Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативная компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: сюжетно-ролевые игры будут выступать в качестве средства формирования коммуникативной компетентности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Понятие и структура коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..8
1.2. Возрастные особенности коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………17
1.3. Игра как средство формирования коммуникативной компетентности......................................................................................................30
Выводы по первой главе………………………………………………………...43
Глава 2. Экспериментальное изучение игровой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровней коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...45
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста……........................59
2.3. Анализ реализованных мероприятий по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...66
Выводы по второй главе………………………………………………………...78
Заключение ………………………………………………………………………80
Библиографический список……………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Способность к общению  включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею»), характеризующееся в умении слушать  собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

У многих детей уже в  дошкольном возрасте формируется и  закрепляется негативное отношение  к окружающим, которое может иметь  весьма печальные отдаленные последствия.

Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и  помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая  задача педагогов и родителей. Помощь взрослых должна основываться на понимании  психологических причин, лежащих  в основе тех или иных проблем  в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или  субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это  одно из самых тяжёлых и деструктивных  переживаний человека. Своевременное  выявление внутреннего конфликта  у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения  детей.

Заложить основы целостной  гармонично развитой личности - главная  задача любого учреждения, работающего  с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде, одной из главных  выходит на первый план проблема общения, его роль в формировании личности [17].

Развитие общения со сверстником  в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов.

На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и  эмоциональном заражении ребёнка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии  сверстника. Которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей.

На втором этапе (4-6 лет) возникает  потребность в ситуативно-деловом  сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распрежделение игровых ролей и функций. А значит. И учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника.

На третьем этапе (в 6-7 лет) Общение со сверстником приобретает  черты внеситуативности - содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми [42].

В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. У ребенка расширяется представление  об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик  сверстника, формированию более целостного его образа.

Важно понять оценочные отношения к сверстнику. Процессы сравнения, оценивания возникают при восприятии детьми друг друга. Чтобы оценить другого ребенка, надо его воспринять, увидеть и квалифицировать с точки зрения уже существующих в этом возрасте оценочных эталонов и ценностных ориентаций группы детского сада. Эти ценности, определяющие взаимооценки детей, формируются под влиянием окружающих взрослых и во многом зависят от изменения ведущих потребностей ребенка. На основании того, кто из детей наиболее авторитетен в группе, какие ценности и качества наиболее популярны, можно судить о содержании отношений детей, о стиле этих отношений [19].

Компоненты коммуникативной компетентности рассматривали Ю.Н.Емельянов, Ю.М.Жуков, В.А.Лабунская, выделяя познавательный компонент.

Эмоциональный компонент коммуникативной  компетентности, как наиболее важную и сложную составляющую, изучали А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов. 

В.А.Сластенин и М.И. Дъяченко выделили следующие её компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный, поведенческий. Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее: содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них [10].

Коммуникативный процесс строится по определенной модели. Можно отметить, что разница между элементами этих моделей не существенна.

Модель Г. Лассуэлла: Кто? Передает сообщение – коммуникатор. Что? Передается – сообщение (текст). Как? Осуществляется передача – канал. Кому? Направлено сообщение – аудитория. С каким  эффектом?Эффективность.

По мнению  М.Я. Демьяненко и К.А. Лазаренко модель строится из следующих элементов: ситуация общения, отправитель речи, получатель речи, условия протекания речевого действия, речевое сообщение.

Петровская Л.А. сделала вывод, что коммуникативная компетентность включает в себя умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач:

    • определять цели коммуникации
    • оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров)
    • выбирать адекватные стратегии коммуникации
    • быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения [13].

Г.М. Андреева указывает, что коммуникативное общение обеспечивается владением комплексом умений: межличностная коммуникация (использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации); межличностное взаимодействие (способность к установлению обратной связи); межличностное восприятие (умение слышать собеседника, воспринимать его позицию, умение включаться в общение).

Необходимым условием, свидетельствующем  о наличии настоящего общения, является способность к идентификации, к  умению отождествиться с партнером  по общению, к возможности встать на другую точку зрения, т.е. в общении всегда есть диалог [14].

Однако общение - это не просто внимание к другому или  выражение отношения к нему, оно  всегда имеет свое содержание, которое  связывает. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение.

Таким образом, общение - это  сложный многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми, порождаемый потребностями  совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [21].

          Из данного определения можно  заключить, что общение имеет  три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную  и перцептивную.                  

          Коммуникативная сторона общения  проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на  смысловое их восприятие другими  людьми, обмен информацией, обмен  переживаниями.

          Интерактивная сторона общения  представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг  с другом в процессе межличностных  отношений, межличностное взаимодействие  в совместной деятельности.

          Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей), восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга (взаимовосприятия).

          Перцептивная сторона общения является важной и обязательной составной частью коммуникации, поскольку эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Происходит восприятие одним человеком другого. На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Так, исследованиями установлено, что дети, прежде всего, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков). Они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам [24].

          Исходя из этого, можно выделить  три основные категории средств  общения:                                                               

1.   экспрессивно - мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);                                  2. предметно - действенные средства общения (локомоторные и предметные    движения;    позы,    используемые    для    целей    общения; приближения,   удаления,   вручения   предметов,   протягивание   взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов с взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки);                                                                           3. речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).                                                                                                         Эти категории средств общения появляются у ребенка в том порядке, в котором перечислены, и составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве [27].

          Способность к общению включает  в себя 3 основных составляющих:

* мотивационную («Я хочу общаться»);

* когнитивную («Я знаю, как общаться»);

* поведенческую («Я умею общаться»).

          Первая составляющая («область желания») включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступать в контакт с окружающими. Дети, у которых оно отсутствует или недостаточно развито, замкнуты. Они стремятся большую часть времени проводить в одиночестве. Отсутствие потребности в общении лежит в основе серьезного заболевания - раннего детского аутизма.

          Вторая составляющая коммуникативных  способностей - область знания - определяется  тем, в какой степени ребенок  имеет представление о нормах  и правилах эффективного общения.  Это знание также формируется  в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают малышу, как вступить в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. Внутренние представления ребенка о способах и средствах общения формируются незаметно, в ежедневном взаимодействии с родителями, воспитателями, другими детьми.

          Умение использовать имеющиеся  представления об эффективном  общении - третья составляющая  способности к общению («область умений»). Она включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к своему мнению, умение слушать, умение эмоционально сопереживать [28].

Таким образом, под коммуникативной компетентностью мы будем понимать способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми.

А так же нужно отметить, что коммуникативная компетентность представляет собой неразрывное единство трех своих составляющих: мотивационную, когнитивную, поведенческую. Только при достаточном и гармоничном  развитии каждой из них мы можем говорить о наличии у ребенка развитой коммуникативной компетенции.

Кроме того, коммуникативная компетентность имеет определенную модель, по которой строится общение; компоненты, рассмотренные исследователями с разных подходов; навыки, необходимые для успешного формирования процесса общения; способствует формированию и развитию базовых свойств личности. 

Для нашего исследования важно  не только остановиться на характеристики коммуникативной компетентности, но также важно рассмотреть возрастные особенности коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста. Об этом и пойдет речь в следующем параграфе.

 

 

 

 

    1. Возрастные особенности коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста

Дети старшего дошкольного возраста являются субъектами коммуникативной  деятельности, активными ее носителями. Появление произвольности управления собственным поведением в общении  обеспечивает возможность формирования у них коммуникативных умений.

Умения являются одной из самых  важных категорий педагогики и психологии. Отечественные психологи исходят  из основных положений психологической  концепции деятельности, в соответствии с которой умения - это отдельные  акты, компоненты деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

В определении понятия «умение» нет единства мнений исследователей. Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности [14].

В психолого-педагогических исследованиях  неоднозначно решается вопрос о соотношении  понятий «умение» и «навык». В  педагогике, частных методиках дискутируется  вопрос о первичности или вторичности  формирования умения по отношению к  выработке навыка. Исследователями  выделяются первоначальные, первичные  или элементарные умения и вторичные, развитые, совершенные или обобщенные умения. Первые являются исходными  для образования навыков, вторые - формируются на основе навыков и включают их признаки.

Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности