Формирование профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Содержание

Введение
Глава I. Проблема профориентации в психологии
1.1. Теоретические аспекты профориентации
1.2. Биологические и психологические особенности развития подростков
1.3.Формирование мировоззрения и становление морального сознания
1.4. Жизненные планы и профессиональное самоопределение
Глава II. Содержание и формы профориентационной работы в школе
2.1. Профессиональное просвещение
2.2. Изучение школьников в целях профориентации
2.3. Профессиональная консультация учащихся
2.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
2.5. Социально-профессиональная адаптация молодежи
2.6. Взаимосвязь школы и семьи в процессе проведения профориентации
Глава III. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
3.1 Цели, задачи, организация исследования
3.2. Методика Е.А. Климова
3.3. Методика Дж. Голланда
3.4. Анализ полученных результатов
Заключение
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 156.40 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава I.  Проблема профориентации в психологии

  1.1. Теоретические аспекты профориентации

  1.2. Биологические и психологические особенности развития   подростков

  1.3.Формирование  мировоззрения и становление  морального  сознания

  1.4. Жизненные  планы и профессиональное самоопределение

Глава II. Содержание и формы профориентационной работы в школе

2.1. Профессиональное просвещение

2.2. Изучение  школьников в целях профориентации

  2.3. Профессиональная консультация учащихся

2.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся

2.5. Социально-профессиональная  адаптация молодежи

2.6. Взаимосвязь  школы и семьи в  процессе  проведения профориентации

Глава III. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте

3.1 Цели, задачи, организация исследования

3.2. Методика  Е.А. Климова

3.3. Методика Дж. Голланда

3.4. Анализ полученных результатов

Заключение

Приложения

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.         Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной  подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.

      Профориентация  молодежи по своей сути является  не только и не столько проблемой  педагогической. Ее правильней называть  общественной проблемой, для решения  которой усилий одних педагогов  явно недостаточно.  Сущность  профориентации как общественной  проблемы проявляется в необходимости  преодоления противоречия между  объективно существующими потребностями  общества в сбалансированной  структуре кадров и неадекватно  этому сложившимися субъективными  профессиональными устремлениями  молодежи. То есть по своему  назначению система профориентации  должна оказать существенное  влияние на рациональное распределение  трудовых ресурсов, выбор жизненного  пути молодежью,  адаптацию ее  к профессии. “Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий  государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального,  высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное  решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза”[1,4].

 

       Поэтому прежде чем дать одно общее определение профориентации, уточним представления о трех его основных составляющих: «деятельность»,

« профессия», «ориентация».

       «В философском энциклопедическом словаре деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения  к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование. Введение категории «деятельность» в рассматриваемое понятие «профессиональная ориентации» позволяет представить профориентацию не только как практику, но и как теоретическую деятельность, а точнее междисциплинарное научное направление, представляющее собой не только определенную сумму знаний, но и деятельность по получению этих знаний» [10; 26].

 

        Возникнув как практическая деятельность, профориентация постепенно обогащается теорией, что позволяет рассмотреть профориентацию в единстве теоретической и практической деятельности.

       «Профессия ( от латинского professio- официально указанное занятие, специальность, от profiteor- объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования» ( БСЭ 2е издание- М., 1955, Т.35, -с. 164).

            Понятие «ориентация» употребляется в ряде наук. И везде оно так или иначе связано с определением местонахождения и с выбором направления движения. В энциклопедии ориентация (фр.orientation буквально - направлять на восток) определяется в прямом и переносном смысле, В прямом - умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном - направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону (БСЭ. - 2е издание, М., 1955-Т.31 .С. 188).

     Какие бы определения не давались понятию “профориентация”, ясно, что все они связаны с деятельностью по выбору профессии. Если молодой человек пытается ориентироваться в мире профессий и начинает активно выяснять, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизненным устремлениям, то в этом случае лучше говорить о его ориентацию на профессию. Если же он  становиться объектом педагогического или иного  воздействия с целью выбора подходящей для него и для общества профессии, то здесь лучше говорить об ориентации в смысле ориентирования его на профессию. Последнее точнее выражает суть дела. Однако в практике сложилась традиция говорить об ориентации и в том, и в другом смысле.

          «Третий подход - социологический. При этом процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе» [10; 28].

             Отсюда следует необходимость  осуществления междисциплинарного  подхода как в вопросах понимания  сущности профориентации, так и  в практической работе по ориентированию  молодежи на те или иные профессии.

Изложенное выше  понимание профориентации как единства практической работы и теории позволяет дать следующее определение. Профессиональная ориентация – “это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися” [10; 28]. 

