Социально-психологические детерминанты командообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация

Краткое описание

Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

дисертация.doc

— 4.98 Мб (Скачать файл)

позиционирование участников;

 

23

Гибкое распределение и  перераспределение ответственности между членами команды;

Общее видение ситуации и стратегических целей команды;

Активное овладение членами команды процедурами взаимодействия;

Члены команды имеют полномочия управлять рабочим процессом для достижения общей цели.

В этом параграфе была проанализирована проблема определения понятия «команда» и проблема соотношения команды с группой и коллективом. Соответственно представленные выше особенности и определение понятия «команда» - это продукт анализа и оригинальной интерпретации различных теоретических источников (зарубежных и советских/российских). Однако, на наш взгляд, представленный перечень особенностей, присущих исключительно командам далеко не полон и требует доработки, поэтому далее во второй главе будет предложен оригинальный концептуальный взгляд по данному вопросу. Сейчас же перейдем к рассмотрению существующих моделей развития групп до уровня команды.

1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии

Существует достаточно большое количество точек зрения по поводу развития группы, что позволяет составить довольно широкую, хотя и очень пеструю, картину динамики реально разворачивающегося процесса. Одной из основополагающих задач работы является построение социально-психологической модели развития группы до уровня команды, т.к. такой общей модели не существует, а имеющиеся варианты зачастую не включают в себя все возможные стадии, их трудно приложить ко множеству реально функционирующих групп и т.д. Однако в данном параграфе остановимся на рассмотрении   некоторых   наиболее   значительных   подходов   к   анализу

 

24 группового функционирования в отечественной и зарубежной социальной психологии, а анализ авторской модели командообразования проведем во второй главе.

В советской социальной психологии существует несколько подходов к развитию группы, которые фиксируют те или иные стадии и уровни в этом движении. Следует особо подчеркнуть, что для советской социальной психологии не характерно понятие «команда», а высший этап развития группы характеризуется понятием «коллектив».

Одна из наиболее фундаментальных моделей развития групп, содержится в стратометрической концепции, или психологической теории коллектива, А.В. Петровского [58; 59; 67]. В основе всей модели лежит положение о том, что «деятельностное опосредование выступает как системообразующий фактор коллектива» [58, 206].

Здесь группа представляется как состоящая из трех слоев-страт:

Центральное положение занимает сама предметная деятельность группы, причем это обязательно социально-позитивная деятельность. Она задана той социальной системой, в которую данная группа включена. Для выявления степени развития выделяются следующие критерии:

  1. оценка выполнения группой основной общественной функции;
  2. оценка соответствия группы социальным нормам;

3) оценка способности группы обеспечить каждому её члену 
возможности для развития.

Второй слой — ЦОЕ («ценностно-ориентационное единство») -отражает отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам. Здесь фиксируются не только совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, но и развитие мотивации членов группы, идентификация с группой и т.д.

Наконец, последний слой — это непосредственные контакты между членами группы, основанные на эмоциональной симпатии или антипатии,

 

25 где   ни   цели   совместной   деятельности,   ни   общезначимые   ценностные ориентации не имеют решающего значения.

Для определения уровня развития группы А.В. Петровский выделяет два основных вектора:

Первый - степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности. Этот вектор дает возможность отделить «диффузные группы» от более высокоразвитых групп.

Второй вектор — общественная значимость групповой деятельности — позволяет вычленить коллектив среди других высокоразвитых групп.

Эти вектора образуют пространство, в котором можно расположить все группы, функционирующие в реальном обществе, причем вектор опосредованности имеет одностороннее направление, а вектор значимости деятельности позволяет расположить группы по обе стороны от нулевой точки.

Общая схема данной концепции представлена на рис. 1, который приведен ниже.

Общественная значимость деятельности







О

н о Я

CD

Я

СҐ

о а о о .43 о

о

я

я я о о

я

Рис.    1.   Типология   групп   в   стратометрической   концепции   А.В. Петровского (приводится по [2]).

 

26 Обозначенные пять фигур соответствуют разным типам групп:

  1. Коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям);
  2. Общность с высокой степенью общественной значимости, но низкой степенью опосредованности (например, только что созданная группа, где еще нет коллективных отношений);
  3. Асоциальная группа, где высока степень опосредованности межличностных отношений антиобщественной деятельностью (например, преступная группа, банда, мафия);
  4. Асоциальная группа с низкими показателями по обоим критериям;
  5. Диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность).

Позитивной стороной подобной схемы группового развития является отчетливая реализация в ней принципа деятельности, позволяющая вывести анализ проблемы за пределы отдельно взятой малой группы и рассмотреть ее в системе функционирования множества различных групп. Однако существенным недостатком стратометрической концепции группового функционирования является сложность ее конкретного приложения к множеству реально функционирующих групп [53].

Следует отметить, что далеко не все исследования развития групп в советской социальной психологии шли в русле этой концепции, хотя основные позиции, представленные в ней, разделяются большинством авторов. Так близким к предыдущему по исходным концептуальным позициям оказывается параметрический подход (или функционально-структурный) к исследованию групп Л.И. Уманского [81]. В основе подхода лежит представление о социально-психологических параметрах группы, являющихся отличительными признаками развития группы как коллектива.

Такими обязательными параметрами являются:

Содержание нравственной  направленности группы - интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации;

Организационное единство группы;

 

27

Групповая подготовленность в сфере реализации совместной деятельности;

Психологическое единство — интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях. В   этой  модели  устанавливается   континуум   реальных   групп  -  от

момента объединения незнакомых людей ради определенной совместной деятельности до коллектива и прослеживается отличия по каждому из параметров одной стадии от другой. Есть еще вторая координата в данной типологии, которая предназначена для определения меры влияния группы на личность. Срединную точку этого континуума занимает группа-конгломерат, т.е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу - коллективу связано с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий — кооперации и автономизации. Причем между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.

Отдельно необходимо подчеркнуть, что этот континуум имеет не только нулевую точку (момент создания группы), но и отрезок отрицательной протяженности, соответствующий группам антисоциального характера — дезинтеграция, интраэгоизм, антиколлектив. Однако путь движения группы в сторону антиколлектива исследователями скорее намечен, нежели обстоятельно изучен.

А вот схема позитивной ветви описанного выше континуума в теоретическом и эмпирическом плане проработана весьма серьезно. В отличие от представителей стратометрической концепции исследователям данного направления удалось операционализировать описанную схему к реально    функционирующим   группам,    прибегая   как   к   общепринятым

 

28 методическим   средствам,   так   и    используя   нетрадиционные   образно-символические приемы.

Общая схема имеет вид,  представленный  на рис.  2  (приводится с сокращениями, полностью - см. [81, 81]).

Коллектив


Группа-автономия

Группа-кооперация 

Зона положительного влияния группы на личность

 

Зона отрицательного влияния группы на личность 

Дезинтеграция

Интраэгоизм

Антиколлектив

Рис.    2.    Типология    групп    в    параметрической    концепции    Л.И. У майского.

К возможным путям совершенствования данной схемы относят:

  1. дальнейшее уточнение выделяемых этапов коллективообразования (а возможно, и расширение их списка);
  2. более дифференцированный   поэтапный  анализ  развития различных сфер жизнедеятельности группы;
  3. необходимость разработки нормативных (в том числе количественных) характеристик различных уровней групповой динамики;
  4. более глубокое изучение деструктивной линии жизни коллектива [2]. Интересно отметить, что советские исследователи выделяли особую

стадию развития группы - приобретение ею элементов корпоративности, становление корпорацией. К корпорациям обычно относили псевдоколлективы, группы бизнесменов, религиозные общины, банды, в то время как к коллективам - коммунистические коллективы, бригады коммунистического труда, творческие, трудовые, учебные коллективы [59].

 

29

Виднейшим представителем отечественной педагогики,

разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко [42]. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов), которые представлены на рис. 3.

ЭТАП1


Требования

руководителя -

становление коллектива 

ЭТАП 2

Формирование

актива -

требования актива 

ЭТАПЗ

Формирование

коллектива - требования

коллектива

Рис. 3. Процесс коллективообразования по А.С. Макаренко.

Первая стадия - становление коллектива. В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога или руководителя, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т.д.) превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения определяются содержанием совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива — педагог или руководитель, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. На второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются  рядом  особых  качеств,  достигнутых   на  предыдущих этапах

 

зо

развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

К основным недостаткам теории коллективообразования А.С. Макаренко, на наш взгляд, можно отнести следующие:

  1. Запуск процесса коллективообразования начинается с требований и целей руководителя или педагога. Переход ко второму этапу возможен благодаря появлению актива в группе. При этом никак не описано, какие механизмы лежат в основе формирования этого актива, просто постулируется, что сама по себя совместная деятельность определяет процесс, коллективообразования. На наш взгляд, это не вполне верно, т.к. каких-либо конкретных методик и техник не приводится.
  2. Основной упор в теории А.С. Макаренко сделан на воспитательных целях коллектива. На наш взгляд, такой подход действительно мог иметь право на существование в советское время, однако сейчас необходимо учитывать другие направления в вопросах развития группы, а именно эффективность    реализации    поставленной    цели,    быстрота    принятий

Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования