Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативная компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: сюжетно-ролевые игры будут выступать в качестве средства формирования коммуникативной компетентности.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Понятие и структура коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..8
1.2. Возрастные особенности коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………17
1.3. Игра как средство формирования коммуникативной компетентности......................................................................................................30
Выводы по первой главе………………………………………………………...43
Глава 2. Экспериментальное изучение игровой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровней коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...45
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста……........................59
2.3. Анализ реализованных мероприятий по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...66
Выводы по второй главе………………………………………………………...78
Заключение ………………………………………………………………………80
Библиографический список……………
Способность к общению
включает в себя: желание вступать
в контакт с окружающими («Я хочу»);
умение организовать общение («Я умею»),
характеризующееся в умении слушать
собеседника, эмоционально сопереживать,
решать конфликтные ситуации; знание
норм и правил, каким необходимо
следовать при общении с
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.
Вовремя определить проблемы
в межличностных отношениях и
помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая
задача педагогов и родителей. Помощь
взрослых должна основываться на понимании
психологических причин, лежащих
в основе тех или иных проблем
в межличностных отношениях детей.
Именно внутренние причины вызывают
устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками,
приводят к его объективной или
субъективной изоляции, заставляют малыша
чувствовать себя одиноким, - а это
одно из самых тяжёлых и деструктивных
переживаний человека. Своевременное
выявление внутреннего
Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде, одной из главных выходит на первый план проблема общения, его роль в формировании личности [17].
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов.
На первом из них (2-4 года)
сверстник является партнером по
эмоционально-практическому
На втором этапе (4-6 лет) возникает
потребность в ситуативно-
На третьем этапе (в 6-7 лет) Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности - содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми [42].
В старшем дошкольном возрасте
существенно преобразуется
Важно понять оценочные отношения к сверстнику. Процессы сравнения, оценивания возникают при восприятии детьми друг друга. Чтобы оценить другого ребенка, надо его воспринять, увидеть и квалифицировать с точки зрения уже существующих в этом возрасте оценочных эталонов и ценностных ориентаций группы детского сада. Эти ценности, определяющие взаимооценки детей, формируются под влиянием окружающих взрослых и во многом зависят от изменения ведущих потребностей ребенка. На основании того, кто из детей наиболее авторитетен в группе, какие ценности и качества наиболее популярны, можно судить о содержании отношений детей, о стиле этих отношений [19].
Компоненты коммуникативной
Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности, как наиболее важную и сложную составляющую, изучали А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов.
В.А.Сластенин и М.И. Дъяченко выделили следующие её компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный, поведенческий. Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее: содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них [10].
Коммуникативный процесс строится по определенной модели. Можно отметить, что разница между элементами этих моделей не существенна.
Модель Г. Лассуэлла: Кто? Передает сообщение – коммуникатор. Что? Передается – сообщение (текст). Как? Осуществляется передача – канал. Кому? Направлено сообщение – аудитория. С каким эффектом?Эффективность.
По мнению М.Я. Демьяненко и К.А. Лазаренко модель строится из следующих элементов: ситуация общения, отправитель речи, получатель речи, условия протекания речевого действия, речевое сообщение.
Петровская Л.А. сделала вывод, что коммуникативная компетентность включает в себя умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач:
Г.М. Андреева указывает, что коммуникативное общение обеспечивается владением комплексом умений: межличностная коммуникация (использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации); межличностное взаимодействие (способность к установлению обратной связи); межличностное восприятие (умение слышать собеседника, воспринимать его позицию, умение включаться в общение).
Необходимым условием, свидетельствующем о наличии настоящего общения, является способность к идентификации, к умению отождествиться с партнером по общению, к возможности встать на другую точку зрения, т.е. в общении всегда есть диалог [14].
Однако общение - это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему, оно всегда имеет свое содержание, которое связывает. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение.
Таким образом, общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [21].
Из данного определения можно
заключить, что общение имеет
три стороны своего проявления:
коммуникативную,
Коммуникативная сторона
Интерактивная сторона общения
представляет собой
Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей), восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга (взаимовосприятия).
Перцептивная сторона общения является важной и обязательной составной частью коммуникации, поскольку эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Происходит восприятие одним человеком другого. На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Так, исследованиями установлено, что дети, прежде всего, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков). Они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам [24].
Исходя из этого, можно
1. экспрессивно - мимические
средства общения (взгляд, мимика, выразительные
движения рук и тела, выразительные вокализации);
Способность к общению
* мотивационную («Я хочу общаться»);
* когнитивную («Я знаю, как общаться»);
* поведенческую («Я умею общаться»).
Первая составляющая («область желания») включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступать в контакт с окружающими. Дети, у которых оно отсутствует или недостаточно развито, замкнуты. Они стремятся большую часть времени проводить в одиночестве. Отсутствие потребности в общении лежит в основе серьезного заболевания - раннего детского аутизма.
Вторая составляющая
Умение использовать имеющиеся
представления об эффективном
общении - третья составляющая
способности к общению («област
Таким образом, под коммуникативной компетентностью мы будем понимать способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми.
А так же нужно отметить, что коммуникативная компетентность представляет собой неразрывное единство трех своих составляющих: мотивационную, когнитивную, поведенческую. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них мы можем говорить о наличии у ребенка развитой коммуникативной компетенции.
Кроме того, коммуникативная компетентность имеет определенную модель, по которой строится общение; компоненты, рассмотренные исследователями с разных подходов; навыки, необходимые для успешного формирования процесса общения; способствует формированию и развитию базовых свойств личности.
Для нашего исследования важно
не только остановиться на характеристики
коммуникативной
Дети старшего дошкольного возраста являются субъектами коммуникативной деятельности, активными ее носителями. Появление произвольности управления собственным поведением в общении обеспечивает возможность формирования у них коммуникативных умений.
Умения являются одной из самых
важных категорий педагогики и психологии.
Отечественные психологи
В определении понятия «умение» нет единства мнений исследователей. Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности [14].
В психолого-педагогических исследованиях
неоднозначно решается вопрос о соотношении
понятий «умение» и «навык». В
педагогике, частных методиках