Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:36, курсовая работа
Цель работы: определение формирования черт характера у подростков. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие характера;
- определить значение формирование черт характера в подростковом возрасте;
- выявить условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера подростков;
- исследовать формирование черт характера на примере учащихся школы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА…………………………………………………………………..
1.1 Понятие характера и его сущность………………………………………..
1.2 Формирование характера…………………………………………………
1.3 Особенности характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………….......
2.1 Условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера в подростковом возрасте………………………………………………………
2.2 Черты характера в подростковом возрасте……………………………….
2.3 Становление характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВА-НИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9 «В» КЛАССА СШ №7 Г.МОЗЫРЯ)………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….
3
6
6
9
13
23
23
29
32
40
46
48
50
5. Неумение решить проблему
выбора позитивного пути
В этом случае подросток
определяет свое развитие в
основном через отрицание
Существует также проблема пространства, в котором осуществляется общение подростков подростковой субкультуре. Современные подростки, не имея возможности осуществлять антиповедение в социально приемлемых формах, проявляют его в повседневной жизни через использование матерной брани и других форм поведения, включающих агрессивные действия. Можно предположить, что через это поведение осуществляется знакомство подростков с темной стороной своей личности, что необходимо для достижения их личностной ценностью.
Характер складывается вследствие
интеграции различных свойств личности,
формирующихся под влиянием жизни
и воспитания. Интегрирование свойств
подчинено определенным закономерностям.
Доминирующее в направленности личности
как бы определяет избирательный
характер переживаний и волевой
активности, подчиняет и тормозит
образование тех свойств
Знание дает ориентировку, как во внешнем мире, так и в себе самом, а это уже формирует уверенность и решительность. Однако наиболее благоприятными условиями положительного формирования характера является соединение обучения с трудом. Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства.
Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются, прежде всего, в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности.
Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению. С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера.
Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила развивают у школьника организованность и систематичность, целеустремленность и настойчивость, аккуратность и дисциплинированность. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительной мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.
Появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.
Для младшего подросткового
возраста (5 класса) идеал обычно
воплощен в конкретном
Возникает новая потребность
– понять, осмыслить черты своего
характера, свои возможности, найти
в себе отличие от других людей, попытаться
проанализировать свои переживания. Иначе
говоря, пробуждается интерес к самооценке.
Формирование самосознания у подростка
оказывает большое влияние на
весь ход его дальнейшего
2.2 Черты характера в подростковом возрасте
В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Разумеется, формирование характера не начинается и не заканчивается в этом возрасте. Известно, что характер формируется и изменяется в течение всей жизни человека. Еще в дошкольном возрасте намечаются первые контуры будущего характера человека, складываются те или иные привычные способы и формы поведения. И в старшем школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьма интенсивное формирование характера. Тем не менее, подростковый возраст, в отличие от дошкольного и младшего школьного,— это возраст, когда формирование характера приобретает заметное место в общем процессе развития.
Какие же черты характера
являются более или менее типичными
для советского подростка, какие
особенности поведения
Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанных с ростом его самосознания, как уже указывалось, является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость», наличие своеобразного «чувства взрослости» (термин Д. Б. Эльконина).
Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнениями. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними нрава, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле.
В подростковом возрасте появляются
и постепенно занимают все большее
место требования к взрослым, в
том числе к родителям и
учителям, свидетельствующие о
Полезное и хорошее, вообще
говоря, стремление к самостоятельности
часто осложняется у подростков
в силу повышенной чувствительности
к оценке их личности и поведения
взрослыми и может принять, если
это взрослыми не учитывается, отрицательные
формы сопротивления чужому влиянию,
непризнания авторитета взрослых, игнорирования
предъявляемых к ним
Как уже указывалось, определенного
и устойчивого представления
о себе подростки часто еще
не имеют. Этим и объясняется повышенная
чувствительность подростков к оценке
их поступков и результатов
Равным образом и случайный
успех, отдельная удача, похвала, одобрение,
положительный отзыв могут
Подростков, как уже указывалось, характеризует общий подъём жизнедеятельности, значительный рост жизненных сил. Этим и определяется в основном та бурная активность, кипучая энергия, инициативность, которые свойственны подавляющему большинству из них. Подросток не может сидеть без дела, не любит «просто отдыхать». Он постоянно занят чем-то, хочет что-то узнать, изучить, познать, овладеть тем или иным умением. Если его энергия, активность не находят правильного выхода, то они проявляются в озорстве, шалостях, лихачестве, возне, беготне, а нередко приводят и к более тяжелым случаям нарушения дисциплины.
Следует отметить характерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неуравновешенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения.
Особенности характера подростка во многом определяются той «внутренней ломкой», теми изменениями в его организме и, в частности, в нервной системе, которые связаны с половым созреванием. Например, у подростков часто усиливается деятельность щитовидной железы, гормоны которой повышают возбудимость нервной системы, чем отчасти можно объяснить их повышенную раздражительность, несдержанность. Имеет значение неравномерное кровоснабжение мозга, что приводит к быстрой утомляемости, следствием чего является возбудимость и раздражительность.
Разумеется, большая возбудимость, грубость, упрямство, раздражительность не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах, в том числе и семейных, с правильным режимом труда и отдыха, доброжелательными отношениями и твердыми требованиями, период полового созревания и связанных с ним изменений в организме подростков проходит безболезненно. Неизбежная внутренняя перестройка организма в этих условиях происходит спокойнее, «мягче», а ее внешние проявления малозаметны и несущественны.
Все сказанное, конечно, не противоречит тому, что для подростка характерны жизнерадостность, бодрость, оптимизм — качества, которые в сочетании с активностью и энергией и делают этот возраст столь привлекательным.
2.3 Становление
характера в подростковом
Подростковый возраст - это период развития детей от 11-12 до 14-15 лет, (что соответственно приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся 5-7 классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 15-16 годам превращением подростка в юношу или девушку.
Важно отметить, что к этим годам подросток становится зрелым в половом отношении, но его физическое духовное развитие еще далеко не завершено, физическая и духовная зрелость наступает примерно, на 3-4 года позже.
Стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике и к технической новинке, желание быть на «равной ноге» с взрослыми, стремление к активной деятельности,- созерцание не удовлетворяет подростка.
Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, особенно, если это имеет общественное значение, возраст кипучей деятельности, энергичных движений. Эти качества часто находят свое проявление в весьма неорганизованной форме. Соответствующих указаний и внушение со стороны взрослых и в школе и дома более чем достаточно.
Наряду с этим, при правильном
и твердом руководстве
Информация о работе Формирование черт характера в подростковом возрасте