |
| 2360 |
Сформулируем гипотезы.
Н0: Корреляция между уровнем показателя по шкале «Самообвинение» и уровнем показателя типа изменений «Я – образа» у подростков с ЗПР не отличается от нуля.
Н1: Корреляция между уровнем показателя по шкале «Самообвинение» и уровнем показателя типа изменений «Я – образа» у подростков с ЗПР статистически значимо отличается от нуля.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:
где R – коэффициент ранговой корреляции по Спирмену;
d – разность между рангами показателей одних и тех же испытуемых в упорядоченных рядах по двум переменным;
n – число испытуемых или рангов коррелируемых в рядах.
Рассчитаем эмпирическое значение:
R = 1 – 6* 2473.5 / 25 * (25*25 – 1) = 1 – 2360/ 624 = - 2.78
Определим критические значения r при n = 25:
0.49 (p≤ 0.05)
rкр= 0.51 (p≤0.01)
rэмп. ≥ rкр
Н0 отвергается. Принимается Н1 . Корреляция между уровнем по шкале «Самообвинение» и уровнем показателя типа изменений «Я – образа» у подростков с ЗПР статистически значима (p≤0.01) и является положительной.
Таким образом, исходя из результатов дипломного исследования, мы можем сделать вывод о действительном существовании связи между особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома. Преобладают деструктивные установки в виде завуалированной жестокости по отношению к окружающим, а также склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношениями с людьми и в наблюдении за социальной действительностью (брюзжание).
Подростки с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома осторожны в большинстве своём при установлении близких отношений, не принимают контроля над собой, имеют сильную потребность быть принятыми остальными и принадлежать к ним, чувствуют себя хорошо среди людей, ищут общения с окружающими.
Результаты обследования подростков с задержкой психического развития по тест-опроснику самоотношения показали, что в процентном отношении наиболее низким является показатель самопонимания (34,33). Низкие показатели получены также по следующим шкалам: глобальное самоотношение, т.е. внутренне недифференцированное чувство «за» или «против» самого себя (32,33), самоуважение, т.е. вера в свои силы, способности, энергию, самостоятельность (25,33), ауто-симпатия (9,00).
Самый высокий балл – по шкале «Самообвинение» (43.33).
По методике «Кто Я?» у подростков с задержкой психического развития были выявлены достаточно низкие показатели ответов категории «Социальное Я». Больший процент ответов категории «Рефлексивное Я» может быть связан с тем, что у испытуемых рефлексия является одним из значимых факторов в субъективном восприятии образа Я.
Физическое Я - доминировало субъективное описание своих физических данных, внешности (красивый, сильный, маленький), а также фактическое описание своих физических данных, включая описание своей внешности (блондин, чернёнький).
С помощью анализа психолингвистического аспекта идентичности мы выяснили, в самоописаниях подростков с задержкой психического развития преобладают прилагательные, что говорит о демонстративности и эмоциональности данных респондентов.
В самоописании подростков с задержкой психического развития доминирует категория физическое Я, на второй позиции находится категория рефлексивное Я, третье место занимает категория социальное Я.
У большинства респондентов (у 15 испытуемых) выявлен тип изменений «Я – образа» - эйфорическая ригидность, это говорит о том, что индивид безжалостно растрачивает свою эмоциональную энергию, практически живет на максимуме ее проявления. Понятно, что эмоции «не дышат». Очень перегружены их смысловые значения для партнеров, имидж становится некоммуникабельным.
У подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома выявлен самый тяжелый для взаимодействия вариант, когда три фигуры на шкале – «кружок», «треугольник» и «квадрат» – сливаются в районе 9-10 баллов. Это явное свидетельство нарушений в сфере эмоциональной отзывчивости. Человек с таким психогигиеническим статусом «Я-образа» не может вызывать доверия.
