Социально-психологические детерминанты командообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация

Краткое описание

Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

дисертация.doc

— 4.98 Мб (Скачать файл)

 

178

 

12

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать

споры.

Б. Я даю возможность другому остаться в чем-то при своем мнении,

если он также идет мне навстречу.

 

13

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

 

14

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его

взглядах.

Б.  Я  пытаюсь  показать  другому  логику  и   преимущества  моих

взглядов.

 

15

А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши

отношения.

Б.    Я    стараюсь    сделать    все    необходимое,    чтобы    избежать

напряженности.

 

16

А. Я стараюсь не задеть чувства другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

 

17

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б.    Я    стараюсь    сделать    все,    чтобы    избежать    бесполезной

напряженности.

 

18

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

 

19

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б.  Я  стараюсь  отложить  решение  спорного  вопроса,  чтобы  со временем решить его окончательно.

 

20

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас

обоих.

 

21

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям

другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

 

22

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания.

 

23

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б.  Иногда  я  предоставляю  возможность  другим   взять  на  себя ответственность за решение спорного вопроса.

 

24

А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь

пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

 

25

А.  Я пытаюсь показать другому логику  и  преимущества  моих

взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям

другого.

 

26

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания

каждого из нас.

 

 

179

 

27

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать

споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность

настоять на своем.

 

28

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б.  Улаживая ситуацию, я обычно  стараюсь найти поддержку у

другого.

 

29

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б.   Думаю,   что   не   всегда   стоит   волноваться   из-за   каких-то

возникающих разногласий.

 

ЗО

А Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы

совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться

успеха.

 

Подсчет баллов теста

 

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

     

А

Б

2

 

Б

А

   

3

А

     

Б

4

   

А

 

Б

5

-

А

 

Б

 

6

Б

   

А

 

7

   

Б

А

 

8

А

Б

     

9

Б

   

А

 

10

А

 

Б

   

11

 

А

   

Б

12

   

Б

А

 

13

Б

 

А

   

14

Б

А

     

15

     

Б

А

16

Б

     

А

17

А

   

Б

 

18

   

Б

 

А

19

 

А

 

Б

 

20

 

А

Б

   

21

 

Б

   

А

22

Б

 

А

   

23

 

А

 

Б

 

24

   

Б

 

А

25

А

     

Б

26

 

Б

А

   

27

     

А

Б

28

А

Б

     

29

   

А

Б

 

30

 

Б

   

А


 

180

Приложение 5 Определение психологического климата в группе (авторская методика)

Оцените, пожалуйста, каждое суждение из таблицы по тому, насколько оно соответствует всем или большинству членов той группы, в рамках которой Вы ежедневно работаете. Отметьте в шкале, представленной справа,

соответствующий вариант ответа любым знаком (например, значком «+»).

 

 

Совершенно согласен

Скорее согласен, чем несогласен

Ни то, чтобы согласен, ни то, чтобы не согласен

Скорее не согласен, чем согласен

Совершенно не согласен

1

Конфликтуют и ссорятся друг с другом по мелочам

         

2

Единодушны в оценке стоящих перед командой проблем

         

3

Мало доверяют друг другу

         

4

Берут на себя руководство, если этого требует ситуация

         

5

Бесконфликтно распределяют между собой обязанности и полномочия

         

6

Имеют разные точки зрения по ключевым вопросам

         

7

Обсуждение того, что и как нужно делать, вызывает серьезные разногласия

         

8

Одинаково оценивают распределение обязанностей

         

9

Не оказывают помощь друг другу

         

10

Принимают на себя обязанности других членов группы, если это необходимо

         

11

Имеют разные сферы интересов, которыми занимаются на досуге

         

12

Подменяют друг друга на работе при необходимости

         

13

С трудом перестраиваются в процессе деятельности, если этого требует ситуация

         

14

Одинаково оценивают качества личности, необходимые в команде

         

15

Интересы различных членов команды вызывают противоречия

         

16

Жертвуют своими интересами ради интересов других людей и команды в целом

         

 

181

Шкала 1-2-3-4-5 -Суждения 1, 3, 6, 7, 9, 11, 13, 15.

Шкала 5-4-3-2-1 - Суждения 2, 4, 5, 8, 10, 12, 14, 16.

По данным шкалам подсчитываются количество баллов, набранных каждым членом группы. Затем эти сырые баллы переводятся в тестовые баллы по формуле: Т* 10/80 (где Т - количество набранных баллов).

Шкала может быть представлена следующим образом: Меньше      2     -     отсутствие      какой-либо      социально-психологической совместимости.

От 2 до 4 - низкий уровень социально-психологического климата. От 4 до 6 - средний уровень социально-психологического климата. От 6 до 8 -хороший уровень социально-психологического климата. От 8 до 10 - высокий уровень социально-психологического климата.

Данные для расчета баллов по методике

(на примере проведенного исследования реально функционирующей

группы)

№ вопр / Уч-к

Уч-к1

Уч-к 2

Уч-кЗ

Уч-к 4

Уч-к 5

Уч-к 6

1

2

5

4

5

5

5

2

1

4

3

4

4

5

3

4

4

5

5

4

5

4

1

4

4

4

5

4

5

2

4

4

5

5

5

6

2

4

5

4

4

4

7

5

3

4

5

5

1

8

3

2

4

5

1

1

9

1

2

4

5

3

4

10

1

5

5

5

5

5

и

1

5

5

5

5

5

12

4

4

4

5

4

5

13

1

2

4

3

1

2

14

1

3

5

5

5

5

15

2

5

5

4

5

5

16

2

3

2

5

4

5

Сырые баллы

33

59

67

74

65

(56

Тестовые

баллы

4,1

7,3

8,4

9,2

8,1

8,2


 

182

Приложение 6

Тестовый материал к методике «Деловые ситуации»

Пожалуйста, ответьте на вопрос или фразу, которые произносит нарисованный на картинке участник ситуации. Поставьте себя на место отвечающего. Подходите к ответу серьезно, шутливый ответ не годится. На каждый из вопросов отвечайте вдумчиво но и быстро. Напишите не то, что вы сделаете, а то, что ответите человеку (какая мысль возникнет у вас сразу после прочтения вопроса и рассмотрения картинки).



(    К сожалению/л я не смог привезти вам положительный ответ из министерства.



 

1.

Я уже вам гово 
рила, что проносить 
через проходную 
предметы такого 
размера запре 
щено. / 

(   2.

 


По утвержден-   \ ным недавно правилам, н таких заяв-   I ках должна быть еще подпись главного бухгалтера. 

183 

Простите, но

в вопросах деталировки

я более компетентен.

 



Вочмуги-телыго, руководство проекти доверили другому лицу, когда основные технические решения принадлежат вам.

Я выделяю



людей на эти

работы, но план

будет поставлен

под угрозу. 

4.

 



f Это ужасно, вы *\

загубили проект,

над которым

работала вся

группа.

Опять ваши сотрудники нарушают правила пожарной безопас ности



 

гт.

 





[     Бы давно     \

обещали это

место мне,

а назначили

НН.



А вы,

оказывается,

карьерист.



184







Я смену закончить эту работу только

за [ггра.



Затакое решонпсвам

придется краснеть на

совещании.



і\



 

 







После

такого отчета едва ли вы удержите

первое место.



Ваша

заявка

сосгапленз

неітр .-шильно,

поэтому

машинного

времени для

вашего отдела

не выделено



 

 

185



С человеком,

Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования