Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53

ЛИТЕРАТУРА………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 34.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

По мере взросления ребенка для него все большее значение может иметь позиция в классе, школе, дворовых группах, кружках, секциях и др. Возможно, что даже будет происходить своеобразная внутренняя борьба за самоутверждение в наиболее престижных коллективах. Но все равно для него самым главным должно быть стремление подтвердить свое положение в семье, поскольку именно в семье человек испытывает наибольший психологический комфорт.

9. Отсутствие опыта взаимодействия. Педагоги и родители, к сожалению, порой упрощенно понимают сущность воспитания и сводят его к сумме приемов воспитательного воздействия. Такое понимание  воспитания очень ограничено.

Правомернее рассматривать воспитание как взаимодействие, т.е. совместную деятельность взрослых и ребенка в процессе достижения разнообразных целей, в результате которого осуществляется развитие личности. В этом случае воспитание будет состоять в совместной организации интересных, практически полезных, увлекательных дел, в которых смогут участвовать родители, родные (если имеются) и приемные дети, другие люди. Это могут быть праздники, семейные концерты, вечера, трудовые дела, прогулки, походы, экскурсии, сбор грибов, ягод и др. В результате у детей будут формироваться соответствующие специальные умения и навыки (планировать, организовывать и контролировать свою работу), будут преодолеваться застенчивость, неуверенность и др.

Если родители хотят, чтобы приемный ребенок быстрее вошел, вжился в приемную семью, они должны учитывать возраст, разнообразные интересы, предъявлять ему все более усложняющиеся требования, все чаще ставить ребенка в позицию организатора совместных семейных дел, помогать оценивать их результативность, искать причины успехов и неудач.

10. Отсутствие специальных «традиций» самого ребенка. В сплочении семьи, в адаптации человека (ребенка) важную роль играют традиции, т.е. устойчивые позитивные формы деятельности, обычаи человека. Роль традиций заключается в формировании произвольных форм поведения, положительных переживаний.

Значение традиций в адаптации приемного ребенка к новым семейным условиям исключительно велико. По мере роста ребенок будет требовать, чтобы у него было все «как у папы и мамы» (у взрослых), следовательно, он принял традиции семьи и хочет, чтобы учитывались его потребности растущей личности.

Важно, чтобы формировались не только досуговые развлекательные традиции (празднование дня рождения ребенка, посещение новогоднего утренника, цирка и др.), но и познавательные (совместное чтение детских журналов, энциклопедических книг и др.), трудовые («своя» грядка на даче и др.), патриотические (поздравление дедушки-ветерана с различными праздниками, возложение цветов на братские могилы и др.) и др. Дети очень ценят «знаковость» традиций («мой» альбом с фотографиями, «мое» рабочее место и др.). Для приемных детей это особенно важно, поскольку у них в предыдущей семейной жизни, возможно, ничего «своего» и не было (любимая игрушка, «своя тарелка», чашка и др.).

11. Наказания за проступок. Эта проблема является одной из самых серьезных для приемной семьи.

Родителям, принимающим ребенка в семью, следует заранее продумать систему возможных его проступков и систему порицаний и наказаний, которую они допускают в отношении ребенка. Они должны быть готовы к тому, что ребенок может по каким-то причинам допускать безнравственные или даже противоправные проступки. Но поскольку они сознательно взяли ребенка на воспитание,  следовательно, они несут ответственность за меру воспитанности своего ребенка и  адекватность методов и средств, которыми ее добиваются.

Необходимо быть готовым к тому, что какие-то предпосылки  отклоняющего поведения у ребенка уже сформированы и он их принесет в новую семью, нужно учиться выделять различные формы этого поведения – непослушание, шалости, капризы, своеволие, недисциплинированность – и понимать вызвавшие их причины.

Талантливые родители постепенно формируют у себя широкий арсенал средств и поощрения, и наказания, вырабатывают позитивную оптимистическую установку в отношении ребенка. Они не скупятся на похвалы, широко используют контактное и бесконтактное поощрения нематериального порядка.

