Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:25, курсовая работа
Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.
Введение
Глава I. Проблема профориентации в психологии
1.1. Теоретические аспекты профориентации
1.2. Биологические и психологические особенности развития подростков
1.3.Формирование мировоззрения и становление морального сознания
1.4. Жизненные планы и профессиональное самоопределение
Глава II. Содержание и формы профориентационной работы в школе
2.1. Профессиональное просвещение
2.2. Изучение школьников в целях профориентации
2.3. Профессиональная консультация учащихся
2.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
2.5. Социально-профессиональная адаптация молодежи
2.6. Взаимосвязь школы и семьи в процессе проведения профориентации
Глава III. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
3.1 Цели, задачи, организация исследования
3.2. Методика Е.А. Климова
3.3. Методика Дж. Голланда
3.4. Анализ полученных результатов
Заключение
Приложения
Уровень развития каждой
Поскольку объектом
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы по теме, работа во время практики и многое другое.
Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.” [10; 29-30]
“В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:
Вывод: Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.
1.2. Биологические и психологические особенности развития подростков
Девятый класс (14-15 лет) — это переходный период между подростковым и младшим юношеским возрастом.
Начинается стадия физической зрелости, стадия завершения полового развития и стадия интенсивной социализации
В физическом отношении прирост веса увеличивается относительно прибавки роста, в 15 лет мальчики обгоняют девочек в росте, тогда как раньше было наоборот. Развивается сердечно-сосудистая система, очень интенсивно растет сердце (объем его увеличивается ежегодно на 25 %). Исчезает диспропорция отдельных частей тела, подростковая неуклюжесть и несоразмерность движений, способность к координации движений достигает высокого уровня. Интенсивно развивается мускулатура, в 15 лет она составляет 32 % от веса тела. Продолжается развитие мозга, происходят процессы внутриклеточного усложнения и развитие соответствующих функций. Осознание своей физической силы, привлекательности и здоровья влияет на формирование высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности.
В 15 лет завершается половое созревание, в основе которого лежит изменение гормонального фона, деятельности желез внутренней секреции. Это выражается в развитии движений, повышении подвижности первичных процессов в коре головного мозга и резко выраженной эмоциональности. Усиление деятельности щитовидной железы ведет к некоторой худобе, резкой возбудимости, нервности и сравнительно быстрой утомляемости. Ослабление тормозных процессов в коре головного мозга часто приводит к срывам в поведении, резкому эмоциональному возбуждению.
В процессе социализации важнейший процесс — самоопределение Самоопределение личности есть сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных жизненных сферах.
В IX классе у учащихся усиливается значимость собственных ценностей, развивается самосознание и усложняется отношение к себе. Социальные условия подводят подростка к решению вопроса о дальнейшей жизни что делать? — Продолжать учиться в школе, пойти в училище или техникум или работать''. В 15 лет подросток стоит на пороге реальной взрослой жизни, он определяет свои жизненные дали, поиск своего места в жизни.
Важное звено структуры Я-концепции подростка-девятиклассника — формирование психологического времени личности (прошлое, настоящее, будущее). Подросток проектирует себя в будущее, это стимулирует личность к развитию. Проекция в будущее постоянно соотносится с прошлым и настоящим личности.
Подготовка к профессиональной карьере, к дальнейшему обучению у девятиклассников вызывает интерес через выстраивание образа «Я-будущего».
В течение учебного года подростки не раз оценивают различные аспекты своей Я-концпции в области самоопределения:
Я — в мире профессий
Я — хочу быть (в профессиональной области)
Я — могу быть
Я — надо
Я — взрослый в настоящем
Я — сын, дочь
Я — индивидуалист-коллективист
Я — патриот
Я — в духовной сфере
Личностно значимые перспективы имеют огромное знчение в жизнедеятельности подростка. Выпускник IX класса должен представить свой жизненный план, осознать и определить способы достижения поставленных жизненных целей.
В этой обстановке многие учащиеся оказываются в ситуации несоответствия своих возможностей уровню притязаний. Поэтому девятиклассники испытывают повышенную тревожность, эмоциональную напряжённость, боязнь всякого выбора.
Именно в этот период важно помочь подростку определиться в своём дальнейшем пути.
