Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:01, дипломная работа
Цель работы: выявить способы формирования межличностных отношений обучающихся и разработать рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
2. Определить особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Введение……….………………..………………………………………………..………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………………………………..9
1.1. Проблема формирования межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………………………...….9
1.2. Особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………………………...20
1.3. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений……………….25
Выводы по главе…………………………………………………………………………….33
Глава 2. Технологии формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………..……………………………………………….....35
2.1. Педагогические условия формирования межличностных отношений……………..35
2.2. Активизация обучения студентов как один из методов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………….37
2.3. Педагог как носить культуры межличностных отношений……………………….…44
Выводы по главе……………………………………………………………………….........54
Глава 3. Социально-педагогическая работа по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ в г. Обнинске……………………………………………………………………………………..56
3.1. Деятельность филиала РГСУ в г. Обнинске по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива………………………...……………..56
3.2. Исследование межличностных отношений студентов…………………………..…..86
3.3. Рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………..93
Выводы по главе……………………………………………………………………...……..99
Заключение…………………………………………………………….…………………..101.
Список литературы……………….…………….……………………………………......105
Приложения……………………………………………..….......…...….………………....110
3. В течение года в филиале РГСУ в г. Обнинске организовываются различного рода мероприятия, участие в которых принимают не только преподаватели, но и студенты. Так, 9 - 10 декабря в Обнинске по инициативе Российского государственного социального университета, при поддержке культурного центра Посольства Кореи в РФ и Союза корейской национальной одежды прошли Дни корейской культуры. Во время Новогодних праздников в Обнинске состоялось празднование Нового года, которое проходило в Городском Дворце Культуры. К организации и проведению праздника были привлечены студенты, которые проводили для детей различные конкурсы, игры, забавы, состязания, викторины с призами и подарками. Следует отметить, что уже на протяжении многих лет студенты участвуют в организации подобных мероприятий, оказывают анимационное сопровождение праздников и акций. Особого внимания заслуживает волонтерская деятельность студентов.
4. Важное место в деятельности филиала занимает организации научной работы студентов. В 2005 году было создано студенческое научное общество. Члены студенческого научного общества принимают активное участие в работе студенческих научных кружков, а также в ежегодных международных научных форумах, конференциях, семинарах. На базе филиала ежегодно проводятся студенческие научные конференции по актуальным проблемам социально-экономического развития России.
5. Следует отметить, что на формирование межличностных отношений студентов оказывает влияние сплоченность в коллективе. Одним из способов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива является реализация совестных мероприятий преподавателей и студентов. В ходе эксперимента нами было установлено, что в группе студентов, которые часто выбираются преподавателями для проведения разного рода совместных мероприятий, акций, уровень групповой сплоченности выше среднего. Кроме того, студенты данной группы в 57 % случаев оценивали свои отношения в группе как дружеские, 93 % испытуемых ощущают себя комфортно себя в своей группе, у 67% - есть друзья в своей группе и в 43 % случаев они часто собираются группой вне рамок занятий, посвящая это время на волонтерскую и благотворительную виды деятельности.
6. Огромную роль в осознании студентом того, как строить свои взаимоотношения с окружающими, играет личный пример преподавателя. Поэтому преподавателю необходимо сознательно управлять своим поведением, стараться демонстрировать те качества и манеры, которые ему самому облегчают процесс установления гармоничных и доброжелательных отношений с людьми.
Список литературы
1. Абульханова К. А. Психологиями сознание личности. - М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 224 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 378 с.
3. Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская JI. А. Зарубежная социальная психология: XX столетия: теоретические подходы. - М.: Аспект- Пресс, 2002. - 286 с.
4. Андриенко Е. В. Социальная психология. - М.: Академия, 2000. - 264 с. 12. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989.-223 с.
5. Анисимов; В. П. Основы исследовательской деятельности педагога. - Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. - 102 с.
6. Багрецов С. А., Львов В. М., Наумов В. В., Оганян К. М. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. — СПб.: Лань, Изд-во Санкт-Петербургского ун-та МВД России, 2004. — 640 с.
7. Беляев В. И. Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. - 224с.
8. Березина В. А. Развитие воспитания - приоритетное направление деятельности в системе образования// Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. - М.: Вентана-Графф, 2003; - С, 66 - 74.
9. Бодалев А. А. Психология общения. — М.: Московский психологосоциальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002, — 256 с.
10. Брызгалова С. И. Введение в научно-педагогическое исследование. - Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2001. - 150 с.
11. Василькова Ю. B., Василькова Т. А. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 440 с.
