Современные взгляды на психологическую подготовку к действиям в экстремальных ситуациях.docx

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:02, реферат

Краткое описание

для эффективности выполнения действий в критических ситуациях требуется не только переключение внимания, но и его распределение между двумя одинаково высокомотивированными задачами. Поскольку в момент аварийной обстановки возникает незапланированная проблемная ситуация, для решения которой нет готового плана действия, имеющиеся навыки не в состоянии обеспечить необходимую эффективность.
Из этого следует, что в случае отсутствия новой схемы и плана действий в аварийной обстановке возникает исследовательская активность, направленная на преодоление неопределенности ситуации. Внимание концентрируется на новом раздражителе, возникает выраженное доминантное состояние, которое задерживает развертывание продуктивного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

Современные взгляды на психологическую подготовку к действиям в экстремальных ситуациях.docx

— 19.97 Кб (Скачать файл)

Современные взгляды на психологическую подготовку к действиям в экстремальных ситуациях

Подготовка человека опасной  профессии к действиям в экстремальных  и чрезвычайных ситуациях представляет собой достаточно специфическую, а  потому совершенно особую сторону психологической  подготовки. Так, экстремальными ситуациями в авиации являются усложнения условий  полета при изменении метеоусловий и ошибочных действиях летного  состава, у пожарных – пожар различной степени сложности и др. От работников в этих условиях требуются специальные действия, часть из которых может быть заранее спрограммирована и отработана. Для этого нужно знать психологические особенности аварийных ситуаций.

Отличительной особенностью аварийных ситуаций является существенная перестройка характера действий, приводящая к изменению взаимодействия между психическими процессами и  функциями. Так, например, в обычном  полете для процесса сравнивания  используется, как правило, информация, заложенная в кратковременной памяти. В случае внезапного усложнения обстановки или возникшей аварийной ситуации план и реализация действий нарушаются прежде всего потому, что привычные  сигналы (звуки, вибрация, перегрузки и  др.) приобретают черты новизны  или неопределенности. В этих условиях требуется, сохранив внимание на прежних  действиях, одновременно извлекать  информацию из долговременной памяти.

Таким образом, для эффективности  выполнения действий в критических  ситуациях требуется не только переключение внимания, но и его распределение  между двумя одинаково высокомотивированными  задачами. Поскольку в момент аварийной  обстановки возникает незапланированная  проблемная ситуация, для решения  которой нет готового плана действия, имеющиеся навыки не в состоянии  обеспечить необходимую эффективность.

Из этого следует, что  в случае отсутствия новой схемы  и плана действий в аварийной  обстановке возникает исследовательская  активность, направленная на преодоление  неопределенности ситуации. Внимание концентрируется на новом раздражителе, возникает выраженное доминантное  состояние, которое задерживает  развертывание продуктивного процесса.

В этих условиях сенсомоторный  автоматизм (стереотип) оказывается  невыгодным в том отношении, что  из-за него в значительной степени  уменьшается бдительность, тогда  как во время критических ситуаций требуется быстрое переключение внимания на новое действие. Другими  словами, деятельность человека в аварийной  ситуации должна начинаться не с привычного действия, а с переосмысления ситуации на основе новой информации, включения  продуктивных (творческих) форм психической  деятельности.

Такая деятельность выглядит как параллельность действий и включает в себя одновременное осуществление  текущего контроля за состоянием процессов (деятельности) и преобразование информации для принятия решения и действий по ликвидации аварийной ситуации. Следовательно, как стержень готовности к экстремальной ситуации можно выделить продуктивный процесс мышления, принципиальное отличие которого от автоматизированных сенсомоторных стереотипов состоит в том, что он направлен на поиск и анализ новых признаков, на оценку ситуации, на принятие решения и выбор стратегии действий. Отсюда следует вывод для практики обучения: твердое знание инструкции и отработанные до автоматизма навыки не могут обеспечить надежных действий, если у человека не сформированы возможности к продуктивным процессам.

