Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………
2) систематическое посещение работниками ГСПЦ приемных семей, анализ работы приемных родителей по соблюдению прав ребенка рекомендуется проводить каждую неделю на протяжении первых 6 месяцев со дня помещения ребенка в семью, после 6 месяцев – по необходимости;
3) оценивание степени адаптивности ребенка в семье (через 1,5-2 месяца), когда в беседе с ребенком или при заполнении анкеты психолог выясняет степень адаптивности ребенка в семье и его эмоциональное состояние, на основании чего дает рекомендации приемным родителям;
4) планирование и осуществление работы по оказанию помощи приемной семье и детям в приемных семьях, консультирование относительно возникших проблем. Обучение приемных родителей ведению и анализу дневника наблюдений и карты сопровождения ребенка в приемной семье;
5) организация общения приемных семей, обмена опытом путем встреч приемных семей в ГСПЦ, обсуждением проблем, консультирования по интересующим вопросам;
6) организация взаимодействия приемной семьи с биологическими родителями, так как в соответствии с Положением о приемной семье приемные родители не должны препятствовать встрече детей с биологическими родителями. В каждом конкретном случае инспектором по охране детства рассматривается вопрос об организации таких встреч, дается специальное разрешение. Как правило, такие встречи происходят при участии социального педагога. Встречи могут быть запрещены, если подобные свидания отрицательно сказываются на детях;
7) выработка у приемных
родителей определенной позиции
по отношению к факту расставан
Деятельность специалистов, организаций и учреждений по социально-педагогическому сопровождению приемной семьи должна опираться на важнейшие принципы [16, с. 35]:
1. Принцип защиты
Данный принцип предполагает защиту прав ребенка и защиту прав приемной семьи в ходе ее социально-педагогического сопровождения.
2. Принцип помощи
Социально-педагогическое сопровождение должно быть направлено на оказание помощи и поддержку ребенку и приемным родителям на этапе подготовки, создания и жизнедеятельности приемной семьи.
3. Принцип взаимодействия
Социально-педагогическое сопровождение должно носить межведомственный характер. Это предполагает взаимодействие служб, учреждений систем образования, социальной защиты, здравоохранения, правоохранительных органов и органов власти.
Социально-педагогическое сопровождение должно строиться на союзе с приемными родителями.
4. Принцип индивидуального
Каждая приемная семья обладает своими собственными характеристиками, параметрами. Это требует подбора индивидуальных форм, методов работы с каждой приемной семьей.
5. Принцип конфиденциальности
Предусматривает взаимодействие и ребенком, приемной семьей на конфиденциальной основе. Вхождение (вмешательство) специалиста в семью должно быть четко обоснованно и мотивировано.
Отдел образования Октябрьского района г. Витебска предлагает следующую модель организации работы с приемной семьей, которая дает полное представление о том, какое место занимает каждая организация в работе с приемной семьей, и основные направления[14, с. 75] (см. рис 2.1).
которой является социально-психологическое сопровождение приемных и опекунских семей.
Задачи программы:
1. способствовать созданию
2. содействовать процессу
3. содействовать превышению
Этапы реализации:
1. создание научно-методической
базы для реализации программы:
подбор научно-методической
2. создание банка данных
3. осуществление социально-
4. анализ эффективности
Направления деятельности:
1. Социально-психологическое
Цель: оказание оперативной социально-психологической помощи приемным и опекунским семьям в решении возникших проблем.
Формы проведения:
- индивидуальное
Рис. 2.1.
Модель работы отдела образования
по организации работы с приемной семьей
Нормативно-правовая база по приемной семье
- семейное консультирование;
- групповое консультирование.
Ответственные специалисты – педагог-психолог, социальный педагог, врач-психотерапевт.
2. Социально-психологическая
Цель: выявление особенностей межличностного взаимодействия опекунов, приемных родителей и ребенка, а также их личностных особенностей посредством различных диагностических методик.
Выделяют следующие типы диагностического обследования: первичный, промежуточный и повторный.
Ответственные специалисты – педагог-психолог, социальный педагог.
3. Коррекционно-развивающая
Цели: - оптимизация внутрисемейных отношений,
- социализация ребенка, воспитывающегося в приемной и опекунской семье.
Формы проведения:
- индивидуальные коррекционно-
- групповые коррекционно-
- тренинговые занятия.
Ответственные специалисты – педагог-психолог, социальный педагог, врач-психотерапевт.
4. Психолого-педагогические и
Цель: содействие повышению уровня психолого-педагогической и социально-правовой культуры детей, приемных родителей и опекунов.
Формы проведения:
- индивидуальная и групповая беседа;
- открытый диалог;
- мини-лекции.
Ответственные специалисты – педагог-психолог, социальный педагог, методист.
5. Социально-диспетчерская
Цель: взаимодействие с государственными учреждениями и общественностью для организации эффективной работы с приемной, опекунской семьей.
Формы работы:
- сотрудничество с социально-
- взаимодействие ГСПЦ с
- организация и проведение
Участники программы:
- ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска;
- социально-психологические
- сектор охраны детства РОО Октябрьского района.
В ходе реализации программы должен быть создан банк данных приемных и опекунских семей Октябрьского района г. Витебска.
В рамках программы проходит психолого-педагогическое обследование кандидатов в приемные родители и опекуны, которое состоит их нескольких этапов: установление контакта, диагностика кандидатов, написание заключения.
В ГСПЦ проводится цикл групповых и занятий с кандидатами в приемные родители «Семь Я».
Цели:
- формирование психологической
готовности продуктивно
- помощь в решении будущих проблем и нахождении путей выхода;
- повышение психолого-
Таблица 2.1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
цикл групповых занятий с кандидатами в приемные родители «Семь Я»
№ п\п |
Тематика |
Цель |
Количество часов |
1 |
«Введение в курс» |
Знакомство с целями и задачами курса, создание благоприятных условий для работы в кружке; ознакомление с основными принципами работы группы |
2 |
2 |
«Перед началом устройства ребенка в семью» |
Стимуляция и развитие навыков самоанализа и рефлексии; знакомство с понятием «приемная семья», «адаптация», анализ ситуации помещения ребенка в семью; обучение способам установления контакта и налаживания взаимоотношений; обучение способам получения и использования информации о ребенке |
2 |
3 |
«Первый месяц жизни ребенка в замещающей семье» |
Знакомство с понятием «адаптация», с особенностями приемных детей, разбор трудных ситуаций, содействие укреплению уверенности и участников группы в собственном воспитательном потенциале |
2 |
4 |
«Профессия родитель» |
Стимуляция и развитие навыков самодиагностики; осознание собственной воспитательной стратегии; развитие умения справляться с трудными ситуациями |
2 |
5 |
«Трудный ребенок» |
Знакомство с понятием «трудное поведение»; ознакомление родителей с причинами – негативного поведений детей; развитие навыков сотрудничества |
2 |
6 |
«Практика общения с «трудными» |
Повышение коммуникативной компетентности родителей |
2 |
7 |
«Нормативно-правовые основы для организации и жизнедеятельности приемных семей» |
Повышение правовой культуры родителей |
2 |
8 |
«Партнерские взаимоотношения» |
Формирование представлений у родителей об адекватных методах воспитания; формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов |
2 |
9 |
«Подведение итогов» |
Завершение работы в группе, подведение итого» |
2 |