Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативная компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: сюжетно-ролевые игры будут выступать в качестве средства формирования коммуникативной компетентности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Понятие и структура коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..8
1.2. Возрастные особенности коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………17
1.3. Игра как средство формирования коммуникативной компетентности......................................................................................................30
Выводы по первой главе………………………………………………………...43
Глава 2. Экспериментальное изучение игровой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровней коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...45
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста……........................59
2.3. Анализ реализованных мероприятий по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...66
Выводы по второй главе………………………………………………………...78
Заключение ………………………………………………………………………80
Библиографический список……………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Процедура знакомства состоит  из представления каждого участника  себя группе (в данном случае тренеру) и выборе себе удобного тренингового имени, которое пишется на специальных листочках, любым удобным цветом, и крепится на одежду, в последствии, это имя и будет использоваться в работе. Также участникам предлагается рассказать немного о себе, своих увлечениях и о некоторых целях, которые они ставят перед собой, входя в тренинговую работу.

Во время проведения процедуры  знакомство велось тщательное наблюдение за поведением участников группы, за их восприятием выступлений других детей, которое показало о наличии  между несколькими ребятами неприязни  и отвержения. Также особое внимание уделялось самому характеру выступления, его развернутости, открытости.

2. Формирование норм и правил в группе.

Правила в группе вводятся поэтапно и первоначально задаются ведущим.

Ниже перечислены основные нормы поведения, при объяснении на каждом из них следует остановиться отдельно:

1. Умейте слушать друг  друга 

Это означает необходимость  смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

2. Обращение по имени

В группе необходимо называть участников по имени и не говорить о присутствующих в третьем лице.

3. Проявляйте уважение

Открытость в высказываниях  появится лишь тогда, когда ученики  усвоят, что можно не соглашаться  с чьим-то мнением, но недопустимо  высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

4. Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)

Все участники должны собираться до установленного времени.

5. Конфиденциальность

То, что происходит на занятии, остается между участниками.

Данный закон облегчает  включение участников в групповые  процессы, способствует их самораскрытию.

6. Каждый говорит за себя, от своего имени

Стоит говорить не "Все  считают, что...", а "Я считаю, что..."

II. Проводя цикл игр с детьми старшего дошкольного возраста следует отметить, что данные игры хорошо проявили общую эмоциональную атмосферу в группе и особенности взаимоотношений между участниками. Наблюдался средний уровень активности, хотя и следует отметить достаточно высокую степень заинтересованности в выполнении задания практически всех участников работы.

После окончания каждого  занятия мы переходили к его обсуждению, где каждый участник мог высказаться, рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся. Наиболее активное участие в обсуждениях принимали Даша Б., Ксюша Б., Иван В., Карина Н. вовлекая в обсуждение других ребят, тем самым стимулируя их заинтересованность в общей работе.

III. Подведение итогов работы группы.

Завершение работы группы является важным этапом, во многом определяющим ее успешность.

Была проведена оценка работы группы, а также оценка качества проделанной работы каждого из участников тренинга. Всем предоставлялась возможность  высказать свое мнение и впечатление, проанализировать произошедшие изменения в группе и в самом себе.

В каждое занятие были включены процедуры введения и завершения состоящие из различных упражнений.

Особое внимание уделялось  процедуре размышления и обсуждения после выполнения упражнений, на которые  необходимо было оставлять достаточное  количество времени. Чрезвычайно важно  давать участникам возможность сообщить о том, что с ними произошло  во время выполнения упражнения, проанализировать и осмыслить свой опыт.

Содержание программы представлено в таблице 15.

Таблица 15

Содержание программы

Цель занятия 

Содержание занятий

Время

1

Познакомить детей с правилами общения (невербального), установить доверительные отношения друг с другом

Приветствие

2. Правило общения.

3. "Мусорное ведро".

4.Разыгрывание ситуации.

5. Прощание

35 мин.

2

Обучить детей устанавливать  контакт друг с другом.

1. Приветствие

2. Игра «Необычный хор»

3. Подвижная игра 



Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности