Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:30, дипломная работа
Цель исследования: выявить роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: «Я-образ» как система представлений индивида о самом себе.
Предмет исследования: связь межличностных отношений с формированием «Я-образа».
Гипотеза исследования: существует связь между формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, и особенностями их межличностных отношений.
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА…………………..………..……………………..6
1.1. Сущность понятия межличностных отношений ….…………….……………6
1.2.Определение понятия «Я-образ» ………….…………………………………..22
1.3. Особенности психического развития подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома…………………...……37
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА………………………………………..….…….53
2.1. Организация исследования, методы исследования …….…………………...53
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………………..…59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………….……………………78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….81
Опросник включает следующее шкалы:
- Шкала S – глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.
- Шкала I – самоуважение.
- Шкала II – аутосимпатия.
- Шкала III – ожидаемое отношение от других.
- Шкала IV – самоинтерес.
Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого:
- Шкала 1 – самоуверенность;
- Шкала 2 – отношение других;
- Шкала 3 – самопринятие;
- Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность;
- Шкала 5 – самообвинение;
- Шкала 6 – самоинтерес;
- Шкала 7 – самопонимание.
Результаты по данной методике представлены в Таблице 4, которая вынесена в ПРИЛОЖЕНИЕ Л.
В графическом виде результаты по данной методике отображены на рисунках 3 и 4.
Рисунок 4
Результаты исследования по опроснику самоотношения В.В.Столина (конкретные шкалы)
Результаты обследования подростков с задержкой психического развития по тест-опроснику самоотношения показали, что в процентном отношении наиболее низким является показатель самопонимания (34,33).
Низкие показатели получены также по следующим шкалам: глобальное самоотношение, то есть внутренне недифференцированное чувство «за» или «против» самого себя (32,33), самоуважение, то есть вера в свои силы, способности, энергию, самостоятельность (25,33), ауто-симпатия (9,00).
Самый высокий балл – по шкале «Самообвинение» (43.33).
Низкий показатель самоуверенности (29,33) подтверждается частыми отрицательными ответами на утверждение: «У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное». Значительное число положительных ответов на утверждение «Если бы мое второе Я существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению» характеризует низкий уровень самоинтереса подростков (20,00). Вместе с тем они очень нуждаются и ожидают позитивного к себе отношения (III – 3,33; 27,33).
Так, из 25 детей подросткового возраста с ЗПР, прошедших данное тестирование, 17 человек имеют высокий и очень высокий уровень ожидания положительного отношения от других.
По результатам теста «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой), мы получили результаты, которые отражены в Таблице 5, которая вынесена в ПРИЛОЖЕНИЕ М.
В наглядном виде результаты по методике приведены в рисунке 5.
Результаты исследования «Образа Я» по методике «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой)
Порядок ответов свидетельствует о том, что в первую очередь большая часть подростков идентифицирует себя с «Я физическим», как объектом во времени и пространстве.
У подростков с задержкой психического развития были выявлены достаточно низкие показатели ответов категории «Социальное Я». Больший процент ответов категории «Рефлексивное Я» может быть связан с тем, что у испытуемых рефлексия является одним из значимых факторов в субъективном восприятии образа Я.
Испытуемые, отвечая на вопрос «Кто Я?», позиционируют себя как геймеров, то есть игроков в компьютерные игры, а также спортсменов.
Социальное Я. Доминировали такие социальные роли, как «Я – гражданин», то есть этническо-региональная идентичность и «Я – человек».
Прямое обозначение пола выявлено у 10 респондентов (парень, девушка). Данный показатель говорит о сформированности позитивной половой идентичности, принятии своей привлекательности как представителя пола.
Прослеживается также описание себя через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, дядя).
Физическое Я. Доминировало субъективное описание своих физических данных, внешности (красивый, сильный, маленький), а также фактическое описание своих физических данных, включая описание своей внешности (блондин, чернёнький).
Рефлексивное Я. Преобладала в самоописании подростков с задержкой психического развития персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, честный, хороший, вредный); эмоциональное отношение к себе (я просто гений!).
С помощью анализа психолингвистического аспекта идентичности мы выяснили, в самоописаниях подростков с задержкой психического развития преобладают прилагательные, что говорит демонстративности и эмоциональности данных респондентов.
В самоописании подростков с задержкой психического развития доминирует категория физическое Я, на второй позиции находится категория рефлексивное Я, третье место занимает категория социальное Я.
С помощью методики «Перцептивно-образная самооценка» (В.В. Бойко) мы исследовали динамичность психоэмоционального «Я – образа» в зависимости от ситуаций (обычных, благоприятных, неблагоприятных). Главный акцент сделан на исследовании устойчивости нейтральных и позитивных эмоциональных состояний в трёх вышеуказанных ситуациях.
Результаты обследования подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома по данной методике представлены в Таблице 6. См. Приложение Н.
В наглядном виде результаты по методике «Перцептивно-образная самооценка» (В.В. Бойко) отображены в Рисунке 6.
Рисунок 6
Результаты исследования «Я-образа» подростков с задержкой психического развития по методике «Перцептивно-образвная самооценка» В.В.Бойко
У большинства респондентов (15 человек) выявлен тип изменений «Я – образа» - эйфорическая ригидность, это говорит о том, что индивид безжалостно растрачивает свою эмоциональную энергию, практически живет на максимуме ее проявления. Понятно, что эмоции «не дышат». Очень перегружены их смысловые значения для партнеров, имидж становится некоммуникабельным.
У подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома выявлен самый тяжелый для взаимодействия вариант, когда три фигуры на шкале – «кружок», «треугольник» и «квадрат» – сливаются в районе 9-10 баллов. Это явное свидетельство нарушений в сфере эмоциональной отзывчивости. Человек с такими психогигиеническим статусом не может вызывать доверия.
У четырёх человек тип изменений «Я – образа» - гипертимическая ригидность. В этом случае постоянно высокий энергетический тонус – естественное для респондента состояние, но в конце концов его ресурсы «изнашиваются». При этом диапазон проявления эмоций очень узок, их значения завышены даже в ситуации «обычно». Когда наступает благоприятная ситуация, эмоции не могут адекватно проявляться. Данное обстоятельство несколько затрудняет расшифровку эмоций со стороны окружающих: личность всегда на подъеме, и трудно понять, как она относится к позитивным переменам. Однако в целом ее психогигиенический «Я-образ» находится в коммуникабельных границах, хотя, возможно, партнеры чувствуют некоторый дискомфорт.
У трёх человек приемлемая ригидность «Я – образа», которая выражается в том, что эмоциональные состояния мало меняются в соответствии со смысловым воздействием. Эмоции слабо «дышат» и, возможно, недостаточно информируют партнеров о переживаниях событий. Тем не менее состояния сохраняют коммуникабельную форму, что, как правило, импонирует участникам совместной деятельности.
Для определения статистически значимой корреляционной связи между деструктивными установками, а именно показатель завуалированной жестокости, так как он является наиболее выраженным и показателем самообвинения, мы воспользовались методом ранговой корреляции Спирмена.[41;203-209]
Расчёт рангового коэффициента представлен в Таблице 7
Таблица 7
Расчёт рангового коэффициента корреляции Спирена при сопоставлении показателей деструктивной установки (завуалированная жестокость) и самообвинения у подростков с ЗПР (n=25)
Код испытуемого | Переменная А: показатель завуалированной жестокости | Переменная В: показатель по шкале самообвинение | d (ранг А – ранг В) |
d2 | ||
Индивидуальные значения | Ранг | Индивидуальные значения | Ранг | |||
1 | 55 | 7.5 | 60.77 | 18.5 | - 11 | 121 |
2 | 85 | 13 | 43.33 | 6 | 7 | 49 |
3 | 50 | 5.5 | 60.77 | 18.5 | - 13 | 169 |
4 | 85 | 13 | 60.77 | 18.5 | - 5.5 | 30.25 |
5 | 100 | 21 | 43.33 | 6 | 15 | 225 |
6 | 85 | 13 | 60.77 | 18.5 | - 5.5 | 30.25 |
7 | 100 | 21 | 60.77 | 18.5 | 2.5 | 6.25 |
8 | 100 | 21 | 43.33 | 6 | 15 | 225 |
9 | 100 | 21 | 60.77 | 18.5 | 2.5 | 6.25 |
10 | 30 | 3 | 60.77 | 18.5 | - 15.5 | 240.25 |
11 | 65 | 9 | 60.77 | 18.5 | - 9.5 | 90.25 |
12 | 100 | 21 | 43.33 | 6 | 15 | 225 |
13 | 10 | 1 | 15 | 1.5 | - 0.5 | 0.25 |
14 | 85 | 13 | 60.77 | 18.5 | - 5.5 | 30.25 |
15 | 30 | 3 | 43.33 | 6 | - 3 | 9 |
16 | 55 | 7.5 | 60.77 | 18.5 | - 11 | 121 |
17 | 100 | 21 | 60.77 | 18.5 | 2.5 | 6.25 |
18 | 30 | 3 | 43.33 | 6 | - 3 | 9 |
19 | 100 | 21 | 15 | 1.5 | 19.5 | 380.25 |
20 | 85 | 13 | 60.77 | 18.5 | - 5.5 | 30.25 |
21 | 50 | 5.5 | 60.77 | 18.5 | -13 | 169 |
22 | 85 | 13 | 60.77 | 18.5 | - 5.5 | 30.25 |
23 | 100 | 21 | 60.77 | 18.5 | 2.5 | 6.25 |
24 | 85 | 13 | 43.33 | 6 | 7 | 49 |
25 | 100 | 21 | 60.77 | 18.5 | 2.5 | 6.25 |
Суммы |
| 341 |
| 341 |
| 2264.5 |
Сформулируем гипотезы.
Н0: Корреляция между уровнем показателя деструктивной установки (завуалированная жестокость) и уровнем показателя по шкале самообвинения у подростков с ЗПР не отличается от нуля.
Н1: Корреляция между уровнем показателя деструктивной установки (завуалированная жестокость) и уровнем показателя по шкале самообвинения у подростков с ЗПР статистически значимо отличается от нуля.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:
где R – коэффициент ранговой корреляции по Спирмену;
d – разность между рангами показателей одних и тех же испытуемых в упорядоченных рядах по двум переменным;
n – число испытуемых или рангов коррелируемых в рядах.
Рассчитаем эмпирическое значение:
R = 1 – 6* 2264.5 / 25 * (25*25 – 1) = 1 – 13587/ 624 = - 20.77
Определим критические значения r при n = 25:
0.49 (p≤ 0.05)
rкр= 0.51 (p≤0.01)
rэмп. ≥ rкр
Н0 отвергается. Принимается Н1 Корреляция между уровнем показателя деструктивной установки (завуалированная жестокость) и уровнем показателя по шкале самообвинения у подростков с задержкой психического развития статистически значима (p≤0.01) и является положительной.
Это означает, что связь между деструктивными установками (показателем завуалированной жестокости) и показателем самообвинения есть. Она является значимой.
Для определения статистически значимой корреляционной связи между деструктивными установками, а именно показатель завуалированной жестокости, так как он является наиболее выраженным и типом изменений «Я – образа», а также между показателем по шкале «Самообвинение» и типом изменений «Я – образа» мы также воспользовались методом ранговой корреляции Спирмена.
Расчёты рангового коэффициента представлен в Таблице 8 и 9.
Расчёт рангового коэффициента корреляции Спирмена при сопоставлении показателей деструктивной установки (завуалированная жестокость) и типом изменений «Я – образа» у подростков с ЗПР (n=25)
Код испытуемого | Переменная А: показатель завуалированной жестокости | Переменная В: Тип изменения «Я – образа» | d (ранг А – ранг В) |
d2 | ||
Индивидуальные значения | Ранг | Индивидуальные значения | Ранг | |||
1 | 55 | 7.5 | 9-10 | 18 | - 10.5 | 110.25 |
2 | 85 | 13 | 9-10 | 18 | -5 | 25 |
3 | 50 | 5.5 | 9-10 | 18 | -12.5 | 156.25 |
4 | 85 | 13 | 0-5 | 1 | 12 | 144 |
5 | 100 | 21 | 2-8 | 2 | 19 | 361 |
6 | 85 | 13 | 5-8 | 6 | 7 | 49 |
7 | 100 | 21 | 9-10 | 18 | 3 | 9 |
8 | 100 | 21 | 9-10 | 18 | 3 | 9 |
9 | 100 | 21 | 6-9 | 8 | 13 | 169 |
10 | 30 | 3 | 9-10 | 18 | -15 | 225 |
11 | 65 | 9 | 4-7 | 5.5 | 3.5 | 12.25 |
12 | 100 | 21 | 9-10 | 18 | 3 | 9 |
13 | 10 | 1 | 9-10 | 18 | -17 | 289 |
14 | 85 | 13 | 8-10 | 9 | 4 | 16 |
15 | 30 | 3 | 9-10 | 18 | -15 | 225 |
16 | 55 | 7.5 | 9-10 | 18 | -10.5 | 110.25 |
17 | 100 | 21 | 4-7 | 5.5 | 15.5 | 240.25 |
18 | 30 | 3 | 3-4 | 3 | 0 | 0 |
19 | 100 | 21 | 9-10 | 18 | 3 | 9 |
20 | 85 | 13 | 9-10 | 18 | -5 | 25 |
21 | 50 | 5.5 | 9-10 | 18 | -12.5 | 156.25 |
22 | 85 | 13 | 4-6 | 4 | 9 | 81 |
23 | 100 | 21 | 9-10 | 18 | 3 | 9 |
24 | 85 | 13 | 6-7 | 7 | 6 | 36 |
25 | 100 | 21 | 9-10 | 18 | 3 | 9 |
Суммы |
| 341 |
| 341 |
| 2473.5 |