Социально-психологические детерминанты командообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация

Краткое описание

Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

дисертация.doc

— 4.98 Мб (Скачать файл)

9 Положения, выносимые на защиту:

  1. Команда - это высшая форма развития совместной деятельности, которой присущи следующие основные особенности: наличие согласованных и принятых (интериоризированных) целей, ценностей и норм работы; социально-психологическая сплоченность и адаптивность поведения каждого по отношению к другим; развитая гибкая коммуникация; гибкая ролевая структура; высокий уровень самоконтроля деятельности и гибкое распределение ответственности; наличие, помимо базовых и специальных, общекомандных и управленческих компетенций; признание человека как личности во всем многообразии его особенностей и потребностей.
  2. Основными социально-психологическими детерминантами, которые отличают различные этапы развития группы, являются: общее видение, социально-психологическая структура, коммуникативная среда, ролевая структура, сфера ответственности и контроля, набор определенных компетенций и статус членов группы. Каждый из этих критериев максимально формализован и включает конкретные параметры, по которым группы разного уровня отличаются между собой.

3. Предлагаемая модель развития групп состоит из четырех этапов: 
диффузная   группа -  рабочая   группа  -  сплоченная   группа  -  команда.

•-•' Характерными чертами диффузной группы являются наличие общей цели групповой работы, социально-психологическая совместимость всех членов группы и наличие специальных компетенций у каждого члена группы. Этапу рабочей группы, помимо вышеперечисленных критериев, соответствуют отлаженная система коммуникации между членами группы и сформированная ролевая структура. К уже имеющимся характеристикам в сплоченной группе добавляются общекомандные и управленческие компетенции и сфера ответственности и контроля. Основными критериями, присущими исключительно команде, являются признание каждого члена группы как личности и наличие высокой степени самосознания у каждого члена группы и группы в целом.

 

10

  1. Технология командообразования должна строиться индивидуально для каждого объекта, исходя из существующей стадии и особенностей его развития.
  2. В связи с тем, что единой технологии командообразования не существует, предлагается комплекс диагностических процедур текущего состояния объекта и набор возможных упражнений для формирования программы тренинга и запуска процесса командообразования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в диссертации положения и выводы дополняют научные представления социальной психологии о процессах функционирования и развития малых групп, групповой психодиагностики и психокоррекции, основных составляющих процесса командообразования. Особенно значимым в теоретическом плане для социально-психологического знания является систематизация и анализ детерминант командообразования, разработка социально-психологической модели развития группы до уровня команды, а также выделение основных особенностей, присущих исключительно командному взаимодействию.

Практическая значимость исследования состоит в возможности экстраполировать его результаты на широкий спектр проблем, связанных с прикладными исследованиями в области командообразования. Данная работа может дать импульс к дальнейшему развитию и укреплению проблематики командообразования как самостоятельного направления прикладной отечественной социальной психологии. Помимо этого, предлагаемая модель развития группы до уровня команды может использоваться в разных областях практической социальной психологии для объяснения и систематизации групповых процессов.

Разработанный подход к технологии командообразования следует рассматривать как эффективный метод управленческого консультирования, направленного на организационное развитие, он может использоваться практикующими      профессиональными      психологами,      руководителями

 

11

различного рода организаций и специалистами в области кадрового менеджмента для формирования эффективных команд и оптимизации управленческой деятельности.

Результаты исследования также могут быть включены в программы курсов по социальной психологии, психологии управления, профессиональной психологии, а также применены в процессе преподавания спецкурсов, посвященных проблемам современного менеджмента и командообразования.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретико-методологическими принципами, истинность которых неоднократно подтверждалась научным сообществом, применением адекватного, апробированного методического инструментария, использованием обоснованных способов построения исследовательской выборки и применением комплекса математических методов обработки и анализа данных.

Апробация и внедрение результатов

Основные материалы диссертационного исследования представлены на 22-й, 23-й и 24-й Всероссийских научных конференциях молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, ГУУ -2007, 2008 и 2009 гг.), а также на Ежегодной конференции аспирантов и молодых ученых памяти Ю.А. Левады «Современное российское общество и социология» (Москва, ГУ-ВШЭ 2009). Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры социологии и психологии управления Государственного университета управления в период 2007-2009 гг.

Структура диссертационного исследования определена общей концепцией, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 132 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, и приложений. Основное содержание изложено на 161 странице. Работа проиллюстрирована 17 рисунками, 13 таблицами и содержит 14 приложений.

 

12

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ

В данной главе рассматривается современное состояние отечественных и зарубежных исследований вопроса командообразования в системе социально-психологического знания. Анализ данной проблематики целесообразно начинать с определения границ самого понятия «команда», его соотношения с такими понятиями как «малая группа» и «коллектив». Помимо этого важной проблемой становится рассмотрение существующих моделей командообразования, т.е. теоретических схем развития группы до уровня команды. В конце главы уделяется внимание современным технологиям командообразования, методам оценки и диагностики группового состояния, которые существуют на сегодняшний день в мировой практике социальной психологии, а также формулируются общие выводы по данной части.

1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии

В настоящее время вопросам определения, формирования, развития и т.д. команды уделяется огромное внимание со стороны теоретиков и практиков в области менеджмента, социальной психологии, управленческого консультирования и организационного развития. С одной стороны это говорит о большой популярности командного подхода в управлении организацией, но в то же время приводит к отсутствию интегрированной теоретической концепции и порождает множество проблем. Одной из основных является проблема определения понятия «команда», а также соотношение этого понятия с такими социально-психологическими категориями, как «малая группа» и «коллектив».

С одной стороны каждая команда состоит из группы людей, и поэтому она может быть названа малой группой. При таком понимании разработка

 

13 проблем команд имеет более чем 100-летнюю историю исследования тех или иных явлений малой группы, тж. проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной в социальной психологии. Интерес к ним настолько велик, что в каком-то смысле всю традиционную социальную психологию можно рассматривать как социальную психологию малых групп. Не вдаваясь в подробности, кратко изложим основные методологические позиции изучения малых групп в отечественной и зарубежной социальной психологии.

В настоящее время в зарубежной социальной психологии сформировано несколько основных теоретических подходов, которые в той или иной мере определили развитие групповой психологии:

1. Теория поля берет начало в работах К. Левина [119]. Центральная 
идея заключается в том, что законы социального поведения следует искать 
путем познания социальных и психологических сил, его детерминирующих. 
Какой-либо целостной теории группы в рамках данного подхода создано не 
было, однако он дал импульс разработке частных теорий групповой 
психологии (теории сплоченности, социальной власти, соперничества — 
сотрудничества, образования групп и т.д.).

2. Интеракционистская концепция [100] предполагает, что группа 
представляет собой систему взаимодействующих индивидуумов и все 
аспекты группового поведения могут быть описаны, исходя из анализа 
взаимосвязей между следующими тремя основными элементами: 
«индивидуальная активность», «взаимодействие» и «отношение».

3. Теория систем [54] анализирует группу как систему 
взаимозависимых позиций и ролей, делая акцент на групповых «входах» и 
«выходах» и рассматривая группу как открытую систему.

  1. Социометрическое направление [123] исследует группу через ее внутригрупповые формальные и неформальные отношения.
  2. Психоаналитический подход основывается на работах 3. Фрейда и его последователей [86; 102]. Здесь внимание преимущественно уделяется
  3.  

14 мотивационным  и  защитным  механизмам  личности.  Этот  подход  лег в основу ряда теорий групповой динамики.

  1. Общепсихологический подход [108; 122] состоит в предположении, что многие представления общей психологии, применимы к анализу группового поведения, например, анализ взаимодействия через анализ научения, явлений когнитивной сферы, мотивации.
  2. Эмпирико-статистическое направление [1] заключается в том, что главные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, а не формулироваться априорно.

 

  1. Формально-модельный подход [104] базируется на формальном моделировании группового поведения с использованием математического аппарата теории графов и теории множеств.
  2. Теория подкрепления [113; 118] говорит о том, что поведение индивидуумов в группе зависит от двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов, или наказаний (отрицательные подкрепления).

Советская социальная психология к проблеме малых групп подходит с принципиально иных методологических позиций. Малая группа рассматривается как звено системы общественных отношений, как проводник идей больших социальных групп каждой конкретной личности. Здесь выделяются четыре основных исследовательских подхода:

1. Деятельностный подход является основой развития 
стратометрической концепции А.В. Петровского [58; 59; 67], программно- 
ролевой концепции группы М.Г. Ярошевского [99] и модели социально- 
перцептивных процессов в совместной деятельности Г.М. Андреевой [2].

  1. В рамках социометрического направления в качестве основного методического средства познания группы используются те или иные варианты социометрического теста [31].
  2. Параметрическая концепция, разработанная Л.И. Уманским [81], говорит  о  том,   что   поэтапное   развитие   малой   группы   осуществляется
  3.  

15 благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Наиболее    значительные    исследования,    выполненные    в    рамках    этой концепции,   касаются   организационных,  эмоциональных   и   динамических характеристик группы.

4. В рамках организационно-управленческой концепции группа представляется как субъект управления [91].

Лучше всего современный взгляд на сущность малых групп выражен в определении Г.М. Андреевой: «Малая группа — группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [2, 227]. Таким образом, малыми группами являются только те группы, в которых индивиды имеют личные контакты каждый с каждым. Это и является основным признаком малой группы. Однако вполне очевидно, и большинство авторов поддерживают это мнение [116; 117; 131], что команда означает намного больше, чем просто группа. Каждая команда - это малая группа, но не каждая малая группа - команда. На современном этапе развития социальной психологии однозначно констатируется, что команда является высшим этапом развития группы. В связи с этим необходимо рассмотреть проблему соотношения понятий «команда» и «коллектив», т.к. для отечественной социальной психологии не характерно использования термина «команда», а для определения особого высшего уровня развития группы использовалось понятие «коллектив».

Широкое распространение термина «коллектив» для обозначения высшего уровня развития группы в советской социальной психологии связано с определенной традицией исследования коллектива в отечественной науке. В основе этой традиции лежит марксистское представление о*том, что коллектив - это специфическая форма организации людей социалистического общества [2, 238]. Для Маркса настоящий коллектив не может сформироваться в условиях существования антагонистических классов,  коллективный  труд  является  свободным  трудом   и   основан  на

Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования