Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………
Также в ГСПЦ проводится цикл коррекционно-развивающих занятий для детей из приемных и опекунских семей «Психология успеха» (Приложение 1).
Цели:
- повышение уровня социальной
адаптации посредством
- создание условий для
- расширение знаний участников
о чувствах, эмоциях, создании условий
для развития способности
Таблица 2.2.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
цикл коррекционно-развивающихся занятий
для детей из приемных и опекунских семей «Психология успеха»
№ п\п |
Тематика |
Цель |
Количество часов |
1 |
«Здравствуйте» |
Знакомство участников. Создание благоприятной атмосферы группы. |
2 |
2 |
«Я и другие» |
Укрепление уверенности в своих возможностях строить хорошие взаимоотношения с другими |
2 |
3 |
«Мир вокруг нас» |
Формирование позитивного отношения к окружающему миру, повышение коммуникативной грамотности участников |
2 |
4 |
«Мы чувствуем» |
Привитие навыков рефлексии, адекватных методов выражения своих эмоций |
2 |
5 |
«Эффективное взаимодействие» |
Сформировать потребность положительного разрешения отрицательных чувств, возникающих в процессе взаимодействия |
2 |
6 |
«Твой внутренний мир» |
Формирование адекватного представления о себе. Развитие учения сотрудничать |
2 |
7 |
«Вчера. Сегодня. Завтра» |
Подведение итогов. Закрепление положительных результатов |
2 |
8 |
Семейный праздник «День семьи» |
Профилактика семейного неблагополучия |
2 |
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях
Ребенок, попавший в новую для него среду, нуждается в некотором времени для адаптации к лучившимся изменениям. Под психологической адаптацией ребенка в новой семье понимают приспособление его к нормам семьи и системе внутрисемейных взаимоотношений. Адаптация является и активным процессом, и результатом приспособленности ребенка к жизнедеятельности семьи. Соотношение этих двух компонентов определяет характер поведения ребенка и зависит от скорости, с которой он овладевает новой ролью – ролью члена семьи, сына или дочери, а также уровня его адаптивности.
Адаптивность – это врожденная или приобретенная способность к адаптации, т.е. приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Длительность процесса адаптации у разных детей разная. Существует два основных типа адаптационного процесса. Первый характеризуется тем, что ребенок пытается активно изменить ситуацию «под себя», например, занять лидирующую позицию в отношении кровных детей замещающего родителя. При втором типе ребенок старается быстро усвоить нормы и ценности семьи, соответствовать пожеланиям родителей.
В процессе адаптации ребенка в семье можно выделить несколько этапов [7, с.45]:
Первый этап – «Знакомство». Реакции ребенка на этом этапе будут зависеть от его возраста и личностных особенностей, а также длительности времени знакомства с усыновителями, опытом предыдущих посещений, опытом (или его отсутствием) жизни в своей семье, сложившимся образом семьи.
Маленькие дети (2 – 4 года), с младенчества воспитывавшиеся в интернатном учреждении, в начале первого этапа обычно испытывают сильную тревожность. Новые вещи, чужие запахи, непривычный уклад жизни, обилие незнакомых предметов и явлений (лифт, пылесос, газовая плита и т.п.), отсутствие людей, которым он привык доверять, могут сильно повлиять на эмоциональное состояние ребенка.В результате ребенок становится настороженным, может плакать и кричать. Нарушение сна, ночное недержание мочи, отсутствие аппетита, а также вспышки агрессии достаточно часто распространены в первые два-четыре дня. Вместе с тем, обилие новых впечатлений, осознание, что он нашел себе маму и папу, делает его радостно возбужденным, после того как первый шок от перемещения прошел.
В первые дни пребывания в семье ребенок отдает предпочтение какому-то одному из родителей. Чаще маме, иногда папе. Требуется время, чтобы он начал одинаково относиться к обоим родителям.