   Подготовка  к выбору профессии важна еще  и потому, что она является  неотъемлемой частью всестороннего  и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать  в единстве и взаимодействии  с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим  совершенствованием личности, то  есть со всей системой учебно-воспитательного  процесса. Таким образом, можно сделать  вывод о том, что профориентация  является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

 

Цели работы:

  1. изучить психологические основы профориентационной работы в школе, её цели;
  2. раскрыть основные факторы, влияющие на выбор профессиональных предпочтений; ознакомиться с типами профессий, с этикой проведения профконсультационной работы.

Задачи:

1. Провести  теоретический анализ психолого-педагогической  литературы по теме

2. Изучить  особенности проведения профориентированной работы

Объект исследования: профориентация у подростков

Предмет исследования:  содержание профессиональной ориентации и основные методы ее проведения.

Гипотеза: мы предполагаем, что существует влияние профориентационной работы на выбор подростка.

Методы исследования: аналитический (теоретический анализ  литературы), диагностический

Диагностические методики:   

Практическая значимость работы: данная работа предназначена для педагогических специальностей, так как при работе в школе преподаватель должен обращать внимание на способности и интересы учеников, чтобы помочь ему выбрать профессию, а также при рекомендации кружков.

Профессиональная ориентация молодежи является одним из путей повышения производительности труда. Очень важно, чтобы профориентационная работа была правильно поставлена, так как она способствует эффективной реализации задатков и способностей человека, обеспечивает гармоничное сочетание интересов какой-либо личности и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.  ПРОБЛЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

          Если посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только профдиагностику и профотбор, но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться тогда, когда начала набирать  силу  тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук.

     В период развитого капитализма, с повышением интенсивности производственных  процессов, возрастанием роли специализации  и профессионализации  труда, а  также с вынужденной необходимостью  осуществления профессиональной  подготовки огромных масс рабочих, появилась потребность в привлечении  рабочей силы, ее обучении и  распределении на различные трудовые  операции в соответствии с  индивидуальными различиями и  способностями людей.

      Основателем научного изучения  индивидуальных различий считается  английский ученый Френсис Гальтон.

       В январе 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более детальное познание способностей школьников. Бюро вело свою работу в контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт деятельности этих бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.

1.1. Теоретические аспекты профориентации

        Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сама профориентация может опереться на развитую теорию и методологию, ведь в них преломляются и проверяются  понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.

       Если же на это процесс посмотреть  через призму психологической  науки, то на первый план выступят  психологические понятия и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формируется и соответствующий образ профориентации как психологического явления, состоящего из двух взаимосвязанных сторон:

  • принятие учащимися решения о своем профессиональном выборе;
  • воздействия на психику учащегося с целью формирования профессиональных намерений, осуществления такого выбора профессии, который бы соответствовал интересам и способностям личности и одновременно находился бы в соответствии с общественными потребностями” [10; 27].

      Итак, профориентация - это “научно  обоснованная система подготовки  молодежи к свободному и самостоятельному  выбору профессии, призванная учитывать  как индивидуальные особенности  каждой личности, так и необходимость  полноценного распределения трудовых  ресурсов в интересах общества”.  Профориентация должна представлять  собой единство практики и  междисциплинарной теории. При этом  важное значение имеет теория: ведь именно в ней преломляются  идеи, которые затем помогают  превратить практическую работу  в научно-практическую. В профессиональной ориентации на первое место ставилась практическая работа по ориентации учащихся  преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и  лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации.

       Таким образом,  “ теория профориентации  – это форма научно организации  научного знания, дающее целостное  представление о закономерностях  и существенных связях двух  процессов – профессионального  самоопределения молодежи в соответствии  с личными интересами, склонностями, способностями и ориентирования  ее на те профессии, по которым ощущается общественная потребность в кадрах” [10; 28].

       Рассмотрим основные компоненты теории профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы.

          Одна из важных задач – собрать  новые факты и дать им правильную  интерпретацию. Это оказывается  важным в тех случаях, когда  поиск новых фактов ведется  с помощью одной или нескольких  гипотез. Примером может  служить  тот факт, что в каждом регионе  могут оказаться свои специфические  факторы, влияющие на выбор определенной  профессии. Гипотеза о таких возможных факторах помогает созданию методов исследования, позволяющих оценить интересующее явление и на этой основе выработать практические рекомендации по улучшению профориентационной работы с учащимися.

        Важный компонент теории профориентации  – определенные закономерности. Поиск их служит общей целью  научной деятельности. Познание  закономерностей – это, в конечном  счете, то самое главное, ради  чего обычно и предпринимаются  научные исследования. Найденные  закономерности обычно выражаются  с помощью понятийного аппарата  и специфического языка науки, отличающегося большей точностью, выразительностью, большими возможностями  стыкования профориентации с  понятиями других наук, и в  том числе и с математикой.

Информация о работе Формирование профессионального самоопределения старшеклассников