Для успешности действий в  аварийной ситуации у работника  опасной профессии должна быть сформирована специальная система механизмов, позволяющих нейтрализовать главные  черты аварийной ситуации: неожиданность, неопределенность и дефицит информации. Это достигается психологическими качествами личности, обеспечивающими перекодирование нового сигнала с неопределенным содержанием в сигнал определенный (прагматический), который запускает сформированный предшествующим обучением и практикой нужный в данный момент стереотип действия (автоматический акт).

При изучении приемов переработки  информации при частичных отказах  техники следует учитывать, что: а) две трети времени, затраченного на выход из особой ситуации, используется для определения характера отказа; б) наибольшей экстремальностью обладает такое состояние системы «работник – процесс», когда информации (сигналов) для принятия решения о вмешательстве в управление недостаточно. Одними из главных факторов, дезорганизующих поведение человека в особой (аварийной) ситуации, являются дефицит и неопределенность информации.

Отсюда следует, что основное содержание интеллектуальной деятельности человека в процессе взаимодействия с техникой в проблемных ситуациях  состоит в решении задач при отсутствии адекватного плана действий. Вместе с тем человек способен к разработке такого плана, если он обладает специальными умениями. Каковы их главные черты?

Первая – способность к преобразованию неполноценной информации в полноценную, к переработке неявного сигнала в явный.

Вторая – гибкая и легкая приспособляемость к меняющимся условиям.

Третья – способность к продуцированию новых решений.

Для этих целей из общей  интеллектуальной деятельности необходимо выделить такую специфическую ее часть, как оперативное мышление. Именно оно обеспечивает решение задач, возникающих при рассогласовании между запрограммированным и реальным ходом события.

Оперативное мышление является основным звеном переработки неполноценной  информации. Другими словами, оперативное  мышление как составляющая интеллекта проявляется тогда, когда необходимо разработать новый план (схему) действий, комбинацию действий и т. п. В результате комбинаций этих действий (умозаключений, сопоставлений, анализа) неопределенный сигнал превращается в определенный.

Таким образом, оперативное  мышление не просто участвует в диагностировании ситуации, но одновременно и нейтрализует одно из самых отрицательных свойств  аварийной ситуации – ее неопределенность и дефицит информации.

Например, в экспериментах  при выполнении полетного задания  с введением без предупреждения аварийной ситуации, связанной с  отказом автопилота, было установлено, что для летчиков, не имевших опыта  его опознавания, требовалось до 180 с для перебора вариантов причин, вызвавших данный отказ, и выработки новой схемы действий в этой ситуации. В группе летчиков, имевших опыт обнаружения этого отказа, время на принятие решения ограничивалось 3–5 с.

Таким образом, оперативное мышление способствует сокращению алгоритма для постановки диагноза, что является основным буфером против неопределенности информации.

Следующим компонентом умения сокращать процесс опознания  особого случая является антиципация. Антиципация есть психологический процесс предвосхищения, ориентации на предвидимое будущее. Этот процесс составляет предсказание логики событий. Антиципация становится возможной благодаря скрытому состоянию ожидания, настраивающего человека-исполнителя на определенный тип поиска.

В экспериментах с отказом  автопилота предвосхищающее поведение  обнаружено у наиболее успешно действующих  летчиков. Антиципация возникла благодаря  изменению субъективной оценки содержания сигнала (наличной информации) и обеспечила возможности планирования поведения  в новой ситуации. В основе этого  механизма лежит модель функциональной системы П. К. Анохина, которая объясняет процесс предвидения (антиципации) как формирование акцептора результата действия на основе поступающей информации от различных источников извне и памяти. Поэтому в результате тренировок в нестандартных ситуациях формируется модель будущего полезного приспособительного результата.

Итак, оперативное и предвосхищающее мышление можно определить как характеристики специальных навыков, способствующих эффективности и надежности действий в аварийных условиях. Вводя понятие «специальные навыки», мы не отрываем их психофизиологического содержания от общепринятого понятия навыка как действия, которое автоматизируется в процессе упражнения. Термин «специальный» имеет тот смысл, что тренировка действий в опасных условиях должна предусматривать вычленение из общей структуры поведения тех элементов, которые наиболее необходимы для использования в конкретной ситуации.

Для тренировки антиципирующих возможностей психики можно использовать макеты приборов, установок, тренажеры, компьютерные модели и т. д.

Для тренировок оперативного мышления необходимо в процессе управления на тренажере создавать проблемные и конфликтные ситуации, подавать ложные аварийные сигналы или  вводить отказы без включения  сигнализации, создавать ситуации, когда собственные ощущения противоречат показаниям приборов (имитация иллюзий). Можно использовать введение психологических  помех, ложные речевые команды.

Тренировка умственных процессов  должна носить направленный характер, состоящий не только в опробовании  всех деталей, необходимых для действий, но и в выработке умений построения образов действий в случаях аварийной  ситуации в данном упражнении. Например, при остановке двигателя на взлете иногда рекомендуют посадку «прямо перед собой». Но далеко не на всех аэродромах это возможно. В связи с этим в создавшейся аварийной обстановке могут возникнуть растерянность  и пассивность. Необходима конкретность тренировки, при которой целенаправленность выступает как один из ее дополнительных принципов.

Большое значение имеет умение работника проигрывать в уме все действия (проигрывать, а не повторять пункты инструкции!), которые необходимы в аварийной ситуации (идеомоторная тренировка). Проигрывание воображаемых действий в аварийной ситуации означает чувственное переживание ситуации и тех ее признаков, которые присущи данному особому случаю. Это есть своеобразное психологическое моделирование усваиваемых способов действий.

Иначе говоря, реальная встреча  с аварийной ситуацией после  эмоционального проигрывания осознается как встреча с уже знакомой ситуацией, в этих условиях нейтрализуется главный стрессор – неожиданность.

Принято считать, что часть  тренировок по выработке готовности к действиям в экстремальных  условиях надо осуществлять непосредственно  в работе, так как на тренажерах не создается эмоциональный фон  ситуации опасности. В связи с  этим необходимо отметить, что в реальных аварийных ситуациях эмоциональная напряженность выступает в своем отрицательном качестве только при одном условии – когда человек не понимает ситуацию и не знает, что делать. Готовность к действиям даже в экстремальных условиях, угрожающих жизни, связана не столько с эмоциональной устойчивостью как таковой, сколько с особенностями психической регуляции действий в этих условиях.

Исследованные психологические  механизмы ошибочных профессиональных действий показали, что существуют ситуации, психологическую сущность которых не удается смоделировать  на тренажере. Это происходит тогда, когда развертывание процесса обнаружения  ситуации, опознания и принятия решения  определяется неинструментальными сигналами, т. е. не прямыми, а косвенными признаками ситуации, приводящей к аварии. Например, ориентация оператора не только на показания индикаторных приборов, но и на поведение системы, изменение результатов ее работы и т. д. Поэтому при подготовке к работе в опасных профессиях, например летчиков, следует обучать курсантов не только оценивать показания приборов, но и ориентироваться на поведение самолета в полете и свои ощущения. Это положение имеет принципиальное значение, поскольку неучет его ведет к формированию профессиональных навыков, не обеспечивающих эффективных действий в реальной аварийной обстановке.

Практика обеспечения  готовности операторов машинных систем к действиям в экстремальных  условиях нередко ограничивается показом  технологической схемы развертывания  той или иной нестандартной (аварийной) ситуации. В процессе тренировки необходимо добиваться, чтобы неинструментальные признаки играли роль значимого и достоверного сигнала изменения ситуации.


Информация о работе Современные взгляды на психологическую подготовку к действиям в экстремальных ситуациях.docx