Дети постарше, если их готовили к жизни в новой семье и они имели достаточно времени для того, чтобы хорошо познакомиться с будущими родителями, также испытывают тревожность, но могут ее контролировать. При этом активные дети чувствуют себя более уверенно, они всем интересуются, разговаривают, пытаются обратить на себя внимание. Их поведение отличается желанием понравиться и угодить. Менее активные - делают попытки угадать желания родителей и отличаются послушанием и примерным поведением.
При отсутствии должной подготовки дети, которых внезапно поместили в семью, испытывают сильный стресс. Степень выраженности эмоциональной напряженности будет зависеть от разницы между условиями, в которых формировались адаптационные механизмы, и существующими условиями. Ребенок в первые дни не способен структурировать ситуацию в соответствии со сложившимися представлениями о самом себе и окружении. Он также не может использовать сформированные ранее приспособительные реакции. Поэтому в течение первых двух-трех дней ребенок, в зависимости от личностных особенностей, может плакать, стоять (сидеть) в течение дня у дверей, пытаться убежать, вступать в драки с родителями. Он может испытывать приступы тошноты и проблемы с пищеварением, иметь расстроенный стул. Помочь ему в этой ситуации может поддержка и доброжелательное объяснение правил семьи.
В этот период дети часто к месту и не к месту могут вспоминать своих родителей или детское учреждение. Они могут путаться в именах, забывать, где мама-папа. Могут собраться уйти с понравившимся им взрослым, использовать выражения «найду себе другую маму», «уходи» и т.п.
Окончание данного этапа характеризуется установлением приемлемых, равновесных для обеих сторон отношений. Родители и дети проявляют взаимную терпимость к стереотипам поведения друг друга.
Второй этап - «Экспансия». Ребенок уже знаком с основными правилами семьи и требованиями, которые родители ему предъявляют, однако он еще не испытывает к родителям привязанности. Кроме того, дети, которые имели опыт частых перемещений, продолжают рассматривать семью как временное прибежище. Несколько освоившись, и приняв как факт, что родители являются достаточно к ним терпимыми, дети возвращаются к знакомым им формам поведения. Это один из самых трудных этапов в становлении семьи. Среди поведенческих реакций детей в этот период - агрессивные выпады и выражения типа «всех убью». Ребенок может ломать игрушки, демонстративно не подчиняться, делать «на зло», на поцелуи и объятия реагировать укусами и щипками, плеваться, при этом, однако, оставаясь очень чувствительным, склонным к преувеличенным жалобам, тревожности и слезам. Он стремится утвердиться в новой семье, настаивая на своем даже в ущерб здравому смыслу. Контроль над ситуацией и родителями позволяют ему уменьшить все еще имеющую место тревожность. Негативное поведение этого периода вызвано желанием «проверить родителей на прочность», а также установить границы дозволенного.
Сон детей в этот период еще тревожен. Засыпая, они могут «укачивать» себя, часты случаи энуреза, дети практикуют «дурные привычки», приобретенные в неблагополучных семьях и интернатных учреждениях.
Третий этап - «Псевдоадаптация». Сориентировавшись в поведенческих границах и определив наиболее приемлемые формы поведения, дети становятся более спокойными и уравновешенными; вместе с тем, у большинства из них отмечается регресс в поведении. Они просят выполнить за них те дела, которые ими уже освоены: «одень меня», «покорми, как маленького», «покачай на ручках» и т.п. Часто спрашивают, любят ли их родители, и сильно тревожатся, если им надо на какое-то время с родителями расстаться. Все еще не редки случаи агрессивного поведения и детских обид, однако обращение к «дурным» привычкам случается все реже. В целом, становясь более послушными, дети в отсутствие взрослых могут затевать ссоры и не выполнять какие-то правила семьи. Бывают случаи воровства, обмана, сквернословия.
На этом этапе уже заметны изменения во внешности ребенка: меняется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, оживленным. Ребенок становится более доброжелательным и отзывчивым.
Третий период характеризуется внешней приспособленностью ребенка к жизни семьи. Вместе с тем ценности семьи еще не стали его ценностями.
Четвертый этап - «Привыкание». У ребенка исчезает напряжение, он практически не прибегает к «дурным привычкам», случаи ночного энуреза случаются только после перевозбуждения. Поведение становится более уравновешенным. При решении проблем ребенок часто обращается к родителям. Объятия и поцелуи спонтанны. Ребенок с удовольствием принимает участие во всех делах семьи, может объяснить, почему необходимо поступать так, а не иначе. Легко идет на уступки родителям.
Пятый этап - «Уподобление». Ребенок уже ничем не отличается от «домашнего». Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным. Между ребенком и родителями устанавливается взаимная привязанность. Ребенок охотно выполняет просьбы взрослого, не нарушает семейные правила. Появляется интерес к жизни в семье и чувство гордости за нее. У многих детей заметно внешнее сходство с родителями, являющееся показателем усвоения семейных ценностей.
Дурные привычки, как правило, преодолены. Ребенок с юмором вспоминает свое прежнее поведение, сочувствует родителям. Ослабевает напряжение, испытываемое при расставании с родителями.
Адаптационный период у большинства детей заканчивается через 8-9 месяцев жизни в семье. Условием успешного прохождения адаптации является правильное поведение родителей, которое заключается в терпеливом, доброжелательном, требовательно-последовательном и гибком отношении к ребенку.
Нами было проведено анкетирование по выявлению уровня адаптации детей в приемных семьях среди приемных детей (Приложение 2). Были выявлены некоторые затруднения при адаптации детей в приемных семьях. Об этом свидетельствуют ответы на следующие вопросы: например, на вопрос «Бывает ли, что контакты с кем – либо из членов твоей семьи тебя раздражают?» 80% респондентов ответили утвердительно и только 20% - отрицательно. На вопрос « Часто ли бывает так, что ты не находишь взаимопонимания в семье?» были получены ответы почти в равном процентном соотношении – 48% детей ответили «да», а 52% - «нет». Практически идентичные ответы были получены при ответе на вопрос «Легко ли в твоей семье ты достигаешь взаимопонимания?»: 56% - «да», 44% - «нет». В 44% семьях иногда проявляется невнимательность к приемному ребенку, в 72% семей иногда запрещают приглашать в гости друзей. С более подробными результатами можно ознакомиться в приложении 3.
Становится очевидным, что для облегчения воспитания в приемной семье следует проводить работу по повышению уровня адаптивности. Нами предложена программа для детей в приемных семьях.
Цели программы:
- обеспечение психологического
комфорта ребенка при
- первичная психолого –
- снятие последствий
- помощь в освоении новой ролевой позиции, позиции в школе, классе;
- помощь в установлении
- коррекция детско –
Наша программа рассчитана на 2006 – 2007 учебный год. Она включает в себя различные направления деятельности: психолого – педагогическая диагностика, психологическое просвещение, коррекционно – развивающее, консультативное.
Ответственные
за проведение форм программы:
специалисты УО «ГСПЦ
Содержание деятельности |
Сроки выполнения |
Ответственные за выполнение |
1.Первичная психолого –
1.1.Проведение анкетирования
по выявлению уровня 1.2. «Несуществующее животное»; 1.3. «Кинестетический рисунок семьи»; 1.4. Методика «Анализ семейного воспитания» |
Сентябрь - октябрь 2006 |
Педагог – психолог ГСПЦ, педагоги – психологи СШ Октябрьского района г. Витебска |
а) лекция; б) обсуждение конкретных семейных межличностных ситуаций; в) игры на вербальное и невербальное общение; 2.4. Проведение мероприятия « 2.5. Проведение беседы с приемными родителями на тему: «Приемная семья в вопросах и ответах»; 2.6. Проведение праздника « |
в течение 2006 – 2007 гг. |
Методист ГСПЦ, социальные педагоги ГСПЦ |
|
в течение 2006 – 2007гг. |
Педагоги – психологи СШ Октябрьского района г. Витебска, педагог – психолог ГСПЦ |
|
в течение 2006 – 2007гг. |
Педагог – психолог ГСПЦ, социальный педагог ГСПЦ, врач – психотерапевт ГСПЦ |
|
апрель – май 2007 г. |
Социальный педагог ГСПЦ, педагог – психолог ГСПЦ |