Роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: «Я-образ» как система представлений индивида о самом себе.
Предмет исследования: связь межличностных отношений с формированием «Я-образа».
Гипотеза исследования: существует связь между формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, и особенностями их межличностных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА…………………..………..……………………..6

1.1. Сущность понятия межличностных отношений ….…………….……………6
1.2.Определение понятия «Я-образ» ………….…………………………………..22
1.3. Особенности психического развития подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома…………………...……37

ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА………………………………………..….…….53

2.1. Организация исследования, методы исследования …….…………………...53
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………………..…59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………….……………………78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….81

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Роль межличностных отношений в формировании Я образа.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Результаты, полученные с помощью методики «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях»

(В. В. Бойко)

Показатели/ Код испытуемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Завуалированная жестокость в отношении к людям

11

17

10

17

20

17

20

20

20

6

13

20

2

17

6

11

20

6

20

17

10

17

20

17

20

Открытая жестокость в отношении к людям

25

18

45

17

17

17

35

17

18

35

35

17

35

35

28

18

17

17

25

18

25

17

17

17

35

Обоснованный негативизм в суждении о людях

1

1

2

4

1

4

1

0

4

4

3

1

5

4

2

4

1

4

1

3

2

4

1

4

2

Брюзжание

4

4

6

8

8

10

4

8

8

4

4

6

6

6

2

8

8

10

4

6

10

4

8

8

4

Негативный личный опыт с окружающими

11

20

10

10

16

16

20

6

6

5

10

10

10

11

10

10

16

16

20

10

16

20

10

6

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Перевод баллов в процентные показатели

Показатели/ Код испытуемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Завуалированная жестокость в отношении к людям

55

85

50

85

100

85

100

100

100

30

65

100

10

85

30

55

100

30

100

85

50

85

100

85

100

Открытая жестокость в отношении к людям

55.5

40

100

37.7

37.7

37.7

77,7

37.7

40

77,7

77,7

37.7

77,7

77,7

62.2

40

37.7

37.7

55.5

40

55.5

37.7

37.7

37.7

77,7

Обоснованный негативизм в суждении о людях

20

20

40

80

20

80

20

0

80

80

60

20

100

80

40

80

20

80

20

60

40

80

20

80

40

Брюзжание

40

40

60

80

80

100

40

80

80

40

40

60

60

60

20

80

80

100

40

60

100

40

80

80

40

Негативный личный опыт с окружающими

55

100

50

50

80

80

100

30

30

15

50

50

50

55

50

50

80

80

100

50

80

100

50

30

15

 


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников)

Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям.

Инструкция: «В сущности, здесь нет правильных или неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы.

Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит».

Интерпретация результатов теста.

Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее описание поведения:

Включение:

Ie – низкое; означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет склонен их избегать;

Ie – высокое; предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;

Iw – низкое; предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с небольшим количеством людей;

Iw – высокое; предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним.

Контроль:

Се – низкое; означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;

Се – высокое; означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;

Cw – низкое; предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;

Cw – высокое; отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений;

Аффект:

Ае – низкое; означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;

Ае – высокое; предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;

Aw – низкое; означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;

Aw – высокое; типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения. От суммы баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний:

0-1 и 8-9 – экстремально низкие и экстремально высокие баллы, поведение будет иметь компульсивный характер.

2-3 и 6-7 – низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении.

4-5 – пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого «сырого» счета. Эти оценки удобно интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений соответствующей популяции.

Характеристика шкал опросника межличностных отношений (ОМО)

Включение:

Выраженное поведение. Ie – стремление принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.

Требуемое поведение. Iw – стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.

Контроль:

Выраженное поведение. Се – пытаюсь контролировать и влиять на остальных: беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.

Требуемое поведение. Сw – стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.

Аффект:

Выраженное поведение. Ae – стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.

Требуемое поведение. Aw – стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами.

Оценки по этим шкалам – числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (e + W) и противоречивости межличностного поведения (e – W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большого количества членов.


ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (А.А.РУКАВИШНИКОВ)

Инструкция к тесту. Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных или неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности. 

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы.  Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом. Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит.

ТЕСТ

Обычно (1), часто (2), иногда (3), по случаю (4), редко (5), никогда (6)
1. Стремлюсь быть вместе со всеми. 
2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать. 
3. Становлюсь членом различных групп. 
4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы. 
5. Когда предоставляется случай, я склонен стать членом интересных организаций. 
6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность. 
7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь. 
8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими. 
9. Стремлюсь задействовать других в своих планах. 
10. Позволяю другим судить о том, что я делаю. 
11. Стараюсь быть среди людей. 
12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения. 
13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно. 
14. Легко подчиняюсь другим. 
15. Стараюсь избегать одиночества. 
16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях. 
Относится к: большинству людей (1), многим людям (2), некоторым людям (3), нескольким людям (4), одному-двум людям (5), ни к кому (6)
17. Стремлюсь относиться к другим приятельски. 
18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать. 
19. Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное. 
20. Предоставляю другим руководить ходом событий. 
21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными. 
22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность. 
23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими. 
24. Позволяю другим судить о том, что я делаю. 
25. С другими веду себя холодно и безразлично. 
26. Легко подчиняюсь другим. 
27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими. 
Относится к: большинству людей (1), многим людям (2), некоторым людям (3), нескольким людям (4), одному-двум людям (5), ни к кому (6)
28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь. 
29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно. 
30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других. 
31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности. 
32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно. 
33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий. 
34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности. 
35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно. 
36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу. 
37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях). 
38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски. 
39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности. 
40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно. 
Обычно (1), часто (2), иногда (3), по случаю (4), редко (5), никогда (6)
41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль. 
42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь. 
43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно. 
44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу. 
45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности. 
46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно. 
47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других. 
48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности. 
49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно. 
50. В обществе стараюсь руководить ходом событий. 
51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности. 
52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно. 
53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу. 
54. В обществе руковожу ходом событий. 

Информация о работе Роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома