Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативная компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: сюжетно-ролевые игры будут выступать в качестве средства формирования коммуникативной компетентности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Понятие и структура коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..8
1.2. Возрастные особенности коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………17
1.3. Игра как средство формирования коммуникативной компетентности......................................................................................................30
Выводы по первой главе………………………………………………………...43
Глава 2. Экспериментальное изучение игровой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровней коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...45
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста……........................59
2.3. Анализ реализованных мероприятий по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...66
Выводы по второй главе………………………………………………………...78
Заключение ………………………………………………………………………80
Библиографический список……………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Уровни

Экспериментальная группа

10 человек

Контрольная группа

10 человек

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

2

20%

3

30%

Средний

2

20%

2

20%

Низкий

6

60%

5

50%


Таблица 10

Результаты по диагностическому заданию «Помощники»

№ п\п

Экспериментальная группа (10 чел.)

Контрольная группа (10 чел.)

Баллы

Уровень

ФИ

Баллы

Уровень

ФИ

1

1

Низкий 

Апомьев Никита

3

Высокий

Пиджакова Анастасия

2

3

Высокий

Батырева Даша

3

Высокий

Пиджакова Маргарита

3

3

Высокий

Батырева Ксюша

2

Средний

Савченко Дарья

4

1

Низкий 

Васильев Иван

1

Низкий 

Суворова Софья

5

2

Средний

Кадейкина Катерина

1

Низкий 

Третьекова Валерия

6

1

Низкий 

Копмев Максим

2

Средний

Хасханов Юсуп

7

1

Низкий 

Лумпова Алена

3

Высокий

Хасханова Арина

8

2

Средний 

Люботинских Сергей

1

Низкий 

Шестаков Егор

9

1

Низкий 

Мохтева Полина

1

Низкий 

Ширшова Маша

10

1

Низкий 

Налимова Карина

1

Низкий 

Ширяева Елизовета


В результате проведенной  экспериментальной работы по методике «Помощники» было установлено, что в экспериментальной группе на низком уровне  60% испытуемых, на среднем – 20%, на высоком – 20%. В контрольной группе на низком уровне  50% испытуемых, на среднем – 20%, на высоком – 30%.

Диагностическое задание «Не поделили игрушку».

Диагностика проводится с  целью выявления умений детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим. Взрослый обращает внимание детей на коробку с игрушками, предлагает каждому ребенку выбрать игрушку и поиграть. Если возникает конфликтная ситуация из-за новой игрушки, педагог после непродолжительного наблюдения за поведением детей вмешивается и предлагает всем вместе разобраться в сложившейся ситуации. Педагог выслушивает предложения каждого ребенка. Дети должны соотнести свое решение с решением других детей и выбрать верное.

Оценка результатов

 3 балла — ребенок не провоцирует конфликт, в сложившейся ситуации старается найти справедливое решение либо обращается к взрослому;

2 балла — ребенок не  провоцирует конфликт, но инициативы  по его разрешению не проявляет:  идет на уступки, не отстаивая  свое мнение: свои желания подчиняет интересам других детей;

1 балл—ребенок провоцирует  конфликт, не учитывает интересы  других детей, не способен спокойно высказать сете мнение, к помощи взрослого не прибегает (см. приложение 6).

 

В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

В таблице 11, 12 представлено соотношение количества детей контрольной и экспериментальной групп по выявлению уровня умений детей спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Таблица 11

Результаты диагностического задания по выявлению уровня умений детей спокойно реагировать в конфликтных ситуациях

Уровни умений детей спокойно реагировать в конфликтных ситуациях

Экспериментальная группа

10 человек

Контрольная группа

10 человек

Количество детей 

%

Количество детей 

%

Высокий

2

50%

5

50%

Средний

3

30%

4

40%

Низкий

5

20%

1

10%


 

Таблица 12

Результаты диагностического задания по выявлению уровня умений детей спокойно реагировать в конфликтных ситуациях

№ п\п

Экспериментальная группа (10 чел.)

Контрольная группа (10 чел.)

Баллы

Уровень

ФИ

Баллы

Уровень

ФИ

1

2

Средний  

Апомьев Никита

2

Средний

Пиджакова Анастасия

2

3

Высокий

Батырева Даша

2

Средний

Пиджакова Маргарита

3

3

Высокий

Батырева Ксюша

2

Средний

Савченко Дарья

4

1

Низкий 

Васильев Иван

1

Высокий

Суворова Софья

5

2

Средний

Кадейкина Катерина

1

Высокий

Третьекова Валерия

6

1

Низкий 

Копмев Максим

2

Средний

Хасханов Юсуп

7

1

Низкий 

Лумпова Алена

3

Низкий 

Хасханова Арина

8

2

Средний 

Люботинских Сергей

1

Высокий

Шестаков Егор

9

1

Низкий 

Мохтева Полина

1

Высокий

Ширшова Маша

10

1

Низкий 

Налимова Карина

1

Высокий

Ширяева Елизовета


В результате проведенной  экспериментальной работы по методике «Не поделили игрушки» было установлено, что в экспериментальной группе на низком уровне  20% испытуемых, на среднем – 30%, на высоком – 50%. В контрольной группе на низком уровне  10% испытуемых, на среднем – 40%, на высоком – 50%.

Таким образом, в результате полученных данных на экспериментальном этапе мы пришли к выводу, что у испытуемых экспериментальной и контрольной группы преобладает низкий уровень коммуникативной компетентности.

В таблице 13, 14 представлено сводные результаты диагностики уровня коммуникативной компетентности детей контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 13

Результаты диагностики уровня коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Уровни коммуникативной компетентности

Экспериментальная группа

10 человек

Контрольная группа

10 человек

Количество детей 

%

Количество детей 

%

Высокий

2

20%

3

30%

Средний

3

30%

3

30%

Низкий

5

50%

4

40%


 

Таблица 14

Сводная таблица результатов  диагностики уровня коммуникативной  компетентности детей старшего дошкольного  возраста

Экспериментальная группа

Ф.И.

Критерии коммуникативной компетентности в баллах

Количество 

баллов 

Уровень

1 методика

2

методи

ка

3

методика

4

методика

5

методика

Апомьев Никита

2

1

2

1

2

8

Средний

Батырева Даша

3

3

3

3

3

15

Высокий

Батырева Ксюша

3

3

3

3

3

15

Высокий

Васильев Иван

1

1

1

1

1

5

Низкий 

Кадейкина Катерина

2

2

2

2

2

10

Средний

Копмев Максим

1

1

1

1

1

5

Низкий 

Лумпова Алена

1

1

1

1

1

5

Низкий 

Люботинских Сергей

1

2

2

2

2

9

Средний

Мохтева Полина

1

1

1

1

1

5

Низкий 

Налимова Карина

1

1

1

1

1

5

Низкий 

Контрольная группа

Ф.И.

Критерии коммуникативной компетентности в баллах

Количество 

баллов 

Уровень

1 методика 

2

методи

ка

3

методика

4

методика

5

методика

Пиджакова Анастасия

3

3

3

3

2

14

Высокий

Пиджакова Маргарита

3

3

3

3

2

14

Высокий

Савченко Дарья

2

2

1

2

2

9

Средний

Суворова Софья

1

1

1

1

1

5

Низкий 

Третьекова Валерия

1

1

1

1

1

5

Низкий 

Хасханов Юсуп

3

2

2

2

2

11

Средний

Хасханова Арина

3

3

3

3

3

15

Высокий

Шестаков Егор

1

1

1

1

1

5

Низкий 

Ширшова Маша

1

1

1

1

1

5

Низкий 

Ширяева Елизовета

2

1

1

1

1

6

Средний


В результате проведенной  экспериментальной работы по всем методикам было установлено, что в экспериментальной группе на низком уровне коммуникативной компетентности находятся 50% испытуемых, на среднем – 30%, на высоком – 20%. В контрольной группе на низком уровне  40% испытуемых, на среднем – 30%, на высоком – 30%.

Таким образом, в экспериментальной и контрольной группах преобладает низкий уровень коммуникативной компетентности, что требует разработки цикла игр, направленных на формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Организация работы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Для формирования коммуникативной  компетентности у детей старшего дошкольного возраста был разработан комплекс игр.

Цель работы: развитие и формирование коммуникативных навыков и умений при помощи сюжетно-ролевой игры, по средствам тренинговой работы и развивающих игр.

Серия сюжетно-ролевых игр была направлена на расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания; активизацию процесса самопознания и самоактуализации; расширение диапазона творческих способностей; снятие коммуникативных барьеров.

Участники группы: экспериментальная группа студентов

Количество участников группы: 10 человек.

Программа рассчитана на 10 практических занятий.

Занятия проводятся один-два раза в неделю в форме мини-тренингов длительностью 30-40 мин.

Место проведения занятий - комната, предназначенная для работы с дошкольниками.

Все занятия были построены  на принципах преемственности и  последовательности.

В начале занятия и в  конце всегда уделялось время  на вспоминание и краткое обсуждение того, что происходило на прошлой  встрече.

Этапы содержательной работы:

I. Знакомство и формирование норм и правил в группе.

Наиболее важный этап работы, на котором происходит не только знакомство ведущего занятия и участников (в данном случае), но и создание внутренней рабочей атмосферы, от благополучия которой зависит дальнейший ход работы. Следует обратить внимание на два ключевых момента этого этапа:

1. Знакомство

Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности