Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:30, дипломная работа
Цель исследования: выявить роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: «Я-образ» как система представлений индивида о самом себе.
Предмет исследования: связь межличностных отношений с формированием «Я-образа».
Гипотеза исследования: существует связь между формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, и особенностями их межличностных отношений.
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА…………………..………..……………………..6
1.1. Сущность понятия межличностных отношений ….…………….……………6
1.2.Определение понятия «Я-образ» ………….…………………………………..22
1.3. Особенности психического развития подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома…………………...……37
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА………………………………………..….…….53
2.1. Организация исследования, методы исследования …….…………………...53
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………………..…59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………….……………………78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….81
В здоровых человеческих отношениях эти пути не исключают друг друга. Способность принимать и дарить привязанность (раскрываться для нее или уступать своим чувствам), способность бороться и способность оставаться в одиночестве – все это дополняющие друг друга способности, необходимые для хороших отношений с людьми. Но для ребенка, у которого базальная тревога выбивает твердую почву из-под ног, все эти три пути доходят до крайности и становятся жесткими, ригидными. Привязанность, например, становится цеплянием, уступчивость – угодливостью, соглашательством. Точно так же он рвется в бой (или порывается уйти прочь) без всякой связи с тем, что он на самом деле испытывает и безотносительно тому, уместна ли его установка в данной ситуации. Степень его слепоты и жесткости в своих установках прямо пропорциональна интенсивности таящейся в нем базальной тревоги.
Поскольку при таких условиях ребенка влечет идти не в одном из указанных направлений, а во всех сразу, у него развиваются фундаментально противоречащие друг другу установки по отношению к людям. Три направления движения (к людям, против людей и прочь от них) образуют конфликт – его базальный конфликт с другими. Со временем он попытается решить его, выбрав в качестве основного одно из трех направлений, то есть, попытавшись одну из установок (на соглашательство, на агрессивность или на уход), сделать своей главной установкой.
Постепенно и бессознательно воображение начинает работу и создает в его сознании идеальный образ его самого (Идеальное Я). В воображении он наделяет себя безграничной силой и необычайными способностями: он становится героем, гением, святым, божеством.
В каждом случае собственный идеальный образ лепится из материала личных переживаний, ранних фантазий, особых потребностей и присущих личности дарований. Иначе образ не получился бы собственным, и человек не добился бы ощущения тождества с этим образом и чувства внутренней цельности. Для начала подвергается идеализации принятое им особое "решение" своего базального конфликта: уступчивость становится добротой, любовью, святостью; агрессивность становится силой, лидерством, героизмом, всемогуществом; уход от людей становится мудростью, самодостаточностью, независимостью.
Перемена может начаться, только если человек уже затемнил, стушевал свою реальную сущность. В то время как здоровым направлением движения на этой фазе развития (как и на любой другой) для него было бы движение к своему подлинному Я (реальное Я), он все более удаляется от него в сторону идеала.
Получается, что энергия, питающая движение к самореализации, обращается на другую цель – на актуализацию идеального Собственного Я. Этот сдвиг означает не более и не менее чем смену курса всей своей жизни и развития человека. Ударение смещается с «быть» на «казаться».[50;440]
Таким образом, получается, что без твердого осознания реального образа Я, без четкого осознания представления о себе и своих реальных качествах, человек не может быть здоровой полноценной личностью и не может реализовать себя в мире.
А в зависимости от того, в каких условиях и какое влияние будут оказывать на ребенка люди, окружающие его по жизни, таким и будет формироваться его образ самого себя (Я-образ).
И.С.Кон сформулировал уровневую концепцию «образа Я», используя понятие установки. Основания для этой концепции он находит в теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А.Ядова. Понимание «образа Я» в качестве установочной системы представляет его структуру как некую систему когнитивных, эмоциональных, поведенческих признаков. Как установочная система, «образ Я», по мнению И.С.Кона, выполняет те функции, которые осуществляет установка в адаптации индивида к социальной среде.[6;10]
«Я-образ», по мнению И.С.Кона, - это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Здесь подразумевается множественность охватываемых установок. В большинстве определений установки подчеркивают три составляющих: 1. Убеждения, которые могут быть как обоснованными, так и не обоснованными (когнитивная составляющая установки). 2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). 3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая). Я-образ в основном определяет важнейшую характеристику процесса саморегуляции личности - ее уровень притязаний. Таким образом, мы можем сказать, что Я-образ представляет собой одно из интегральных качеств развития личности составляющих основу внутреннего механизма саморегуляции.
В.В.Столин выделяет в содержании «образа Я» две образующих.
Во-первых, представления о себе, которые проявляются в знаниях индивида о характеристиках, объединяющих его с другими – присоединяющая образующая (система самоидентичности); и в знаниях, выделяющих его в сравнении с другими – дифференцирующая образующая.
Во –вторых самоотношение в виду устойчивого переживания , пронизывающего «образ Я». Эти образующие, по мнению В.В. Столина, указывают на механизмы формирования «образа Я». Эмоционально-ценностное отношение личности к себе, являющееся результатом и интегратором механизмов личностного самосознания, обладает сложной психологической структурой. Как чувство, оно обладает размерностью, включающей оси симпатии, уважения и близости. Феноменально отношение к себе проявляется в виде внутреннего диалога между "Я" и "не-Я", похожим и отличным от самого субъекта, и результирует в переживаемое (сознаваемое или неосознаваемое) эмоционально-ценностное отношение к себе.
Отношение к себе, к своему "Я" существует и в другой форме – в форме личностной психосемантики как в ее денотативном, предметном, так и в аффективном аспектах. В контексте психосемантической структуры сознание "Я" приобретает форму личностных конструктов, своего рода кирпичиков когнитивной системы, репрезентирующей субъекту самого себя.
Анализируя исследования, посвященные «Я образу», следует отметить, что ни в отечественной, ни в зарубежной психологии, нет единого подхода к определению данного понятия. «Я - образ» с момента появления рассматривался как многокомпонентное и многоуровневое личностное образование, включающее в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты.[6;9]
Проблема самосознания (Я-эго, Я-образ, Я-концепция) достаточно актуальна в настоящее время. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир.
Найти однозначное определение «Я-образу» оказывается проблематично. В исследованиях разных авторов структура самосознания представлена неоднородно. Попытаемся обобщить и выделить основное в определении «Я-образа», чем и будем пользоваться в нашей работе. Значимыми для нашей работы являются идеи трех исследователей К.Хорни, И.С.Кона и В.В.Столина.
Итак, «Я-образ» мы будем понимать как:
1. Образ Я — это представление человека о себе самом. В целом, образ Я включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но любая из них относится к одному из трех видов Я: социальному, физическому или психологическому. Социальное «Я» возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, играем социальные роли. В рамках роли наше поведение перестает быть спонтанным и непредсказуемым, оно начинает подчиняться определенным правилам. Многие наши роли становятся важной частью нашего «Я». Описывая себя, мы естественным образом делаем это через те или иные значимые социальные роли. Физическое «Я». Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Каждый из нас устанавливает свои, особые отношения с собственным телом: любит его или не любит, или не обращает внимания на его недуги, развивает и совершенствует или просто поддерживает в жизнеспособном состоянии. Психологическое «Я» представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями.
2. «Образ Я» как установочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта). Когнитивная составляющая. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на субъективном или объективном знании о себе. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными. Образ Я – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Человек усваивает оценочный смысл характеристик, при этом усвоение новых характеристик может менять значение старых. Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. Поведенческая составляющая. Всякая установка – это эмоционально-окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Благодаря самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Практически любой из «образов-Я» имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение. «Образ Я» складывается у человека, начиная с рождения, но все те характеристики, которые были в образе Я в детстве, не исчезают, а когда взрослеет человек, они трансформируются, переходят в другие. Таким образом, мы можем заключить, что «Я-образ» относительно устойчивая, не всегда осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими.
1.3. Особенности психического развития подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома
Проблема развития детей – сирот исследовалась в работах А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Л.М.Шипицыной и других; проблемой ЗПР занимались К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, М.И.Певзнер, Т.А.Власова и многие другие; исследованию подросткового возраста и возрастным закономерностям посвящены работы Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского, И.С.Кона, Л.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн.
Прежде всего необходимо сказать о таких понятиях как «психическая дезадаптация» и «депривация» личности.
Психическая дезадаптация — это нарушение приспособительного поведения индивида в силу действий тех или иных внешних или внутренних причин: непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты. Ее основу составляет эмоциональное напряжение, а под его влиянием - возникающее неадекватное реагирование на условия или требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении.
Дезадаптация личности — деструктивный процесс, в ходе которого развитие внутрипсихических процессов и поведение индивида приводит не к разрешению проблемных ситуаций в его жизни и деятельности, а к усугублению трудностей существования и неприятных переживаний, их вызывающих.
Говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие.
Дети группы социального риска постоянно находятся в стрессовом состоянии, испытывают на себе психическую, эмоциональную, коммуникативную депривацию.
Проблема социальной депривации детей, находящихся в специализированном доме ребенка, впоследствии – проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной.
Большое число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, имеет сенсорное недоразвитие, задержку в развитии и интеллектуальную недостаточность, что выражается в целом ряде специфических факторов.
Проблемы психологического характера детей-сирот определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения с взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости.
Причины психологического нарушения социально-эмоционального развития детей в условиях дома ребенка многообразны.
Во-первых, основная часть детей имеет неоспоримо негативную наследственность.
Во-вторых, вредным является уже само вынашивание нежеланной беременности потенциальными «отказницами». Стрессогенное воздействие вынашивания такой беременности приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития.
Третьим патогенным фактором, который проявляется у более старших детей, является комплекс социальных, педагогических и психологических вредностей в бывших родительских семьях. Среди форм неправильного воспитания типичными для социального сиротства являются безнадзорность и гипоопека. Большинство семей, где дети лишены попечения родителей, характеризует социальное неблагополучие. Отсюда - признаки сенсорной и социальной депривации, отставание в психическом развитии более чем в двух третях случаев, признаки мозговой дисфункции с неврологическими расстройствами, энурезом, нарушениями познавательной деятельности, расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью ко лжи, патологическому фантазированию, с выраженными невротическими реакциями.