Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:30, дипломная работа
Цель исследования: выявить роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: «Я-образ» как система представлений индивида о самом себе.
Предмет исследования: связь межличностных отношений с формированием «Я-образа».
Гипотеза исследования: существует связь между формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, и особенностями их межличностных отношений.
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА…………………..………..……………………..6
1.1. Сущность понятия межличностных отношений ….…………….……………6
1.2.Определение понятия «Я-образ» ………….…………………………………..22
1.3. Особенности психического развития подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома…………………...……37
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА………………………………………..….…….53
2.1. Организация исследования, методы исследования …….…………………...53
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………………..…59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………….……………………78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….81
Текст опросника, тестовый материал представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Б.
Диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников) [40;167-171]
Опросник предназначен для оценки типичных способов отношения к людям. Выделяют три шкалы:
Включение,
Контроль,
Аффект.
Описание, тестовый материал и ключ представлены в ПРИЛОЖЕНИИ В.
Опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).[46; 123-130]
Опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В.Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
глобальное самоотношение;
самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Опросник включает следующее шкалы:
- Шкала S – глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.
- Шкала I – самоуважение.
- Шкала II – аутосимпатия.
- Шкала III – ожидаемое отношение от других.
- Шкала IV – самоинтерес.
Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого:
- Шкала 1 – самоуверенность;
- Шкала 2 – отношение других;
- Шкала 3 – самопринятие;
- Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность;
- Шкала 5 – самообвинение;
- Шкала 6 – самоинтерес;
- Шкала 7 – самопонимание.
Текст методики, ключ к тесту и таблицы перевода «сырых баллов» в накопленные частоты представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Г.
Тест «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).[21;82-103]
Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.
Шкала анализа идентификационных характеристик
Включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:
I. «Социальное Я» включает 7 показателей:
1. прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);
2. сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);
3. учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);
4. семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);
5. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);
6. мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);
7. групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).
II. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:
1. дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);
2. общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);
III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:
- описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);
- оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);
- отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).
IV. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:
- субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);
- фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);
- пристрастия в еде, вредные привычки.
V. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:
1. занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);
2. самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).
VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:
1. профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);
2. семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);
3. групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);
4. коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.
5. материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);
6. физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);
7. деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);
8. персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);
9. оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).
VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:
1. персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);
2. глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).
Два самостоятельных показателя:
1. проблемная идентичность (я ничто, не знаю – кто я, не могу ответить на этот вопрос);
2. ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).
Текст методики, ключ к тесту представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Д.
Методика «Перцептивно-образная самооценка» (В.В. Бойко).[9;249-252]
Данная методика нацелена на изучение динамичности психоэмоционального«Я-образа» в зависимости от ситуаций (обычных, благоприятных и неблагоприятных). Главный акцент сделан на исследовании устойчивости нейтральных и позитивных эмоциональных состояний в трех вышеуказанных ситуациях.
Инструкция к тесту: «В левой части бланка для ответов представлены шесть эмоциональных состояний, а в правой – степень их выраженности от 0 до 10 баллов. При этом 0 означает полное отсутствие того или иного состояния, а 10 – максимум его проявления. Задача испытуемого заключается в количественной оценке каждого эмоционального состояния в трех заданных ситуациях: обычных, неблагоприятных и благоприятных. Для этого в бланке для ответов сначала кругом обводится балл каждого из шести состояний в обычных, нормальных условиях, затем треугольником обводятся баллы всех состояний в неблагоприятных условиях и квадратом – в максимально благоприятных условиях: круг– обычно в норме; треугольник– возможный минимум в неблагоприятной ситуации; квадрат– возможный максимум в благоприятной ситуации.
Комбинации баллов на шкале дают представление о характере изменений, происходящих с психогигиеническим «Я-образом» по тому или иному параметру.
Текст методики, ключ к тесту представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Е.
Анализ и интерпретация результатов исследования
Для определения деструктивных установок в межличностных отношениях подростков с ЗПР нами была использована методика В.В. Бойко.
После проведения исследования с помощью данной методики были получены данные, которые отражены в Таблице 2. см. ПРИЛОЖЕНИЕ Ж.
В графическом виде результаты отображены на Рисунке 1.
Рисунок 1
Результаты исследования определения деструктивных установок подростков с задержкой психического развития по методике В.В.Бойко.
Из приведённого выше рисунка мы видим, что у подростков с задержкой психического развития преобладает завуалированная жестокость в отношении к окружающим (у 9 человек), при достаточно низких показателях негативного опыта в общении с окружающими их людьми.
Открытая жестокость в отношении к людям у большинства респондентов имеет средний показатель (у 14 испытуемых). Личность скрывает свои негативные оценки и переживания по поводу окружающих.
Склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношениями с людьми и в наблюдении за социальной действительностью (брюзжание) – у трёх человек – высокий уровень, у 13 – завышенный показатель.
Далее мы исследовали межличностные отношения подростков с задержкой психического развития по методике Рукавишникова А.А.
В Таблице 3 представлены обобщённые результаты по данной методике. См. ПРИЛОЖЕНИЕ К.
В графическом виде результаты отображены на Рисунке 2.
Рисунок 2
Результаты исследования межличностных отношений подростков с задержкой психического развития по методике Рукавишникова.
Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем больше применение имеет следующее общее описание поведения:
а) включением (шкалы Ie, Iw). Ie – низкое у 4 респондентов. Это означает, что данные подростки не чувствуют себя хорошо среди людей и имеют склонность избегать их.
Ie – высокое значение по данной шкале у 10 человек. Подростки чувствуют себя хорошо среди людей, ищут общения с окружающими.
Iw – низкий показатель у трёх испытуемых (экстремально низкий у четырёх подростков), ребята общаются с малым количеством людей.
Iw – высокие показатели у 12 человек, данные респонденты имеют сильную потребность быть принятыми остальными и принадлежать к ним.
б) Контроль (шкалы Се, Сw). Се – экстремально высокое у 11 человек и высокое у двух. Подростки стараются брать на себя ответственность, соединённую с ведущей ролью. Низких баллов по данной шкале среди подростков с ЗПР не показал ни один человек.
Сw – низкое у 12 испытуемых и экстремально низкое у двух подростков, это свидетельствует о том, что подростки с задержкой психического развития не принимают контроля над собой. Высоких показателей в обследуемой группе нет.
в) Аффект (шкалы Ае, Аw). Ае – низкое у 11 респондентов, подростки осторожны при установлении близких отношений.
Ае – высокое у 6 испытуемых, данные подростки имеют склонность устанавливать близкие чувственные отношения.
Аw – низкое значение у 5-ти человек и экстремально низкие у десяти, подростки очень осторожны при выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения.
Аw- высокое значение не было обнаружено ни у одного респондента.
Таким образом, подростки с задержкой психического развития осторожны в большинстве своём при установлении близких отношений, не принимают контроля над собой, имеют сильную потребность быть принятыми остальными и принадлежать к ним, чувствуют себя хорошо среди людей, ищут общения с окружающими.
Далее для исследования самоотношения подростков с задержкой психического развития мы использовали «Опросник самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).