Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:11, дипломная работа
Цель данной курсовой работы: Рассмотреть процесс формирования познавательных умений у учащихся во внеклассной работе.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать внеклассную работу, как фактор формирования познавательных умений.
2. На основании изученного теоретического материала, рассмотреть организацию внеклассной работы в школе.
Введение
Глава 1. Формирование познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла
Глава 2. Содержание внеклассной работы
Глава 3. Психолого-педагогические основы внеклассной работы
3.1 Особенности планирования и организации внеклассной работы в школе
Глава 4. Периодические формы внеклассной работы
Глава 5. Информатизация внеклассной деятельности школьников
5.1 Внеучебная и внеклассная работа. Использование информационных технологий для организации досуга школьников
Заключение
Основанная на добровольных началах внеклассная работа предъявляет особые требования к учету индивидуальных особенностей личности во всех видах деятельности. Она должна создать оптимальные условия для проявления всех потенциальных возможностей школьника, его склонностей и задатков и их развитию. В числе этих условий - организация взаимопомощи в ходе совместной согласованной деятельности, дифференцированный подход в распределении поручений, включение во внеклассную работу материалов, отражающих жизнь школьника и учитывающих его интересы и потребности, создание положительного отношения к выполняемой деятельности путем разъяснения ее значения для самого ученика и коллектива, в котором воспитывается.
Особое значение следует придавать развитию самоконтроля. Внимание к стараниям ребёнка, обучение его различным методам и приёмам деятельности, тактичное указание на недостатки, умелая постановка целей и перспектив оказывают стимулирующее влияние на него, формирует положительное отношение к углубленному изучению предмета.
Индивидуализация внеклассной работы предполагает разработку избыточных заданий для её участников, варьирование этих заданий с учетом контингента и условий. Учитель умело стимулирует активность учащихся, предоставляет им право выбора вида деятельности и её содержание, привлекает к составлению программы недельных мероприятий и к планированию внеклассной работы, выявляет «талант» и успешно их использует. Эти и другие подобные примеры позволяют повысить интерес учащихся к работе, активизировать их деятельность и улучшить качество всех запланированных мероприятий.
Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой.
6. Принцип межпредметных
связей в подготовке и
Значение этого принципа
обусловлено, во-первых, единством конечной
цели учебно-воспитательного
Особое значение межпредметные связи приобретают в старшем подростковом и старшем школьном возрасте, так как этапы в жизни и деятельности школьника характеризуются широтой и многообразием познавательных интересов, их мировоззренческой направленностью. поиском своего жизненного пути
Итак, все вышеназванные принципы взаимодействуют друг с другом. Осуществление единого принципа в практике педагогической деятельности невозможно без соблюдения других, что отражено в их характеристике. В этом проявляется их системный, основополагающий характер. Наряду с названными, необходимо соблюдать также и не методические принципы.
Эффективность и результативность внеклассной работы находится в прямой зависимости от соблюдения как перечисленных принципов, так и следующих условий: 1) добровольное участие; 2) сочетание самодеятельности и инициативы детей с направленной ролью учителя; 3) устная организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий; 4) эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания форм и методов работы; 5) наличие целевых установок и перспектив деятельности: 6) широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся.
Заинтересованность ученика
- вот главное условие
Ученика надо увлечь, тогда
не будет необходимости зазывать
его или приказывать. Следовательно,
при планировании внеклассных мероприятий
необходимо учитывать интересы всех
учеников без исключения. Этот ведущий
принцип организации
Все указанные принципы во внеклассной работе имеют разное значение, поэтому ни одному из них нельзя отдать предпочтение. Дополняя друг друга, они составляют нерасторжимое единство. Сущность взаимосвязи и единства принципов обучения и воспитания заключается в том, что они предполагают целенаправленное, последовательное и систематическое воздействие на все стороны развития личности.
Глава 4. Периодические формы внеклассной работы
Существуют разнообразные формы и виды внеклассной работы. В методической литературе принято различать следующие три формы, исходя из количества участников в ней: массовую, групповую и индивидуальную. Массовая форма внеклассной работы может проводиться эпизодически и периодически; во всех случаях, она должна включаться органично в общешкольный план внеклассных мероприятий. К этой форме относятся: вечера, утренники ,конкурсы, олимпиады, КВН, викторины и другие. В них принимают участие целые классы, параллели классов.
К групповой форме относятся кружки, клубы. Групповая форма внеклассной работы характеризуется стабильностью участников, регулярностью занятий. По содержанию можно выделить такие группы внеклассной работы как:1) соревновательные формы работы;2) средства массовой нформации;3) культурно-массовые формы работы. Четвертая группа политико-массовая претерпела существенные изменения в связи с событиями в жизни страны, сменой общественно-экономической формации. Авторы предлагают конкретные мероприятия в каждой из этих групп. Все они направлены на решение задач нравственного, интернационального, патриотического, эстетического и трудового воспитания.
Организационный аспект системы внеклассной работы в средней школе предполагает распределение имеющихся форм работы по ступеням обучения и классам. Здесь необходимо учитывать интересы учащихся, их возрастные особенности, контекст деятельности.
В поисках форм работы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальные средства, которые бы наилучшим образом несли на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию. Он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой.
Чтобы найти соответствующую форму, надо поискать ее вместе с детьми ,знакомясь с их пристрастием, вкусами, предпочтениями. Неоценимую помощь здесь окажут методы исследования.
Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы все участники получали достаточно духовной пищи для внутренней активности. Форма должна быть изменчивой через элементы новизны. Форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз разрабатывается для конкретных обстоятельств.
Долголетняя практика выработала и отшлифовала ряд традиционных форм. Эти формы прошли проверку временем, сохранили свои внутренние педагогические потенциалы. К таким традиционным формам относятся: конкурсы, олимпиады, соревнования, вечера отдыха и т.д.
Логика педагогического процесса подсказывает, что любая самая хорошо продуманная и теоретически обоснованная система проведения внеклассной работы оказывается не результативной, если в ее конкретном воплощении не будут учтены изменяющиеся условия в жизни коллектива и отдельных ее членов и другие факторы.
Предлагают разумное
сочетание разнообразных
Учащиеся проявляют особый интерес к соревновательным видам работы: конкурс, викторина, олимпиада, игра и др. Им нравится то, что во время проведения каждого из этих мероприятий они могут проявить инициативность, творчество, дух соревнования, любознательность, стремление знать и уметь больше других. Всё это способствует лучшему запоминанию и практическому применению того материала, который используется в названных мероприятиях. Подготовка этих форм внеклассной работы не требует очень много времени.
Особо следует выделить игру, как соревновательную форму работы. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое, что встречается в игре. При использовании игр необходимо учитывать и то, какие именно знания мы хотим проверить, т.е. игра не должна проводиться просто ради игры. Важным условием игры является ее доступность детям. Особенно большое значение имеет игра при обучении младших школьников. Подростки младшего школьного возраста интересуются окружающим миром, принимают активное участие в общественной работе, стараются участвовать в жизни коллектива, занять в нем определенное место. Ребятам свойственно стремление к конкретной, сравнительно непродолжительной деятельности, немедленному результату. Что как не игра предоставляет им эту возможность. Игра помогает естественному изучению предмета. Она вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию материала. Этому же служит и тот факт, когда знание материала является обязательным условием выигрыша.
Каждая из соревновательных форм работы может иметь несколько видов. В любом конкретном случае учителю следует продумать содержание материалов и тему, учитывать уровни обученности и индивидуальные особенности школьников. Каждая разработка мероприятия должна носить творческий характер. Главной целью разработок является формирование основного представления о принципах организации, подготовки и проведения форм работ. В каждой разработке должны формулироваться практическая, воспитательная и образовательная цели. К каждой разработке следует подходить творчески.
Педагог способен предвидеть результат организуемой им деятельности детей и выстраивать ее с ориентацией на социально-целостный результат. Тогда эта деятельность заведомо становится благоприобретенным опытом, вооружая ребенка ценностными умениями добрыми переживаниями, а в итоге - социально - ценностными отношениями. Тем самым руководимая педагогом деятельность лишена большой доли случайности.
Увлекательные мероприятия позволяют вовлекать во внеклассную работу даже самых пассивных учащихся. Учитель должен чутко реагировать на душевное состояние воспитанников. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям и повышение работоспособности на уроках, доброжелательность, товарищество.
Профессиональная организация процесса внеклассной работы включает в себя непременно компонент педагогического анализа, благодаря которому можно удостовериться в правильном подходе к организации внеклассной работы, в ее той или иной степени успешности, можно совершенствовать организационный процесс, либо совершенствовать его течение согласно времени, возрасту детей, событиям и обстоятельствам.
Необходимо так организовать
процесс внеклассной работы, чтобы
в течение его протекало
Учитель должен стать организатором и руководителем внеурочной деятельности учащихся, оказывая им нужную помощь, в частности путём постановки общих целей, подачи информации.
Процесс внеклассной работы должен стать процессом коллективного ученического труда под руководством учителей, с чёткой системой его организации, направленного на выполнение планов изучения программ предмета. Поэтому основным показателем учебного процесса должен стать показатель уровня (объёма) выполнения планов изучение учебного материала.
Важно, чтобы учитель по-настоящему был заинтересован в результатах своего труда и стремился к творчеству, опираясь на практические советы и рекомендации по подготовки и проведению форм внеклассной работы. Данные формы проведения мероприятий являются нетрадиционными. Оттолкнувшись от них, творчески работающий учитель сможет внести свои изменения, разработать собственную методику, выбрать те из них, которые наиболее полно помогают в решении практических. общеобразовательных и воспитательных задач и вместе с тем экономичны по времени не громоздки, отвечает интересам детского коллектива, удачно сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Глава 5. Информатизация
внеклассной деятельности
5.1 Внеучебная и внеклассная
работа. Использование информационных
технологий для организации
Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.
Информация о работе Формирование познавательных умений учащихся во внеклассной работе