Формирование черт характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определение формирования черт характера у подростков. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие характера;
- определить значение формирование черт характера в подростковом возрасте;
- выявить условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера подростков;
- исследовать формирование черт характера на примере учащихся школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА…………………………………………………………………..
1.1 Понятие характера и его сущность………………………………………..
1.2 Формирование характера…………………………………………………
1.3 Особенности характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………….......
2.1 Условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера в подростковом возрасте………………………………………………………
2.2 Черты характера в подростковом возрасте……………………………….
2.3 Становление характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВА-НИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9 «В» КЛАССА СШ №7 Г.МОЗЫРЯ)………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….
3







6

6

9

13





23



23

29

32







40



46



48



50

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование черт характера в подростковом возрасте.docx

— 91.90 Кб (Скачать файл)

ФОРМИРОВАНИЕ  ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

 

ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА…………………………………………………………………..

1.1 Понятие характера и его сущность………………………………………..

1.2 Формирование характера…………………………………………………

1.3 Особенности характера в подростковом возрасте……………………….

 

ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………….......

2.1 Условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера в подростковом возрасте………………………………………………………

2.2 Черты характера в подростковом возрасте……………………………….

2.3 Становление характера в подростковом возрасте……………………….

 

ГЛАВА 3   ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВА-НИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9 «В» КЛАССА СШ №7 Г.МОЗЫРЯ)………

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..

 

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….

3

 

 

 

6

6

9

13

 

 

23

 

23

29

32

 

 

 

40

 

46

 

48

 

50

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Как известно, характер не наследуется  и не является прирожденным свойством  личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется  и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его  воспитания. Эти влияния носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного  исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный  путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров.

Характер - это неразрывное  целое. Но изучить и понять такое  сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных  сторон или типичных проявлений, так  называемых черт характера. Общие черты  характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самому себе.

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного  воспитания. На формирование характера  в первую очередь оказывают влияние  условия жизни ребенка, та среда, в которой человек растёт и  взрослеет. Каналами этого влияния  служат общение с взрослыми и  сверстниками, кино, книги, традиции и, прежде всего отношения в семье. Характер формируется в деятельности: в учебе, в игре, в труде.

С характером непосредственно  связаны и способности. Высокий  уровень способностей сочетается с  такими чертами характера как  коллективизм - чувство соединения с коллективом и желание работать для его блага. Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности. Мы считаем, что данная тема является актуальной, потому что, выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.

Подростковый возраст  обычно считают одним из самых  трудных периодов возрастного развития. В периоде становления характера  подростка его типологические особенности, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера. С взрослением  черты акцентуаций обычно сглаживаются.

Нарушения поведения у  подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Отклоняющееся поведение детей  и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в  качестве проводника воспитательного  влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного  воздействия на ее формирование.

Число зафиксированных черт характера чрезвычайно велико и, во всяком случае, превышает тысячу наименований. Вариативность черт характера  проявляется не только в их качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Например, есть люди более  или менее щедрые, более или  менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера  достигает предельных величин и  оказывается у крайней границы  нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Цель работы: определение формирования черт характера у подростков. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие характера;

- определить значение формирование черт  характера в подростковом возрасте;

- выявить условия и  проблемы, возникающие при формировании черт характера подростков;

- исследовать формирование черт характера на примере учащихся школы.

Объектом исследования являются особенности формирования черт характера в подростковом возрасте.

Предметом - черты характера подростков.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения. Работа составляет …. страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА

 

1.1 Понятие характера и его сущность

 

В психологии понятие ХАРАКТЕР (от греч. charakter –«печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для  нее способы поведения. ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные  и поэтому отчетливо проявляющиеся  в различных видах деятельности свойства личности.

 Характерными можно  считать не все особенности  человека, а только существенные  и устойчивые. Физиологической основой  характера является образовавшаяся  и упрочившаяся в результате  длительного жизненного опыта  и воспитания система обобщенных  временных связей в мозгу человека. В характере запечатлевается  в первую очередь привычный  для данной личности способ  вести себя по отношению к  другим людям, к своим обязанностям. Характер того или иного человека  выражает определенный склад  его потребностей и интересов,  стремлений и целей, чувств  и воли, проявляющихся в избирательности  его действительности и поведения,  в отношениях и манерах поведения.  В характере различают следующие  основные качества: моральную воспитанность,  полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Эти основные  свойства находятся в сложной,  иногда противоречивой связи.  Полнота, цельность, определенность  и сила характера определяются  в результате жизненных влияний  и воспитания.

Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру, к деятельности. Черты характера  – это индивидуальные привычные  формы поведения человека в соответствующих  ситуациях, в которых реализуется его отношение к деятельности. Черты характера можно разделить на две группы. Первая группа: черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Коллективизм и эгоизм, чуткость и грубость, общительность, аккуратность и безответственность - эти черты характера и особенности личности являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека. Главная наша добродетель заключается в заботе об окружающих нас людях.

Вторая группа – волевые  черты характера. Они выражаются в умении и в привычке сознательно  регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера. Говоря о ком-либо «человек с характером», тем самым подчеркивают выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости. Но волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной направленностью личности.

Черты характера формируется  под влиянием общественных условий  жизни человека. Формирование характера  происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская  компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости  от того, какая группа является для  личности референтной и какие  ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие  черты характера будут развиваться  и у ее членов.

Черты характера также  будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется  в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются  наиболее благоприятные возможности  для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря  развитию личности, развивается и  сам коллектив. Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д.

Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие  чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий. Только зная мотив, внутреннее побуждение, мы можем правильно судить о действиях  того или иного человека, ибо особенности  поведения всегда вытекают из подлинных  отношений человека к действительности и, прежде всего к людям и самому себе.

При рассмотрении поведения  человека, оценивается не только сам  поступок, но и мотив, побудивший его  поступить так, а не иначе. Н. Н. Миклухо-Маклай сказал: «Ценить людей надо по тем  целям, которые он перед собой  ставит». В характере есть единство индивидуального и типичного. Индивидуальные черты характера проявляются  во всех сторонах психической деятельности личности. И зависят от индивидуальных особенностей психического склада личности, от индивидуальных условий воспитания и развития. Проявляются индивидуальные черты характера в особенностях трудовой и учебной деятельности, в особенностях мышления, в познавательной деятельности, в общении с другими людьми. Типичное в характере обусловлено каждой исторической эпохой, ее общественно-социальными группами, которые создают мировоззрение людей, их поведение. Индивидуальное и типичное в характере взаимосвязаны и дополняют друг друга. Также существует акцентуация характера – это преобладание или чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайний вариант нормы.

20-50 % людей имеет акцентуацию  характера. Есть еще другое  понятие «психопатия» - это болезненное  уродство характера, при котором  интеллект сохраняется. Психопатия  отличается от акцентуации тем,  что в результате психопатии  резко ухудшается отношение к  окружающему миру. И в отличие  от акцентуации психопатия проявляется  чаще и длительнее.

1.2  Формирование  характера

 

Формирование характера  происходит в различных по своим  особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной  и какие ценности поддерживает и  культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты  характера. Как было отмечено выше, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется  после рождения человека. Истоки характера  человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка  играет его общение с окружающими  его людьми. В свойственных для  него поступках и формах поведения  ребенок, прежде всего, подражает своим  близким. При помощи прямого учения через подражание и эмоциональное  подкрепление он усваивает формы  поведения взрослых.

Сензитивным периодом для  становления характера можно  считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда  дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми  людьми, так и со сверстниками. В  этот период они открыты для воздействий  со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность  воздействовать на него словом, поступком  и действием, что создает благоприятные  условия для закрепления нужных форм поведения. Весьма важны для  становления характера ребенка  стиль общения взрослых друг с  другом, а также способ обращения  взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению  родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много  лет становится способом обращения  его со своими детьми, когда ребенок  станет взрослым и обзаведется собственной  семьей. Раньше других в характере  человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества - эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде - трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

Информация о работе Формирование черт характера в подростковом возрасте