Роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: «Я-образ» как система представлений индивида о самом себе.
Предмет исследования: связь межличностных отношений с формированием «Я-образа».
Гипотеза исследования: существует связь между формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, и особенностями их межличностных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА…………………..………..……………………..6

1.1. Сущность понятия межличностных отношений ….…………….……………6
1.2.Определение понятия «Я-образ» ………….…………………………………..22
1.3. Особенности психического развития подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома…………………...……37

ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА………………………………………..….…….53

2.1. Организация исследования, методы исследования …….…………………...53
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………………..…59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………….……………………78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….81

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Роль межличностных отношений в формировании Я образа.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

- оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);

- отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

IV. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:

- субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);

- фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);

- пристрастия в еде, вредные привычки.

V. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

1. занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);

2. самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

1.        профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);

2.        семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);

3.        групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);

4.        коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.

5.        материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру); 

6.        физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);

7.        деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);

8.        персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);

9.        оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

1.         персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);

2.         глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

Два самостоятельных показателя:

1.       проблемная идентичность (я ничто, не знаю – кто я, не могу ответить на этот вопрос);

2.       ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Е

 

Методика «Перцептивно-образная самооценка» (В.В. Бойко)

Данная методика нацелена на изучение динамичности психоэмоционального «Я-образа» в зависимости от ситуаций (обычных, благоприятных и неблагоприятных). Главный акцент сделан на исследовании устойчивости нейтральных и позитивных эмоциональных состояний в трех вышеуказанных ситуациях.

Инструкуция к тесту: «В левой части бланка для ответов представлены шесть эмоциональных состояний, а в правой – степень их выраженности от 0 до 10 баллов. При этом 0 означает полное отсутствие того или иного состояния, а 10 – максимум его проявления. Задача испытуемого заключается в количественной оценке каждого эмоционального состояния в трех заданных ситуациях: обычных, неблагоприятных и благоприятных. Для этого в бланке для ответов сначала кругом обводится балл каждого из шести состояний в обычных, нормальных условиях, затем треугольником обводятся баллы всех состояний в неблагоприятных условиях и квадратом – в максимально благоприятных условиях:

круг– обычно в норме;

треугольник – возможный минимум в неблагоприятной ситуации;
квадрат – возможный максимум в благоприятной ситуации.

«обычно», «неблагоприятно», «благоприятно»».

Комбинации баллов на шкале дают представление о характере изменений, происходящих с психогигиеническим «Я-образом» по тому или иному параметру.

Выявлено несколько устойчивых вариантов сочетаний оценок и соответствующих им типов изменений «Я-образа». С помощью приводимой ниже таблицы вы можете расшифровать полученные на шкалах данные:

Таблица 1

Варианты сочетаний оценок и соответствующих им типов изменений «Я-образа».

Тип изменений «Я-образа»   

Обычно (баллы)   

Неблагоприятно (баллы)   

Благоприятно (баллы)
 

1

Нормальная изменчивость

4-6

3-4

8-10

2

Приемлемая ригидность 

4-6

3-4

6-7

3

Гипертимическая ригидность        

7-8

4-7

8-10

4

Эйфорическая ригидность           

9-10

7-10

9-10

5

Дистимическая ригидность           

2-4

0-4

4-6

6

Дисфорическая ригидность          

0-5

0-2

3-5

7

Экзальтированная изменчивость   

3-7

0-2

8-10

8

Неадекватная изменчивость         

4-5

6-8

6-10

В случае, если комбинация полученных вами трех оценок на шкале не отражена в таблице, отождествляйте ее с наиболее близким типом.

Интерпретация результатов теста.

Нормальная изменчивость «Я-образа» означает, что ответные эмоциональные реакции на жизненные ситуации адекватны и, по всей вероятности, сохраняют коммуникабельную форму. Такой вариант изменений предпочтителен и свидетельствует в пользу имиджа. Оценка «обычно» находится в границах 4-6 баллов, то есть в центре шкалы; при неблагоприятной ситуации оценка несколько снижается в пределах 3-4 баллов; в благоприятной ситуации – повышается до 8-10 баллов. Эмоции «дышат», выполняют свою энергетическую и сигнальную функцию. Партнеры, вероятно, видят естественные реакции наблюдаемого человека. Следовательно, он открыт и откликается эмоциями на воздействие. Есть основания доверять ему.