12. Вдовина С. А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект - субъектных отношений в учебном процессе современной школы. Автореф. дис...к. пед. наук. - Тюмень, 2000; - 19 с.
13. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образован // Педагогика. - 2002. - № 7. - С. 3 - 12.
14. Горянина В. А. Психология общения. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
15. Губанова М. И. Интеракции в обучении: возможности и проблемы реализации // Вестник Кемеровского гос. ун-та. Серия: Педагогика. - 2001. - Выпуск 4. - С. 33 - 34.
16. Губанова М. И. Преподаватель высшей школы: стратегические ориентиры, базовые принципы, средства профессионально-педагогической подготовки // Вестник Кемеровского гос. ун-та. Серия: Педагогика. - 2003. - № 1 /13/. - С. 15-21.
17. Губанова М. И. Технологическое обеспечение субъект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов// Проблемы совершенствования учебного процесса и качества образования: Тезисы докладов региональной научно-методической конференции. - Кемерово: КемТИПП, 2003. - С. 101- ЮЗ.
18. Дежникова Н. С. Развитие воспитания в системе образования // Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. - М.: Вен- тана-Графф, 2003; - С. 80 — 98.
19. Загвязинский : В. И., Атаханов Р. Методология и методы психологопедагогического исследования. - М.: Академия, 2003. - 208 с.
20. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2005. - 384 с.
21. Кан-Калик В.' А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. -144 с.
22. Касаткина Н. Э. Некоторые проблемы культуры педагогической деятельности преподавателя вуза// Вестник Кемеровского гос. ун-та. Серия: Педагогика. - 2003. - № 1 /13/. - С. 6 - 14.
23. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 318 с.
24. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1964. - 172 с. 104: Куницина В. Н.„ Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
25. Лобанов А. А. Основы профессионально-
26. Ложникова Hi А Профессиональное мастерство педагога: теория и практика формирования// Вестник Кемеровского гос. ун-та. Серия: Педагогика. - 2001. - Выпуск 4. - С. 91 - 97.
27. Морено Я. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. - М.: Академический проект, 2001. - 383 с.
28. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2003. - 200 с.
29. Мынбаева А. К. Активные методы обучения: Проблемы управления и качества// Качество образования: системы управления, достижения, проблемы: Материалы V Международной научно-методической конференции. - Новосибирск: НГТУ, 2003. Том П. - С. 161 - 165.
30. Охотникова В. В. Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в высших учебных, заведениях. Автореф. дисс...канд. пед. наук. - Омск, 2000. - 20 с.
31. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов-на Дону: Феникс, 2002: - 544 с.
32. Педагогические технологии / Под общей ред. В. С. Кукушина. — Ростов н/Д: Март, 2002.-320 с.
33. Петриев Ю. И. Культура межличностного общения в структуре культуры личности. Автореф. дисс...канд. культур, наук. - Челябинск, 2000. - 22 с.
34. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. - М.: «Академия», 2000. - 512 с.
35. Реан А. А., Коломинский Я: Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2000. - 416 с.
36. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2001.- 432 с.
37. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001. - 224 с.
37. Рубинштейн А. С. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2002. - 712 с.
39. Руднева Е. Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи. Дисс...доктора пед. наук. Том I. - Кемерово, 2002. - 443 с.
40. Сидоренков А. В. Психологические противоречия в малой группе // Вопросы психологии. - 2003. - № 1. - с. 41 - 50.
41. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. В 2 ч. - М.: ВЛАД ОС, 2003.
42. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.. С. - Минск: Современное слово, 20011 — 928 с.
43. Солодова Г. Г., Губанова М. И. Развитие и воспитание личности в общении. - Кемерово: Изд-во КемГУ, 2000. - 77 с.
44. Тернер Дж. Социальное влияние. - СПб: Питер, 2003. - 256 с.
45. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сборник научно-методических статей. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. -368 с.
46.Фетискин Hi П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп; - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Определение индекса сплоченности Сишора
Уровни групповой сплоченности:
15,1 баллов и выше – высокая;
11,6 – 15 балла – выше средней;
7- 11,5 – средняя;
4 – 6,9 – ниже средней;
4 и ниже – низкая.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оценка студентами
межличностных отношений в
Перед Вами несколько вопросов, на некотрые из них даны возможные варианты ответов. Вы можете выбрать один из предлагаемых ответов, поставив напротив него любой знак, или записать свой собственный ответ в свободной форме. От искренности Ваших ответов зависят точность нашего исследования. Спасибо за помощь в нашей работа.
а) дружеские;
б) товарищеские;
в) приятельские;
г) безразличные;
д) напряженные;
е) сопернические;
ж) враждебные.
а) часто;
б) иногда;
в) редко; г) никогда.