Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53

ЛИТЕРАТУРА………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 34.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

Закон обозначает правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта. Он направлен на  обеспечение его физического, морального и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей. Особая забота и социальная защиты гарантируется детям с особенностями психофизического развития, детям, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или оказались в других неблагоприятных условиях или экстремальных ситуациях.

Закон включает в себя все основные положения и позиции Конвенции ООН о правах ребенка. В его преамбуле подчеркивается, что Республика Беларусь определяет своей важнейшей политической, социальной и экономической задачей всестороннюю гарантированную защиту государством и обществами детства, семьи и материнства, настоящего и будущих поколений.

Закон отличается от других законодательных актов тем, что он после Конституции Республики Беларусь представляет собой основной законодательный акт, который  касается прав и интересов ребенка. Права ребенка, установленные Законом, не могут быть ограничены, не могут быть ограничены также права и интересы ребенка и международными соглашениями, в которых участвует белорусское государство.

Для реализации прав ребенка в структурах государственного управления создаются органы защиты прав детей. Права детей обеспечиваются также прокуратурой и судом, которые руководствуются в своих действиях в отношении детей приоритетной защитой их интересов (Статья 3).

Законом выделены приоритеты проживания и воспитания каждого ребенка в семье. Атмосфера счастья, любви и понимания, которая возможна только в условиях семейного окружения, признана важнейшим условием для нормального психофизического здоровья ребенка. Закон закрепляет право каждого ребенка на проживание в семье – вместе с биологическими родителями, в опекунской семье, в детском доме семейного типа, в детской деревне. Закон «О правах ребенка» признал социально важную роль семьи в формировании морально здоровой, граждански направленной личности, необходимость формирования культуры родительского самосознания, отношения к отцовству и материнству как наивысших человеческих ценностей.

Закон предусматривает ответственность семьи, родителей за воспитание своих детей. Родители и лица, которые их заменяют, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При помещении ребенка в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью с каждого из родителей взыскиваются средства на содержание детей в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на особую заботу со стороны государства. Органы опеки и попечительства должны принимать все необходимые меры по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку, попечительство, в приемную семью). Государство оказывает материальную поддержку таким семьям в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Не допускается получение неоправданных  финансовых выгод вследствие усыновления (удочерения) или  опекунства (попечительства).

Ребенок, достигший 14 лет, имеет право жить самостоятельно. При наличии условий для проживания, материальной поддержки государства и  осуществления контроля со стороны органов опеки и попечительства.

В Кодексе о браке и семье отмечаются основные права и обязанности семьи в обществе (Раздел Семья) [8, с. 21].

Основаниями возникновения прав и обязанностей семьи являются:

- брак, зарегистрированный в государственных  органах, регистрирующих акты гражданского  состояния; 

- родство, удостоверенное в установленном  законном порядке;

- усыновление (удочерение);

- установление отцовства.

Семья должна содействовать реализации прав и интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту.

За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей,  установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Семья является естественной средой ребенка. Воспитание детей в семье охраняется и поощряется государством.

В целях полноценного содержания и воспитания детей в семье государство обеспечивает семьям, имеющим детей, выплату пособий, пользование детскими учреждениями, предоставление льгот, создание дополнительных социально-экономических условий в соответствии с законодательством.

Особой поддержкой, вниманием и заботой пользуются многодетные семьи, принявшие на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

При невыполнении или ненадлежащим выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой  своих прав и законных интересов в комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки и  попечительства, прокуратуру, а по достижении 14 лет и в суд.

Выделяют личные неимущественные и имущественные правоотношения родителей и детей.

К личным неимущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по:

- определению собственного имени, отчества, фамилии детей;

- определению гражданства детей  в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве;

- определению места жительства  детей;

- воспитанию детей, осуществлению  ухода и  надзора за ними;

- осуществлению представительства  от имени своих детей;

- обеспечению защиты прав и  законных интересов детей.

К имущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по управлению делами и имуществом несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, а также предоставлению им содержания в виде алиментов или иного рода выплат в  порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Еще одним законодательным актом Республики Беларусь, регламентирующим деятельности семьи, в частности, приемной семьи, является «Положение о приемной семье», где отмечены следующие важные моменты[23, с. 3].

Порядок организации приемной семьи:

Лица, желающие взять на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой об образовании приемной семьи.

К заявлению должны быть приложены:

1. справка с места работы с  указанием занимаемой должности  или выполняемой работы и размера  заработной платы либо копия  декларации о доходах, заверенная  в установленном порядке.

2. документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) в приемную семью.

3. копия свидетельства о заключении  брака (если состоит в браке).

4. медицинская справка установленной  формы о  состоянии здоровья  лица (лиц), желающих взять ребенка.

5. согласие других совершеннолетних членов семьи лица (лиц), обратившегося с заявлением об образовании приемной семьи.

Лицо, обратившиеся по вопросу образования приемной семьи, должно предъявить паспорт.

Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лица. На основании заявлении и акта обследования, орган опеки и попечительства в течение 20 дней готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями.

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в месячный срок с момента заявления со всеми документами. Одновременно заявителю возвращаются все документы.

При подборе ребенка из детских интернатных и лечебно-профилактических учреждений или других аналогичных учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лицо, желающее взять ребенка на воспитание, с личным делом ребенка и  медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом  порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке.

Заявление лица, желающего взять на воспитание в приемную семью ребенка (детей), подается в орган опеки и попечительства по мету жительства ребенка.

На основании поданных документов с приемными родителями заключается договор о передаче ребенка и трудовой договор (т.е. приемные родители принимаются на работу, на должность воспитания ребенка).

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью. Срок договора может быть от 1 месяца до достижения ребенком 18 лет.

Данный договор может быть расторгнут по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, отсутствия взаимопонимания с ребенком и других), а также по  инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка родителям, или усыновления ребенка.

Передача детей на воспитание в приемную семью:

При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения системы образования, лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения передают приемным родителям следующие документы:

1. свидетельство о рождении ребенка;

2. выписку из истории ребенка  о состоянии здоровья;

3. справку о состоянии здоровья  матери и течении родов;

4. документ об образовании ребенка;

5. документы о родителях;

6. справку о наличии и местонахождении  братьев и сестер;

7. опись имущества, принадлежащего  ребенку, и сведения о лицах, отвечающих  за его сохранность;

8. документ, подтверждающий наличие  у несовершеннолетнего жилого  помещения либо свидетельствующий  о занимаемом им жилом помещении;

9. копию решения суда о взыскании  алиментов, удостоверение инвалида, документ о наличии счета, открытого  на имя ребенка в кредитном учреждении.

Если на воспитание в приемную семью передается ребенок, признанный инвалидом, либо ребенок, родители которого умерли, приемным родителям разъясняется право на назначение пенсии по   инвалидности или по случаю потери кормильца. При этом передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию.

Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Права и  обязанности приемных родителей:

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными  или ограничено дееспособными;

- лиц, в судебном порядке лишенных  родительских прав или ограниченных в родительских правах;

- лиц, отстраненных от обязанностей  опекуна (попечителя) за ненадлежащее  выполнение обязанностей, возложенных  на них законом;

- бывших усыновителей, если усыновление  отменено судом по их вине;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и несут обязанности опекуна, попечителя.

Приемные родители могут повышать свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования.

На период ежегодного отпуска приемных родителей органы опеки и попечительства организуют летний отдых приемных детей.

Время работы в качестве приемных родителей засчитывается в общий трудовой стаж в соответствии с действующим законодательством.

Материальное обеспечение приемной семьи:

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающуюся ему пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности), которая перечисляется на счет открываемый для ребенка в кредитном учреждении в порядке установленном законодательством Республики Беларусь для детей, находящихся на полном государственном обеспечении.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района