Роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: «Я-образ» как система представлений индивида о самом себе.
Предмет исследования: связь межличностных отношений с формированием «Я-образа».
Гипотеза исследования: существует связь между формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, и особенностями их межличностных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА…………………..………..……………………..6

1.1. Сущность понятия межличностных отношений ….…………….……………6
1.2.Определение понятия «Я-образ» ………….…………………………………..22
1.3. Особенности психического развития подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома…………………...……37

ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА………………………………………..….…….53

2.1. Организация исследования, методы исследования …….…………………...53
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………………..…59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………….……………………78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….81

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Роль межличностных отношений в формировании Я образа.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

С другой стороны, подросток нуждается в любви и внимании, но он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что зачастую ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. А если группа оценивает его негативно (ниже, чем он себя), то ребенок испытывает разочарование, неудовлетворенность.

Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личности ребенка – сироты, искажая его представления о себе, отношение к самому себе, затрудняя осознание себя как личности.[55;199-200]

Общение воспитанников со взрослыми и друг с другом, содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в  детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из центральных образований личности – образа Я ребенка, его отношение к себе и представление о себе.[55;203]

«Я- образ» подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома не просто отстает в развитии, но и имеет качественное отличие от «Я-образа» подростков, живущих в семье.

Ребенок, лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые дружеские отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ Я.

«Я образ» подростков с ЗПР, воспитывающихся вне семьи, имеет свою специфику:

      ориентация на внешнее окружение, на приспособление;

      стабильность, инертность в становлении сторон образа Я в подростковый период;

      несоответствие некоторых сторон образа Я возрастным характеристикам. Дело не в том, что образ Я развивается в этих условиях более медленно, важно, что он развивается несколько иначе, по другому пути, чем у подростков, растущих в семье;

      слабая выраженность в образе Я представлений о себе как о друге, полное отсутствие высказываний о трудностях в понимании других людей;

      недостаточная выраженность представлений о собственных интересах в образа Я;

      полное отсутствие стремления к самостоятельности, ответственности за свои поступки, уверенности в своих силах.

      у воспитанников детского дома, рано складываются реалистические представления о своей будущей специальности, поэтому отношение к её выбору у них, как правило, непротиворечивое. В данном случае отсутствие противоречивости в профессиональном определении не может быть оценено положительно. За воспитанника детского дома решают другие: профессиональное самоопределение обусловлено системой общественного воспитания. По существу акт профессионального самоопределения превращается для воспитанников детского дома  в профессиональное определение. Но поскольку профессиональное самоопределение в данном возрасте важная составляющая личностного самоопределения, то очевидно, как неблагоприятно это может сказаться на всем ходе становления личности.

      другая область психического развития личности - становление психосексуальной идентичности. В подростковом возрасте, в периоде созревания человека эта область занимает особое место. Осознание и переживание человеком своей половой идентичности предполагает наличие у него сформированных образцов, эталонов мужского и женского образов, моделей мускулинности и феминности.                                                                                                  Повышенная ценность семьи и недостаточный опыт жизни в ней способствуют идеализации воспитанниками интерната взаимоотношений в семье, образа семьянина. Их положительная модель в значительной мере расплывчата, не наполнена конкретными бытовыми деталями. Одновременно существует и другой эталон - отрицательный, конкретный образ того, какими эти взаимоотношения не должны быть, какими качествами не должны обладать муж, отец, мать, жена. Столкновение двух образов порождает конфликтную систему требований: идеализированных и неопределенных с одной стороны, и чрезвычайно низких ограниченных выполнением элементарных норм поведения - с другой. Конфликтная система требований может отрицательно повлиять на формирование адекватных представлений о феминности - маскулиности и, в конечном счете исказить нормальный процесс становления психосексуальной идентичности.

Итак, в семье происходит первичная социализация и воспитание ребенка, в ходе которых отмечается эмоционально-личностное развитие ребенка, которое напрямую зависит от социальных условий среды социализации (семьи);

Материнская депривация - социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичной отсутствие привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру. Материнская депривация развивается на фоне разного рода социальных факторов. Материнская депривация у детей в условиях дома ребенка ведет к разного рода переменам в психическом развитии, которые проявляются в разном возрасте по-разному, но все они имеют потенциально тяжелые последствия для формирования личности ребенка.

Задержка в развитии – социально или биологически обусловленный феномен, который относится к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Это состояние характеризуется:

      замедленным темпом развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. Задержка в развитии - активный фактор «сопровождения» материнской и социальной депривации. Течение задержки в развитии характеризуется не только разного рода отклонениями в интеллектуальной сфере, но и нарушениями в общении;

      общение, являясь жизненной коммуникативной потребностью, играет важную роль в процессе формирования личности, освоении социальных норм, накоплении социального опыта межличностного взаимодействия.

