Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативная компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: сюжетно-ролевые игры будут выступать в качестве средства формирования коммуникативной компетентности.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Понятие и структура коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..8
1.2. Возрастные особенности коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………17
1.3. Игра как средство формирования коммуникативной компетентности......................................................................................................30
Выводы по первой главе………………………………………………………...43
Глава 2. Экспериментальное изучение игровой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровней коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...45
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста……........................59
2.3. Анализ реализованных мероприятий по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...66
Выводы по второй главе………………………………………………………...78
Заключение ………………………………………………………………………80
Библиографический список……………
Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Выводы по первой главе………………………………………………………...
Глава 2. Экспериментальное изучение игровой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровней
2.2. Организация работы
по формированию
2.3. Анализ реализованных
мероприятий по формированию
коммуникативной
Выводы по второй главе………………………………………………………...
Заключение …………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..84
Приложения …………………………………………………
Введение
Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно новым требованиям государственного стандарта образовании в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: М.И. Лисиной, В.А Кан-Калика Н.Д Никандрова, А.Б. Добрович, Т. А. Репиной, Е.О Смирновой, Ф. Хопкинса и др.
В настоящее время
Исследования показали, что дети 6-7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком.
Именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач. (Е. И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленская, В.И. Верещагина и др.)
Е. В. Бондаревская отмечает, что в общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер.
В современном дошкольном образовании развитии коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования. В то же время именно становление вполне определенных форм общения является необходимой предпосылкой готовности к школе.
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от педагогов детского сада. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми.
При выполнении дипломной работы выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости решения проблем формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности и не достаточной разработанностью данного вопроса в психолого-педагогической литературе.
Исходя из данного противоречия определяется проблема исследования – изучение игровой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативная компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: сюжетно-ролевые игры будут выступать в качестве средства формирования коммуникативной компетентности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Для проверки гипотезу и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретико - методологической основой исследования являются:
положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, учения о деятельности; о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.), положения о компенсаторной направленности обучения и воспитания детей (Л.А. Данилова, О.Е. Грибова, Н.А. Смирнова, Л.М. Шипицына и др.), о взаимосвязанном развитии личности и общества, теория общения (М.И.Лисина), теория развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский), теория личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
База исследования: МАОУ Тумановская СОШ д/с «Ручеек».
Этапы исследования:
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации психолого-педагогического знания по проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты исследования могут использоваться психологами детского сада, воспитателями для создания оптимальных психолого-педагогических условий формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Апробация работы: проводилась при написании, в процессе защиты дипломной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности». Результаты исследования обсуждались на методических объединениях Р.М.О.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 50 наименований, 7 приложений, 27 таблиц и 12 рисунков.
Общий объем работы 91 страница компьютерного текста.
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Одной из важнейших задач
дошкольного образования
При выборе критериев результативности
дошкольного образования
Определены основные параметры готовности ребенка к обучению в школе: 1. Определенный уровень развития психических процессов; 2. Эмоционально-мотивационная готовность; 3. Наличие произвольности поведения; 4. Сформированность коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность позволяет ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески [22].
Коммуникация, по мнению психологов – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями [48].
Компетентность
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия [8].
Общение – это один из значимых компонентов коммуникативной компетенции, состоящее в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке [15].
В дошкольном возрасте происходит
одно из важнейших «приобретений» ребенка
в его коммуникативном
Именно в дошкольном возрасте происходит, по словам А.Н.Леонтьева, фактическое складывание личности человека. [37].
Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписанными законами и правилами. С возрастом это вызывает расстройства в поведении и характере.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка [44].