12. Неадекватное поведение отца. Приемный отец, естественно, является одним из главных участников воспитания усыновленного ребенка. Причем в отличие от матери, которая олицетворяет собой любовь и умиротворение, отец представляет собой активное, деятельное начало в семье.

Отцовское воспитание всегда специфично. Для девочки-дочери он выступает эталоном настоящего мужчины, рыцаря по отношению к женщине, джентльменом в обществе. Для мальчика-сына он, опять же являясь эталоном настоящего мужчины, выступает защитником семьи, организатором ее быта, хозяином дома, мастером-умельцем, эрудитом в разных областях, нравственным авторитетом.

Отец слишком серьезно относится к процессу воспитания как к одному из важных повседневных дел. Он не всегда склонен шутить, превращать воспитание в игру, просто общаться, а предпочитает поучать. Требования отца не всегда учитывают возрастные и индивидуальные возможности ребенка. Все это может  рано или поздно вылиться в ссору и даже конфликты между ним и приемным ребенком, привести к утрате взаимного доверия.

Особое внимание следует уделять правильному воспитанию мужественности у ребенка, т.е. подчеркиванию позитивных черт и компенсации негативных черт мужской психофизической конституции, мужского природного темперамента и характера.

Основа воспитания – личный пример родителей. Поэтому отцу не на словах, а на деле надо показывать способность действовать решительно и с полной мобилизацией сил на основе выработанного плана и сознательно принятого решения. Мужчина должен доказывать свой приоритет лидера, не подчиняя окружающих эмоциями, а практически беря ответственность на себя, внушая другим доверие компетентностью, собранностью и деловитостью.

Проблемы адаптации детей в приемной семье и возможные ошибки родителей не исчерпываются. Избежать наиболее конфликтных ситуаций приемные родители смогут с помощью накопленного опыта, а также при непосредственной помощи специалиста по социальной работе или социального педагога, который всегда будет готов разрешить любую  сложную ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Нормативно-правовые  аспекты защиты детства

и обеспечения деятельности приемной семьи

 

 

Права детей возникают из общепризнанных прав человека и означают в первую очередь ответственность взрослых перед детьми за их жизнь, развитие и жизнедеятельность. Сегодняшние дети – это граждане завтрашнего мира, их выживание, охрана и воспитание – обязательные условия развития человечества в будущем. Государство, которое хочет считаться цивилизованным, должно иметь специальную государственную политику, которая касается детей и семьи.

Права детей находятся в центре внимания Организации Объединенных Наций  с момента ее основания в 1945 году. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было возникновение Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в настоящее время главного механизма международной помощи детям. Но сначала специальных международных документов, посвященных правам ребенка, не было.

Первый документ, непосредственно посвященный правам детей, - это Декларация прав ребенка 1959 года, которая служила сильной моральной опорой борьбы за права детей мира.

В 1990 году была принята Конвенция о правах ребенка. Она стала своеобразной международной конституцией, которая наилучшим способом  обеспечивает интересы ребенка. Она состоит из 54 статей.  Все они построены на 6 основных принципах [1, с.93]:

1. Ребенок является личностью. У  этой личности есть свои специфические  права, которые все взрослые должны  уважать.

2. О приоритете интересов личности  ребенка над интересами государства. Ребенок не просто объект  защиты и опеки, но и имеет право высказывать свои мысли и быть активным участником при  осуществлении своих прав. В Конвенции во всех действиях в отношении к ребенку, независимо от того, осуществляются они государственными или  частными организациями, которые занимаются вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, в первую очередь внимание отдается наилучшему обеспечению интересов ребенка.

3. Каждый ребенок имеет право  на свою индивидуальность. Государства – участники обязаны уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусмотрено законом. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, он обеспечивается необходимой помощью и защитой для быстрого восстановления его индивидуальности.