Приемлемая ригидность «Я-образа» выражается в том, что эмоциональные состояния мало меняются в соответствии со смысловым воздействием. Эмоции слабо «дышат» и, возможно, недостаточно информируют партнеров о переживаниях событий. Тем не менее состояния сохраняют коммуникабельную форму, что, как правило, импонирует участникам совместной деятельности. Баллы «обычно» – 4-6; «неблагоприятно» – 3-4; «благоприятно» – 6-7.

Гипертимическая ригидность «Я-образа». В этом случае эмоциональный стереотип поведения во всех ситуациях отличается мажорными окрасками: «обычно» – 7-8 баллов; «неблагоприятно» – 4-7 баллов; «благоприятно» – 8-10 баллов. Постоянно высокий энергетический тонус – естественное для респондента состояние, но в конце концов его ресурсы «изнашиваются». При этом диапазон проявления эмоций очень узок, их значения завышены даже в ситуации «обычно». Когда наступает благоприятная ситуация, эмоции не могут адекватно проявляться. Данное обстоятельство несколько затрудняет расшифровку эмоций со стороны окружающих: личность всегда на подъеме, и трудно понять, как она относится к позитивным переменам. Однако в целом ее психогигиенический «Я-образ» находится в коммуникабельных границах, хотя, возможно, партнеры чувствуют некоторый дискомфорт.

Эйфорическая ригидность «Я-образа» отмечается в том случае, когда ситуации «обычно», «неблагоприятно» и «благоприятно» оцениваются очень высокими баллами (7-10 баллов) и их значения сливаются. Индивид безжалостно растрачивает свою эмоциональную энергию, практически живет на максимуме ее проявления. Понятно, что эмоции «не дышат». Очень перегружены их смысловые значения для партнеров, имидж становится некоммуникабельным. Самый тяжелый для взаимодействия вариант, когда три фигуры на шкале – «кружок», «треугольник» и «квадрат» – сливаются в районе 9-10 баллов. Это явное свидетельство нарушений в сфере эмоциональной отзывчивости. Человек с такими психогигиеническим статусом не может вызывать доверия.

Дистимическая ригидность «Я-образа» проявляется в том, что эмоции индивида функционируют в узком диапазоне сниженных значений шкалы: «обычно» – 2-4 балла; «неблагоприятно» – 0-4; «благоприятно» – 4-6. Эмоции «дышат» плохо, преобладают минорные окраски состояний, определяющих имидж, что приводит к снижению коммуникабельности личности и доверия к ней. В своем психогигиеническом «Я-образе» личность с готовностью демонстрирует негативно окрашенные состяния и не может откликаться на положительные ситуации.

Дисфорическая ригидность «Я-образа» характеризуется тем, что диапазон эмоционального реагирования по шкале не бывает выше 5 баллов. Но самое показательное то, что оценки «обычно» и «неблагоприятно» сливаются в границах 0-3 баллов. Личность страдает серьезными нарушениями в сфере эмоциональной отзывчивости, а ее имидж утрачивает коммуникабельность.

Экзальтированная изменчивость «Я-образа». Основным показателем в этом случае является очень большой диапазон эмоционального реагирования: в «неблагоприятных» обстоятельствах – минимум (0-2 балов), в «благоприятных» – максимум (8-10). В обеих крайностях эмоции выдают большую энергию и перегружены информацией. В результате они утрачивают коммуникабельность и вредят имиджу личности.

Неадекватная изменчивость «Я-образа» проявляется в том, что на неблагоприятные воздействия человек почему-то реагирует в диапазоне гипертимических или эйфорических значений шкал. При этом нормативные его реакции происходят в средних шкальных интервалах.

 

             


ПРИЛОЖЕНИЕ Е

 

Результаты по методике «Перцептивно- образная самооценка»

 

Тип изменения «Я-образа»/ Код испытуемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Нормальная изменчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемлемая ригидность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

Гипертимическая ригидность

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Эйфорическая ригидность

+

+

+

 

 

 

+

+

 

+

 

+

+

 

+

+

 

 

+

+

+

 

+

 

+

Дистимическая ригидность

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

Дисфорическая ригидность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

Экзальтированная изменчивость

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неадекватная изменчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Таблица 2

Результаты по методике «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях.

Уровень показателя

Завуалированная жестокость

Открытая жестокость

Обоснованный негативизм

Брюзжание

Негативный опыт общения

Количество человек

%

Количество человек

%

Количество человек

%

Количество человек

%

Количество человек

%

Высокий (100%)

9

36

1

4

1

4

3

12

5

16

Завышенный

(55-90%)

10

40

10

40

11

44

13

52

7

28

Средний

(10-50 %)

6

24

14

56

13

52

9

36

13

52

Информация о работе Роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома