Роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: «Я-образ» как система представлений индивида о самом себе.
Предмет исследования: связь межличностных отношений с формированием «Я-образа».
Гипотеза исследования: существует связь между формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, и особенностями их межличностных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА…………………..………..……………………..6

1.1. Сущность понятия межличностных отношений ….…………….……………6
1.2.Определение понятия «Я-образ» ………….…………………………………..22
1.3. Особенности психического развития подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома…………………...……37

ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА………………………………………..….…….53

2.1. Организация исследования, методы исследования …….…………………...53
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………………..…59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………….……………………78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….81

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Роль межличностных отношений в формировании Я образа.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

 

Сформулируем гипотезы.

Н0: Корреляция между уровнем показателя деструктивной установки (завуалированная жестокость) и уровнем показателя типа  изменений «Я – образа» у подростков с ЗПР не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между уровнем показателя деструктивной установки (завуалированная жестокость) и уровнем показателя типа  изменений «Я – образа» у подростков с ЗПР статистически значимо отличается от нуля.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:

где R – коэффициент ранговой корреляции по Спирмену;

d – разность между рангами показателей одних и тех же испытуемых в упорядоченных рядах по двум переменным;

n – число испытуемых или рангов коррелируемых в рядах.

Рассчитаем эмпирическое значение:

R = 1 – 6* 2473.5 / 25 * (25*25 – 1) = 1 – 14841/ 624 = - 22.78

Определим критические значения r при n = 25:

                  0.49 (p≤ 0.05)

      rкр=      0.51 (p≤0.01)

 

rэмп.  ≥  rкр

Н0 отвергается. Принимается Н1 Корреляция между уровнем показателя деструктивной установки (завуалированная жестокость) и  уровнем показателя типа изменений «Я – образа» у подростков с ЗПР статистически значима (p≤0.01) и является положительной.

Таблица 9

Расчёт рангового коэффициента корреляции Спирмена при сопоставлении показателей по шкале «Самообвинение» и  типом изменений «Я – образа» у подростков с ЗПР (n=25).

Код испытуемого

Переменная А:

показатель самообвинения

Переменная В:

Тип изменения «Я – образа» 

d (ранг А – ранг В)

 

d2

Индивидуальные значения

Ранг

Индивидуальные значения

Ранг

1

60.77

18.5

9-10

18

0.5

0.25

2

43.33

6

9-10

18

-12

144

3

60.77

18.5

9-10

18

0.5

0.25

4

60.77

18.5

0-5

1

17.5

306.25

5

43.33

6

2-8

2

4

16

6

60.77

18.5

5-8

6

12.5

156.25

7

60.77

18.5

9-10

18

0.5

0.25

8

43.33

6

9-10

18

-12

144

9

60.77

18.5

6-9

8

10.5

110.25

10

60.77

18.5

9-10

18

0.5

0.25

11

60.77

18.5

4-7

5.5

13

169

12

43.33

6

9-10

18

-12

144

13

15

1.5

9-10

18

- 16.5

272.25

14

60.77

18.5

8-10

9

9.5

90.25

15

43.33

6

9-10

18

-12

144

16

60.77

18.5

9-10

18

0.5

0.25

17

60.77

18.5

4-7

5.5

13

169

18

43.33

6

3-4

3

3

9

19

15

1.5

9-10

18

-16.5

272.25

20

60.77

18.5

9-10

18

0.5

0.25

21

60.77

18.5

9-10

18

0.5

0.25

22

60.77

18.5

4-6

4

14.5

210.25

23

60.77

18.5

9-10

18

0.5

0.25

24

43.33

6

6-7

7

-1

1

25

60.77

18.5

9-10

18

0.5

0.25

Суммы

 

341

 

341

 

2360


Сформулируем гипотезы.

Н0: Корреляция между уровнем показателя по шкале «Самообвинение» и  уровнем показателя типа  изменений «Я – образа» у подростков с ЗПР не отличается от нуля.