4. Каждый ребенок имеет право  на семью. Всем  содержанием Конвенции  предусматривается  первоочередная  важность семьи для роста всех  ее членов и особенно ребенка. Государство обязано всеми возможными средствами поддерживать семьи, помогать им заниматься в должной степени своими детьми, сохранять их в семье. В преамбуле Конвенции написано, что семья – основная ячейка общества, ребенку для полного и гармонического  развития его личности необходимо расти в семейном окружении.

5. Особое внимание и защита  определенной категории детей, в  первую очередь тех, которые постоянно  или временно лишены своего  семейного окружения, детей с  особенностями психофизического  развития и тех, которые оказались в особо сложных жизненных ситуациях.

6. Государство должно  широко  информировать о правах детей, которые содержаться в Конвенции, как взрослых, так и детей.

Конвенция дает ребенку следующие права и отчетливо описывает государственную ответственность за их выполнение:

- каждый ребенок имеет право на жизнь и здоровье. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Ребенок имеет право на пользование наиболее развитыми услугами системы здравоохранения;

- каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства. Государство обеспечивает необходимый механизм оформления гражданства;

- государство обеспечивает каждому  ребенку все права без какой-нибудь дискриминации;

- дети не должны рассоединяться со своими родителями, кроме случаев, когда это делается компетентными органами в их интересах. Родители несут ответственность за воспитание ребенка, но государство должно оказывать им соответственную помощь;

- государство должно обеспечивать  защиту детей от причинения им физического или психологического насилия, в том числе от сексуальной эксплуатации;

- государство обеспечивает присмотр  за детьми, которые остались без  родителей. Процесс усыновления  определенным способом регулируется, должны быть подписаны международные соглашения, в которых предусматриваются гарантии и обеспечена юридическая помощь, когда приемные родители планирую вывезти ребенка из страны, где он родился;

- дети с особенностями психофизического  развития имеют право на специальное образование, помощь, которые обеспечиваются  государством;

- все дети имеют право на  бесплатное начальное образование, и обязаны получить его. Государство  должно защищать детей от экономической  эксплуатации и труда, который  может служить преградой в получении образования или принести ущерб их здоровью;

- школьная дисциплина должна  поддерживаться с помощью методов, которые отражают уважение человеческого  предназначения. Образование должно  воспитывать ребенка в духе  понимания, согласованности и терпимости;

- государство должно защищать  детей от незаконного употребления  наркотических средств, или от  участия их в производстве, или  торговле такими средствами;

- государство прикладывает все  усилия для  предупреждения кражи  и торговли детьми;

- смертная казнь или пожизненное заключение не присуждается за преступления, которые совершили лица до 18 лет. Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых и должны быть защищены от  жестокого обращения;

- дети, которые относятся к национальным  меньшинствам и коренным народам, должны свободно владеть своей собственной культурой, религией и языками.

Конвенция ООН – это мировой документ неоценимого педагогического значения. Авториторизм в отношении к детям и со стороны родителей, и со стороны педагогов широко распространяется в странах мира. Конвенция призывает взрослых и детей строить свои взаимоотношения на соответствующей морально-правовой основе.

Подписание Конвенции ООН Республикой Беларусь 26 января 1990 года и ее ратификация 28 июля 1990 года являются гарантией свободы и значимости белорусских детей, обязанностью нашей страны и дальше создавать условия, при которых они смогут воспитываться как личности и граждане. Высокоморальные принципы Конвенции ООН о правах ребенка направляют действия всех органов образования Республики Беларусь на их реализацию в конкретной жизни для того, чтобы уже в ближайшем будущем осуществлять  цивилизованные подходы к проблемам охраны детства,  обеспечения полноценного развития всех категорий [16, с.18].

Стержнем модели системы защиты прав ребенка в нашей стране является Закон РБ «О правах ребенка», который был принят 19 ноября 1993 года. Республика Беларусь – одна из немногих стран мира, которые приняли  национальные законы о правах детей [19, с.46].

Отличительной чертой этого Закона является то, что он формирует отношение к ребенку как к самостоятельной личности, которая родилась не для управления ею, а для личного счастья, для проявления своей индивидуальности, для максимально полного выявления идеи человеческой жизни.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района