• формировать мотивацию самоопределения;
• ознакомить с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор;
• формировать понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека;
• помочь подростку в определении своих сил и способностей, в профориентационном самоопределении;
•'помочь индивидуальности личности самоопределиться в различных сферах жизнедеятельности;
• обучить постановке целей своего развития;
• составить индивидуальную программу самоопределения в различных сферах своей жизнедеятельности;
• подготовка к доступному по уровню и по форме дальнейшему непрерывному образованию[6, 84].
1.3.Формирование мировоззрения и становление морального сознания
Ранняя юность время реального перехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек очень мало сохранилось детских и подростковых черт, но вместе с тем, полностью их взрослыми назвать еще, естественно, рановато. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее, в отношении к собственной жизненной судьбе у юношества данного возраста еще много инфантильности. Многие из них еще не задумываются о своей будущей профессии, или относятся к этому вопросу недостаточно серьезно, к необходимости усиленно учиться и трудиться, чтобы в дальнейшем выдержать конкуренцию; ко многим другим вопросам, которые для большинства взрослых людей решаются однозначно положительно. Образно говоря, если подросток – это в основном еще ребенок, то юноша – более, чем на половину – взрослый.
Для
детей, достигших раннего юношеского
возраста, благодаря опережающему
развитию их интеллекта, становятся
открытыми для обсуждения и
понимания многие проблемы и
вопросы, особенно волнующие взрослых.
Старшеклассники задумываются
В отличие от подростков, для которых источником постановки и решения нравственных проблем являются взрослые, юноши и девушки в поисках правильного ответа на те же самые вопросы, обращаются к источникам, которыми, обычно, пользуются взрослые люди. Такими источниками становятся реальные, многообразные и сложные человеческие отношения, научная и популярная, художественная литература, произведения искусства.
Современной юности отнюдь не свойственны ни детская наивность, ни подростнический, все отрицающий негативизм. Нынешнему поколению присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность. Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, побуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем, и занимать вполне независимые позиции. Сама жизнь вырабатывает у большинства современных юношей и девушек такую психологию, которая во многом отличается от психологии людей, бывших молодыми несколько десятков лет назад. Это и более открытый, смелый и непредвзятый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем морально-этического характера; и самостоятельность, хотя и не всегда правильная, в суждениях о таких социально-политических, религиозных и экономических проблемах, которые еще совсем недавно считались не характерными для юношества.
1.4. Жизненные планы и профессиональное самоопределение
Ранняя юность – начало практической реализации жизненных планов, которые складываются в юношеском возрасте. Близость к завершению школьного образования требует профессионального и личностного самоопределения.
Юноши
и девушки пытаются
Большинство юношей и девушек планируют в дальнейшем продолжить свое обучение. Это обстоятельство обусловлено, во-первых, трудностями трудоустройства, во-вторых, понимание важности специального (и желательно высшего) образования для перспективы трудоустройства, в-третьих, нежелание продолжить свое беззаботное существование на иждивении.
На формирование жизненных планов различным образом влияют способности (уровень образования) юношей и девушек, а также материальное состояние их родителей и их образование. Известный факт, что чем выше уровень образования родителей, тем большая вероятность, что их дети будут продолжать обучение после школы и эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами, значительно выше, чем девушками.
Степень формирования жизненных планов у юношества также не однородна. Уверенность в исполнении жизненных планов юношей и девушек обусловлены пониманием своих собственных склонностей, способностей, пристрастий, трезвой оценкой обстоятельств.
Профессиональная
ориентация – часть
Вывод: Таким образом, важнейшим психологическим процессом данного возраста, является становление самосознания и устойчивого образа «я». В 14-15 лет возрастает количество молодёжи, которое озабочено своим будущим, и эти вопросы уже не являются чисто умозрительными. Они тесно связаны с проблемами социального самоопределения. Частью социального самоопределения личности, является выбор жизненного пути, профессиональная ориентация. Подросток проектирует себя в будущее, это стимулирует личность к развитию. Проекция в будущее постоянно соотносится с прошлым и настоящим личности. Большинство юношей и девушек планируют в дальнейшем продолжить свое обучение. Это обстоятельство обусловлено пониманием важности специального или высшего образования.
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Прежде чем сформулировать общее определение системы профориентации, рассмотрим ряд исходных положений:
1. Профориентация представляет собой системную деятельность, включающие целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления, аспекты и другие системо - и структурообразующие элементы.
2. Система
профориентации школьников
3. Система
профессиональной ориентации - это
часть общей системы
Информация о работе Формирование профессионального самоопределения старшеклассников