Н1: Корреляция между уровнем показателя по шкале «Самообвинение» и  уровнем показателя типа  изменений «Я – образа» у подростков с ЗПР статистически значимо отличается от нуля.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:

где R – коэффициент ранговой корреляции по Спирмену;

d – разность между рангами показателей одних и тех же испытуемых в упорядоченных рядах по двум переменным;

n – число испытуемых или рангов коррелируемых в рядах.

Рассчитаем эмпирическое значение:

R = 1 – 6* 2473.5 / 25 * (25*25 – 1) = 1 – 2360/ 624 = - 2.78

Определим критические значения r при n = 25:

                  0.49 (p≤ 0.05)

      rкр=      0.51 (p≤0.01)

 

rэмп.  ≥  rкр

Н0 отвергается.  Принимается Н1 . Корреляция между уровнем по шкале «Самообвинение» и уровнем показателя типа изменений «Я – образа» у подростков с ЗПР статистически значима (p≤0.01) и является положительной.

Таким образом, исходя из результатов дипломного исследования, мы можем сделать вывод о действительном существовании связи между особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома. Преобладают деструктивные установки в виде завуалированной жестокости по отношению к окружающим, а также склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношениями с людьми и в наблюдении за социальной действительностью (брюзжание).

Подростки с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома осторожны в большинстве своём при установлении близких отношений, не принимают контроля над собой, имеют сильную потребность быть принятыми остальными и принадлежать к ним, чувствуют себя хорошо среди людей, ищут общения с окружающими.

Результаты обследования подростков с задержкой психического развития по тест-опроснику самоотношения показали, что в процентном отношении наиболее низким является показатель самопонимания (34,33). Низкие показатели получены также по следующим шкалам: глобальное самоотношение, т.е. внутренне недифференцированное чувство «за» или «против» самого себя (32,33), самоуважение, т.е. вера в свои силы, способности, энергию, самостоятельность (25,33), ауто-симпатия (9,00).

Самый высокий балл – по шкале «Самообвинение» (43.33).

По методике «Кто Я?» у подростков с задержкой психического развития были выявлены достаточно низкие показатели ответов категории «Социальное Я». Больший процент ответов категории «Рефлексивное Я» может быть связан с тем, что у испытуемых рефлексия является одним из значимых факторов в субъективном восприятии образа Я.

Физическое Я - доминировало субъективное описание своих физических данных, внешности (красивый, сильный, маленький), а также фактическое описание своих физических данных, включая описание своей внешности (блондин, чернёнький).

С помощью анализа психолингвистического аспекта идентичности мы выяснили, в самоописаниях подростков с задержкой психического развития преобладают прилагательные, что говорит о демонстративности и эмоциональности данных респондентов.

В самоописании подростков с задержкой психического развития доминирует категория физическое Я, на второй позиции находится категория рефлексивное Я, третье место занимает категория социальное Я.

У большинства респондентов (у 15 испытуемых) выявлен тип изменений «Я – образа» - эйфорическая ригидность, это говорит о том, что индивид безжалостно растрачивает свою эмоциональную энергию, практически живет на максимуме ее проявления. Понятно, что эмоции «не дышат». Очень перегружены их смысловые значения для партнеров, имидж становится некоммуникабельным.

У подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома выявлен самый тяжелый для взаимодействия вариант, когда три фигуры на шкале – «кружок», «треугольник» и «квадрат» – сливаются в районе 9-10 баллов. Это явное свидетельство нарушений в сфере эмоциональной отзывчивости. Человек с таким психогигиеническим статусом «Я-образа» не может вызывать доверия.

В ходе исследования при помощи метода ранговой корреляции Спирмена, мы установили статистически значимую связь между выявленными особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа». А именно: между уровнем показателя деструктивной установки (завуалированная жестокость) и уровнем показателя по шкале самообвинения у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома; между уровнем показателя деструктивной установки (завуалированная жестокость) и уровнем показателя типа изменений «Я – образа», а также корреляционная связь между уровнем по шкале «Самообвинение» и уровнем показателя типа изменений «Я – образа» у подростков с задержкой психического развития статистически значима (p≤0.01) и является положительной.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что существует связь между особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, подтвердилась.

Проведённое нами исследование показало, что подростки с задержкой психического развития, проживающие в условиях детского дома, нуждаются в психолого-педагогической помощи. Перед психологами, работающими с такой категорией подростков, стоит задача осуществления поддержки, создания условия для их обучения и воспитания.

Вывод по Главе 2

Исходя из результатов дипломного исследования, мы можем сделать вывод о действительном существовании связи между особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома. Преобладают деструктивные установки в виде завуалированной жестокости по отношению к окружающим, а также склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношениями с людьми и в наблюдении за социальной действительностью.

Подростки с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома осторожны в большинстве своём при установлении близких отношений, не принимают контроля над собой, имеют сильную потребность быть принятыми остальными и принадлежать к ним, чувствуют себя хорошо среди людей, ищут общения с окружающими.

У большинства испытуемых выявлен тип изменений «Я – образа» - эйфорическая ригидность, это говорит о том, что индивид безжалостно растрачивает свою эмоциональную энергию, практически живет на максимуме ее проявления. Понятно, что эмоции «не дышат». Очень перегружены их смысловые значения для окружающих, имидж становится некоммуникабельным. У подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома выявлены признаки нарушений в сфере эмоциональной отзывчивости.

В ходе исследования при помощи метода ранговой корреляции Спирмена, мы установили статистически значимую связь между выявленными особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа».

Таким образом, гипотеза исследования о том, что существует связь между особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, подтвердилась.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Межличностные отношения –совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений, обращений  друг к другу, как взаимосвязь, проявляющаяся в характере и способах взаимных влияний.Это неотъемлемая и важная часть общественных отношений.

Межличностные отношения могут быть как конструктивными (например, такая форма как «навстречу к людям»), так и деструктивными («от людей», «против людей»).

«Образ Я» с момента появления и описания, имеет сложную и многокомпонентную структуру. «Образ Я» некоторые исследователи (И.С.Кон,В.В.Столин) рассматривали с точки зрения социальной системы установок индивида и связанной с ней уровневой организацией представления о  себе. «Образ Я» - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими.

Периодом возникновения сознательного Я, считается подростковый и юношеский возраст. (Л.С.Выготский)

В детском доме дети развиваются в условиях депривации, что провоцирует развитие ЗПР.

Межличностные отношения воспитанников детских домов имеют специфические особенности. Неправильно формирующий опыт общения приводит к отрицательным последствиям.

Содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из центральных образований личности – образа Я ребенка, его отношение к себе и представление о себе. Особенности проявляются в деформации личности, искажениях в формировании «образа Я», спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании.

Исходя из результатов дипломного исследования, мы можем сделать вывод о действительном существовании связи между особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома. Преобладают деструктивные установки в виде завуалированной жестокости по отношению к окружающим, а также склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношениями с людьми и в наблюдении за социальной действительностью.

Подростки с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома осторожны в большинстве своём при установлении близких отношений, не принимают контроля над собой, имеют сильную потребность быть принятыми остальными и принадлежать к ним, чувствуют себя хорошо среди людей, ищут общения с окружающими.

В самоописании подростков с задержкой психического развития доминирует категория физическое Я, на второй позиции находится категория рефлексивное Я, третье место занимает категория социальное Я.

У большинства испытуемых выявлен тип изменений «Я – образа» - эйфорическая ригидность, это говорит о том, что индивид безжалостно растрачивает свою эмоциональную энергию, практически живет на максимуме ее проявления. Понятно, что эмоции «не дышат». Очень перегружены их смысловые значения для окружающих, имидж становится некоммуникабельным. У подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома выявлены признаки нарушений в сфере эмоциональной отзывчивости.

Информация о работе Роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома