Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативная компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: сюжетно-ролевые игры будут выступать в качестве средства формирования коммуникативной компетентности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Понятие и структура коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..8
1.2. Возрастные особенности коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………17
1.3. Игра как средство формирования коммуникативной компетентности......................................................................................................30
Выводы по первой главе………………………………………………………...43
Глава 2. Экспериментальное изучение игровой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровней коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...45
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста……........................59
2.3. Анализ реализованных мероприятий по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...66
Выводы по второй главе………………………………………………………...78
Заключение ………………………………………………………………………80
Библиографический список……………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 1.03 Мб (Скачать файл)

 

В результате проведенной  экспериментальной работы по методике «Отражение чувств» было установлено, что в экспериментальной группе на низком уровне  50% испытуемых, на среднем – 20%, на высоком – 30%. В контрольной группе на низком уровне  40% испытуемых, на среднем – 20%, на высоком – 40%.

Дети с высоким уровнем  правильно и самостоятельно определяют эмоциональное состояние сверстников  и взрослых, а так же объясняют причину и делает прогнозы дальнейшего развития ситуации. Дети у которых выявлен средний уровень справились с заданием с помощью взрослого. Дети с низким уровнем затруднялись в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей и не смогли сделать прогнозы дальнейшего развития ситуации.

Диагностическое задание «Интервью».

 

Цель данной методики выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

Методика проводится с  подгруппой детей. Одному ребенку предлагается взять на себя роль корреспондента и выяснить у жителей города Детсадия—остальных ребят, как они живут в своем городке, чем занимаются; взять «интервью» у кого-либо из детей группы и взрослого сотрудника детского сада. Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Радио»: корреспондент должен сделать сообщение для жителей городе в рубрике «Новости». Результаты диагностики оцениваются в баллах. (см. приложение 3).

В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

В таблице 5, 6 представлено соотношение количества детей контрольной и экспериментальной групп по выявлению уровня умений детей получать необходимую информацию в общении.

Таблица 5

Результаты выявления уровня умений детей получать необходимую информацию в общении

Уровни умений детей получать необходимую информацию в общении

Экспериментальная группа

10 человек

Контрольная группа

10 человек

Количество детей 

%

Количество детей 

%

Высокий

2

20%

3

30%

Средний

2

20%

2

20%

Низкий

6

60%

5

50%


Таблица 6

Результаты выявления уровня умений детей получать необходимую информацию в общении

№ п\п

Экспериментальная группа (10 чел.)

Контрольная группа (10 чел.)

Баллы

Уровень

ФИ

Баллы

Уровень

ФИ

1

1

Низкий 

Апомьев Никита

3

Высокий

Пиджакова Анастасия

2

3

Высокий

Батырева Даша

3

Высокий

Пиджакова Маргарита

3

3

Высокий

Батырева Ксюша

2

Средний

Савченко Дарья

4

1

Низкий 

Васильев Иван

1

Низкий 

Суворова Софья

5

2

Средний

Кадейкина Катерина

1

Низкий 

Третьекова Валерия

6

1

Низкий 

Копмев Максим

2

Средний

Хасханов Юсуп

7

1

Низкий 

Лумпова Алена

3

Высокий

Хасханова Арина

8

2

Средний 

Люботинских Сергей

1

Низкий 

Шестаков Егор

9

1

Низкий 

Мохтева Полина

1

Низкий 

Ширшова Маша

10

1

Низкий 

Налимова Карина

1

Низкий 

Ширяева Елизовета


В результате проведенной  экспериментальной работы по методике «Интервью» было установлено, что в экспериментальной группе на низком уровне  60% испытуемых, на среднем – 20%, на высоком – 20%. В контрольной группе на низком уровне  50% испытуемых, на среднем – 20%, на высоком – 30%.

Диагностическое задание «Необитаемый остров».

Цель диагностики: выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение. Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на предложенные вопросы.

Обработка:

3 балла — ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяй обязанности, в то же время проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить;

2 балла — ребенок отличается  недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложений инициатора, соглашаясь; может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением;

1 балл — ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивает на своем (см. приложение 4).

В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

В таблице 7, 8 представлено соотношение количества детей контрольной и экспериментальной групп по выявлению уровня умений детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение.

Таблица 7

Результаты выявления уровня умений детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам

Уровни умений детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам

Экспериментальная группа

10 человек

Контрольная группа

10 человек

Количество детей 

%

Количество детей 

%

Высокий

2

20%

2

20%

Средний

3

30%

2

20%

Низкий

5

50%

6

60%


Таблица 8

Результаты выявления уровня умений детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам

№ п\п

Экспериментальная группа (10 чел.)

Контрольная группа (10 чел.)

Баллы

Уровень

ФИ

Баллы

Уровень

ФИ

1

2

Средний  

Апомьев Никита

3

Высокий

Пиджакова Анастасия

2

3

Высокий

Батырева Даша

3

Высокий

Пиджакова Маргарита

3

3

Высокий

Батырева Ксюша

1

Низкий 

Савченко Дарья

4

1

Низкий 

Васильев Иван

1

Низкий 

Суворова Софья

5

2

Средний

Кадейкина Катерина

1

Низкий 

Третьекова Валерия

6

1

Низкий 

Копмев Максим

2

Средний

Хасханов Юсуп

7

1

Низкий 

Лумпова Алена

3

Средний

Хасханова Арина

8

2

Средний 

Люботинских Сергей

1

Низкий 

Шестаков Егор

9

1

Низкий 

Мохтева Полина

1

Низкий 

Ширшова Маша

10

1

Низкий 

Налимова Карина

1

Низкий 

Ширяева Елизовета


В результате проведенной  экспериментальной работы по методике «Необитаемый остров» было установлено, что в экспериментальной группе на низком уровне  50% испытуемых, на среднем – 30%, на высоком – 20%. В контрольной группе на низком уровне  40% испытуемых, на среднем – 20%, на высоком – 20%.

Диагностическое задание «Помощник»

Диагностика направлена на выявление умение детей взаимодействовать  в системах «ребенок—ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных  делах и оказывать помощь. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Как мы помогаем дома», выполнить различные поручения. Взрослый делит детей на 4 полгруппы и объясняет, что в каждой подгруппе необходимо выбрать напитана (именно он будет отчитываться о проделанной работе), подготовить необходимый матерная, распределить обязанности и выполнить поставленную перся командой задачу.

Оценка результатов

3 балла— ребенок берет на себя функцию организатора взаимодействия, распределяет обязанности; проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить; способен оказать взаимопомощь и обратиться а случае затруднений за помощью к взрослому или сверстнику;

2 балла—ребенок недостаточно  инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением: знает нормы организованного взаимодействия, но может их нарушать (не всегда учитывает интересы сверстника); замечает затруднения сверстников, но не всегда оказывает необходимую помощь; помощь принимает, но самостоятельно за ней не обращается;

1 балл — ребенок не  проявляет активности, пассивно  следует за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий;  не знает норм организованного  взаимодействия или не соотносит  необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляет равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказывается (см. приложение 5).

В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

В таблице 9, 10 представлено соотношение количества детей контрольной и экспериментальной групп по выявлению уровня умений детей взаимодействовать в системах «ребенок—ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных  делах и оказывать помощь.

Таблица 9

Результаты по диагностическому заданию «Помощники»

Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности