Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53

ЛИТЕРАТУРА………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 34.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

Ребенок, воспитывающийся в приемной семье, имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию, воспитанию.

Контакты родителей и ребенком допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком, его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органом опеки и попечительства.

На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства в размерах, установленных для  воспитанников опекунских (приемных) семей, и в порядке, определенном Министерством образования РБ и Министерством финансов РБ.

Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца перечисляются в кредитные учреждения на лицевые счета  приемных родителей (родителя), либо  выдаются по расходному кассовому ордеру.

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемных детей, пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги.

Денежные средства на содержание приемного ребенка выплачиваются приемными родителями в  течение действия срока договора, но не далее, чем до достижения ребенком возраста 18 лет.

Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Имущество, приобретенное для приемной семьи, за счет бюджетных средств принимается на баланс органом опеки и попечительства. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора вопрос о дальнейшей судьбе этого имущества решает орган опеки и попечительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

 

 

В первой главе был изложен материал по основам функционирования приемной семьи.

Были рассмотрены основные причины социального сиротства в РБ, а также формы устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них выделяется приемная семья как наиболее приоритетная форма, т. к. только в семье формируются и развиваются все главные качества личности, ее взгляды на жизнь и ценности.

Было раскрыто понятие «приемная семья», определена сущность этой формы устройства детей – сирот, условия содержания детей в приемной семье. Изучались закономерности процесса адаптации ребенка в приемной семье и выделялись этапы адаптационного периода ребенка:

1.адаптация к образу жизни  семьи;

        2.адаптация  к другим членам семьи;

        3.адаптация  к нормам и ценностям семьи;

        4.адаптация  к традициям, привычкам семьи.

 Выяснено, что на адаптацию ребенка в приемной семье влияют некоторые факторы:

1.возраст усыновителя;

2. национальность усыновителя;

3. материальный и культурный уровень семьи;

4. пол инициаторов усыновления;

5. наличие в семье родных детей;

6. отношение к приемной семье окружающих людей.

 Но существует ряд проблем и ошибок во взаимоотношениях приемных родителей и детей воспитании: отсутствие ценностных ориентиров и правил построения взаимоотношений в семье; степень принятия ребенка; дезадаптивная атмосфера в семье; приемный ребенок не соответствует ранее сформировавшимся представлениям родителей; смысловой барьер; ограничение активности и самостоятельности ребенка; эмоциональная холодность; проблема положения ребенка в приемной семье; отсутствие опыта взаимодействия в процессе воспитания ребенка; отсутствие специальных «традиций» самого ребенка; наказания за проступок; неадекватное поведение отца.

         Были описаны основные нормативно – правовые аспекты защиты детства и обеспечения приемной семьи, рассмотрены основные следующие документы: «Конвенция о правах ребенка», закон Республики Беларусь «О правах ребенка», Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.   

          Основным законодательным актом Республики Беларусь, регламентирующим деятельность приемной семьи, является «Положение о приемной семье», где отмечены такие важные моменты как:

1. порядок организации приемной семьи;

2. передача детей на воспитание в приемную семью;

3. права и обязанности приемных родителей;

4. материальное обеспечение приемной семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬ – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

 

 

2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям

 

 

в 1999 году в г. Витебске открыт государственный социально-педагогический  центр (ГСПЦ) в контексте реализации президентской программы «Дети Беларуси», в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (от 17 мая 1998 года). Вначале Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи (так он назывался со дня основания) был представлен всего 3  штатными единицами – директор, педагог-психолог и врач-психотерапевт. Помощь могли оказывать только экстренную, которая охватывала лишь незначительную часть учащихся и не предполагала комплексного подхода.

ГСПЦ сегодня – учреждение, занимающее важное место в системе работы по социально-психологическому сопровождению детей и подростков. Сейчас в его штате 8 специалистов: методист, 4 педагога-психолога, 2 социальных педагога, врач-психотерапевт. Специалистами разработаны проекты  программы  «Семья», «Здоровый XXI век», Межведомственный план совместной работы ГСПЦ, ИДН, КДН, проводятся циклы различных групповых занятий.

ГСПЦ – это учреждение системы образования, которое осуществляет социально-педагогическую, психолого-педагогическую, социально-медицинскую, социально-правовую, коррекционно-реабилитационную, профилактическую помощь лицам, нуждающимся в такой поддержке.

При поддержке местной администрации и отдела образования здесь создана служба, которая призвана заниматься  проблемами семьи.

Подержание осиротевших детей, их дальнейшее устройство и воспитание – актуальная проблема для г. Витебска и одно из направлений деятельности  ГСПЦ.

Работа по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в неродственные семьи проводится в г. Витебске с 1999 года.

Сегодня многие семьи желают взять на воспитание чужих детей, в тоже время необходима целенаправленная подготовка будущих родителей. Для этого разрабатывается программа социально-психологического сопровождения приемной семьи.

При создании приемных семей решаются 4 основных задачи:

1. Отбор кандидатов в приемные родители, создание банка данных кандидатов в приемные родители, обучение приемных родителей.

2. Подготовка ребенка (детей) для  передачи в приемную семью, подбор  семьи для ребенка.

3. Осуществление постоянного социально-психологического  сопровождения приемной семьи и детей в семье.

4. Работа с биологической семьей по вопросу возвращения в нее детей.

Процедура отбора приемных семей имеет следующую схему:

- рекламирование приемных семей, которое осуществляется через  средства массовой информации, рекламные щиты, выступление специалистов ГСПЦ на родительских собраниях в учреждениях образования, на предприятиях, через родительские объединения и использованием информации об опыте уже существующих приемных семей;

- регистрация кандидатов в приемные  родители, когда орган опеки и попечительства принимает заявления от граждан, желающих взять на воспитание приемных детей (заявления принимаются от всех граждан, кроме лиц, предусмотренных ст. 169-178 Кодекса РБ о браке и семье ). При этом социальным педагогом заполняется карта-информатор, и сведения о приемной  семье пополнят банк данных;

- диагностика кандидатов в приемные родители осуществляется специалистами ГСПЦ после направления инспектором органа  опеки и попечительства посредством «Анкеты для  приемных родителей», которая включает в себя личностную самооценку, историю семьи, характеристику образа жизни, религиозную принадлежность, состояние здоровья супругов, состояние бюджета семьи, распределение ролей в семье и  т.д.

Далее проводится психологическая диагностика: первичная беседа об особенностях  приемной семьи, выяснения содержания и особенностей профессиональной деятельности приемных родителей. При диагностике кандидатов в приемные  родители важно определять индивидуально-психологические свойства человека, его эмоциональное состояние, мотивацию на воспитание ребенка, выявить возможные особенности общения внутри семьи. Исследование семьи  кандидатов в приемные родители предполагает  применение набора разнообразных  методик и методов (беседа с кандидатами в приемные  родители, анкетирование, методика «16 личностных факторов» (16 PF) Р. Кэттелла, методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) А.А. Аладьина, анализ семейного воспитания (АСВ).

Заключение передается в органы опеки и попечительства. Документы хранятся в течение  2 лет со дня проведения обследования.

Инспектор по охране детства предлагает  кандидатам собрать документы, необходимые для создания приемной семьи, обращаться в органы правопорядка за получением  характеристики семьи, а также в наркологический кабинет. Социальный педагог  ГСПЦ и инспектор отдела по охране детства посещают будущую приемную семью  и заполняют анкеты. Социальный педагог вносит в анкету информацию, полученную непосредственно от членов семьи, в том числе и детей, если они есть, вносит в свои наблюдения о санитарном состоянии дома, визуальные наблюдения о психологическом климате в семье, уровне  материального достатка, физическом здоровье супругов, наличии вредных  привычек. Посещение семьи проводится 5-6 раз, при этом социальный педагог обследует  и социальное окружение  (соседей, коллег по работе, друзей, родственников) для получения более полной возможности для воспитания ребенка.

Затем проводится вводный курс обучения  кандидатов в приемные родители, который  включает теоретический курс и работу в тренинговом режиме, проводимую специалистами ГСПЦ. В ходе занятий участников знакомят  с особенностями детей, оставшихся без попечения родителей, и основными формами работы по адаптации ребенка в семье, документацией приемных родителей. Кандидатам выдается удостоверение.

Обязательно должен быть организован непосредственный контакт с ребенком (детьми)  в детском доме, приюте с целью проверки  на психологическую совместимость, взаимное привыкание и непосредственный подбор семьи для ребенка.

На основании заключения инспектор по опеке и охране детства оформляет юридические документы через решение исполкома, заключает договор, выдает документы.

Работа по подготовке кандидатов является длительным процессом и занимает 1,5-2 месяца. От последовательности и качества такой работы  зависит успех функционирования приемной семьи.

В тоже время большое значение имеет подготовка детей, лишенных родительского попечительства, к проживанию в приемной семье. Работа социального педагога и психолога ГСПЦ имеет следующую последовательность:

- установление контакта с ребенком, поддержание его, снятие эмоционально-напряженного  состояния, наблюдение за ребенком;

- диагностика интеллектуальной  и личностной сферы, поведения  и физического развития  ребенка, составление психологического портрета и карты планирования помощи ребенку;

- изучение биологического окружения  ребенка, работа с историей семьи;

- работа психолога с ребенком (детьми) по подготовке его к  жизни вне родной семьи;

- организация знакомства ребенка  с приемными  родителями, которая включает в себя  подготовку ребенка к встрече с приемными родителями, беседу со всеми членами приемной семьи по проблеме принятия ребенка, организацию пробного пребывания в семье (в части на выходной день), беседу с ребенком о правах и обязанностях в приемной семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Социально-педагогическое сопровождение  приемных семей

 

 

Работа с приемной семьей начинается  непосредственно после заключения приемными родителями договора на  передачу им ребенка (детей) на воспитание, трудового договора и имеет следующую схему:

1) углубленное обучение приемных  родителей по индивидуально разработанной  программе, которая подбирается  в зависимости от индивидуальных  характеристик принятого ребенка;

Информация о работе Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района