В ходе исследования при помощи метода ранговой корреляции Спирмена, мы установили статистически значимую связь между выявленными особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа». А именно: между уровнем показателя деструктивной установки (завуалированная жестокость) и уровнем показателя по шкале самообвинения у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома; между уровнем показателя деструктивной установки (завуалированная жестокость) и уровнем показателя типа изменений «Я – образа», а также корреляционная связь между уровнем по шкале «Самообвинение» и уровнем показателя типа изменений «Я – образа» у подростков с задержкой психического развития статистически значима (p≤0.01) и является положительной.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что существует связь между особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, подтвердилась.
Проведённое нами исследование показало, что подростки с задержкой психического развития, проживающие в условиях детского дома, нуждаются в психолого-педагогической помощи. Перед психологами, работающими с такой категорией подростков, стоит задача осуществления поддержки, создания условия для их обучения и воспитания.
Вывод по Главе 2
Исходя из результатов дипломного исследования, мы можем сделать вывод о действительном существовании связи между особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома. Преобладают деструктивные установки в виде завуалированной жестокости по отношению к окружающим, а также склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношениями с людьми и в наблюдении за социальной действительностью.
Подростки с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома осторожны в большинстве своём при установлении близких отношений, не принимают контроля над собой, имеют сильную потребность быть принятыми остальными и принадлежать к ним, чувствуют себя хорошо среди людей, ищут общения с окружающими.
У большинства испытуемых выявлен тип изменений «Я – образа» - эйфорическая ригидность, это говорит о том, что индивид безжалостно растрачивает свою эмоциональную энергию, практически живет на максимуме ее проявления. Понятно, что эмоции «не дышат». Очень перегружены их смысловые значения для окружающих, имидж становится некоммуникабельным. У подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома выявлены признаки нарушений в сфере эмоциональной отзывчивости.
В ходе исследования при помощи метода ранговой корреляции Спирмена, мы установили статистически значимую связь между выявленными особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа».
Таким образом, гипотеза исследования о том, что существует связь между особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Межличностные отношения –совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений, обращений друг к другу, как взаимосвязь, проявляющаяся в характере и способах взаимных влияний.Это неотъемлемая и важная часть общественных отношений.
Межличностные отношения могут быть как конструктивными (например, такая форма как «навстречу к людям»), так и деструктивными («от людей», «против людей»).
«Образ Я» с момента появления и описания, имеет сложную и многокомпонентную структуру. «Образ Я» некоторые исследователи (И.С.Кон,В.В.Столин) рассматривали с точки зрения социальной системы установок индивида и связанной с ней уровневой организацией представления о себе. «Образ Я» - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими.
Периодом возникновения сознательного Я, считается подростковый и юношеский возраст. (Л.С.Выготский)
В детском доме дети развиваются в условиях депривации, что провоцирует развитие ЗПР.
Межличностные отношения воспитанников детских домов имеют специфические особенности. Неправильно формирующий опыт общения приводит к отрицательным последствиям.
Содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из центральных образований личности – образа Я ребенка, его отношение к себе и представление о себе. Особенности проявляются в деформации личности, искажениях в формировании «образа Я», спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании.
Исходя из результатов дипломного исследования, мы можем сделать вывод о действительном существовании связи между особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома. Преобладают деструктивные установки в виде завуалированной жестокости по отношению к окружающим, а также склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношениями с людьми и в наблюдении за социальной действительностью.
Подростки с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома осторожны в большинстве своём при установлении близких отношений, не принимают контроля над собой, имеют сильную потребность быть принятыми остальными и принадлежать к ним, чувствуют себя хорошо среди людей, ищут общения с окружающими.
В самоописании подростков с задержкой психического развития доминирует категория физическое Я, на второй позиции находится категория рефлексивное Я, третье место занимает категория социальное Я.
У большинства испытуемых выявлен тип изменений «Я – образа» - эйфорическая ригидность, это говорит о том, что индивид безжалостно растрачивает свою эмоциональную энергию, практически живет на максимуме ее проявления. Понятно, что эмоции «не дышат». Очень перегружены их смысловые значения для окружающих, имидж становится некоммуникабельным. У подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома выявлены признаки нарушений в сфере эмоциональной отзывчивости.