Г.Е. Сухарева считает, что для детей и подростков с ЗПР характерна, главным образом, недостаточная зрелость аффективно – волевой сферы. Анализируя динамику развития неустойчивых личностей, Г. Е. Сухарева, подчеркивает, что их социальная адаптация больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. С одной стороны – они повышенно – внушаемы и импульсивны, а с другой – полюс незрелости высших форм волевой деятельности, неспособность к выработке устойчивого социально – одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, невыработанность собственных запретов, подверженность отрицательным внешним влияниям.

Межличностные отношения воспитанников детских домов имеют специфические особенности. Они связаны с последствиями социальной и материнской депривации, трудностями перехода из воспитания в семье в детский дом, сложностью усвоения социальных норм межличностных отношений, искаженными, нереальными представлениями о социальной норме общения, клиническими проявлениями задержки в психическом  развитии и связанными с ними психическими и соматическими заболеваниями.

В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детских домов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми, которые связаны с устойчивыми и определенными свойствами личности таких детей. К 10 – 11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируются «способность не углубляться в привязанности», поверхностные чувства, иждивенчество, осложнения в становление самосознания и другое.[55;160]

В общение таких детей присутствует назойливость и потребность в любви и внимание. Наличие потребности у детей – сирот во внимание, любви со стороны взрослого, свидетельствуют о том, дети охотно идут на контакт с окружающими его людьми. Но ребенок, воспитывающийся в детском доме, вынужден адаптироваться ко всем детям, проживающих в детском доме. Его контакты с ними поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно требует к себе внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет отвечать на нее нужным образом. Неправильно формирующий опыт общения приводит к отрицательным последствиям.                                                                                                  Содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из центральных образований личности – образа Я ребенка, его отношение к себе и представление о себе.[55;203]. Особенности проявляются  в деформации личности, искажениях в формировании «образа Я», спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании.

Вывод по Главе 1

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме нашего исследования, мы можем сказать, что:

      Межличностные отношения – как совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений, обращений  друг к другу, как взаимосвязь, проявляющаяся в характере и способах взаимных влияний - это неотъемлемая и важная часть общественных отношений.

Эмоциональная основа межличностных отношений – та специфическая черта, которая позволяет более многогранно представить всю их сложность

Межличностные отношения могут быть как конструктивными (например, такая форма межличностных отношений как «навстречу к людям»), так и деструктивными («от людей», «против людей»).

Выделяют целый ряд факторов, влияющих на межличностные отношения, такие как социальное мышление, убеждения, стереотипы, установки и многие другие.

      «Образ Я» с момента появления и описания, имеет сложную и многокомпонентную структуру. «Образ Я» некоторые исследователи (И.С.Кон,В.В.Столин) рассматривали с точки зрения социальной системы установок индивида и связанной с ней уровневой организацией представления о  себе. «Образ Я» - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими.

      Периодом возникновения сознательного Я, как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и юношеский возраст. (Л.С.Выготский)

В детском доме дети развиваются в условиях депривации, что провоцирует развитие ЗПР.

Материнская депривация - социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичной отсутствие привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру. Материнская депривация развивается на фоне разного рода социальных факторов. Материнская депривация у детей в условиях дома ребенка ведет к разного рода переменам в психическом развитии, которые проявляются в разном возрасте по-разному, но все они имеют потенциально тяжелые последствия для формирования личности ребенка;

Задержка в развитии – социально и биологически обусловленный феномен, который относится к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Это состояние характеризуется:

      замедленным темпом развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. Задержка в развитии - активный фактор «сопровождения» материнской и социальной депривации. Течение задержки в развитии характеризуется не только разного рода отклонениями в интеллектуальной сфере, но и нарушениями в общении;

      общение, являясь жизненной коммуникативной потребностью, играет важную роль в процессе формирования личности, освоении социальных норм, накоплении социального опыта межличностного взаимодействия.

Межличностные отношения воспитанников детских домов имеют специфические особенности. Они связаны с последствиями социальной и материнской депривации, трудностями перехода из воспитания в семье в детский дом, сложностью усвоения социальных норм межличностных отношений, искаженными, нереальными представлениями о социальной норме общения, клиническими проявлениями задержки в психическом  развитии и связанными с ними психическими и соматическими заболеваниями.

Неправильно формирующий опыт общения приводит к отрицательным последствиям.

Содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из центральных образований личности – образа Я ребенка, его отношение к себе и представление о себе. Особенности проявляются в деформации личности, искажениях в формировании «образа Я», спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании.


ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА», У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

 

 

2.1.Организация исследования, методы исследования

 

В соответствии с целью нашего исследования - выявить роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома - были использованы следующие методики:

1.      Определение деструктивных установок в межличностных отношениях

(В.В. Бойко);

2.      Диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников);

3.      Опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев);

4.      Тест «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой);

5.      Методика «Перцептивно-образная самооценка» (В.В. Бойко).

Методика «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (В.В. Бойко).[10;248-249]

Цель методики: выявление деструктивных установок в межличностных отношения испытуемых.

Шкалы:

        Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них;

        Открытая жестокость в отношении к людям;

        Обоснованный негативизм в суждениях о людях;

        Брюзжание;

Информация о работе Роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома