Формирование черт характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определение формирования черт характера у подростков. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие характера;
- определить значение формирование черт характера в подростковом возрасте;
- выявить условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера подростков;
- исследовать формирование черт характера на примере учащихся школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА…………………………………………………………………..
1.1 Понятие характера и его сущность………………………………………..
1.2 Формирование характера…………………………………………………
1.3 Особенности характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………….......
2.1 Условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера в подростковом возрасте………………………………………………………
2.2 Черты характера в подростковом возрасте……………………………….
2.3 Становление характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВА-НИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9 «В» КЛАССА СШ №7 Г.МОЗЫРЯ)………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….
3







6

6

9

13





23



23

29

32







40



46



48



50

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование черт характера в подростковом возрасте.docx

— 91.90 Кб (Скачать файл)

3. Экзальтированный тип (ЭК)

Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в  восторг от радостных событий  и в отчаяние по поводу печальных  событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание  сочетаются с ярким их внешним  выражением.

4. Эмотивный тип (ЭМ)

Характерны высокая чувствительность и глубокие реакции в области  тонких эмоций. Эти люди мягкосердечны, добры, задушевны, эмоционально отзывчивы, высоко развита эмпатия. Все эти  особенности, как правило, хорошо видны  и постоянно проявляются во внешних  реакциях.

5. Тревожный тип (ТР)

Главной особенностью этого  типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов  к такому беспокойству, как правило, нет. Отличаются робостью, иногда с  проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах. 

6. Педантичный тип (ПД)

Хорошо заметным внешним  проявлением этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность  к быстрым переменам, к принятию ответственности.

7. Возбудимый тип (ВЗ)

Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся манера общения и  поведения в значительной мере зависят  не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена  импульсом, влечением, инстинктом или  неконтролируемыми побуждениями. В  области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что часто может  характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.

8. Демонстративный тип (ДМ)

Центральной особенностью этого  типа является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или  событиях, в которых эта личность занимает центральное место.

9. Застревающий тип (ЗС)

Застревающий тип личности характеризуется высокой устойчивостью  аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление  личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда просто не прощается. В связи с этим, окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживания аффекта часто сочетаются с фантазированием, вынашиванием плана ответа обидчику, мести. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, но в сочетании и в контексте вышесказанного.

10. Дистимический тип (ДТ)

Дистимическая личность есть противоположность гипертима. Дистимики  обычно сконцентрированы на мрачных, печальных  сторонах жизни. Это проявляется  во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более  гиперактивность им совершенно не свойственны.

Зная отдельные черты  можно проследить их сочетаемость. Сочетание демонстративных и  педантических черт у акцентуированных личностей не встречается, т. к. демонстративные  и педантичные личности противопоставлены  друг другу в одной и той  же сфере реакций. Для демонстративной  личности в состоянии аффекта  показательны внезапные действия по типу короткого замыкания, в то время  как педантичные личности медлительны, нерешительны. Способность вытеснять  из сознания эмоциональные вопросы, не сразу поддающиеся психологическому решению, у демонстративных личностей  повышена, у педантичных - резко понижена.

Сочетание у акцентуированной личности застревающих и демонстративных  черт часто ведет к честолюбивым устремлениям. При таком типе акцентуации  реакции несостоятельности не имеют  места.

Весьма опасно сочетание  черт застревающей и возбудимой личности, т. к. каждая из этих черт в отдельности  ведет к сильным вспышкам аффекта.

При сочетании застревающих и педантических черт в социальном плане возможны весьма положительные  результаты. Эгоистическая тенденция  застревания смягчается альтруистическими  качествами педантичной личности. 

Анализ и интерпретация полученных результатов. 

После исследования всех испытуемых можно говорить об отсутствии у данных испытуемых следующих черт характера: постоянное пребывание в приподнятом настроении, высокая активность, повышенная аккуратность, осторожность, концентрированность на мрачных, печальных сторонах жизни.

Наиболее часто встречается  циклотимический и тревожный  типы акцентуаций (у 4 испытуемых из 25). Эмотивная акцентуация обнаружена у семи испытуемых. Экзальтированный и возбудимый типы акцентуаций - у 6 человек из 25. Исходя из этого, можно предположить, что лицам с повышенным уровнем невротизации характерны частые смены настроения от радости до огорчения и подавленности, повышенная тревожность, беспокойство, неуверенность в собственных силах. Они мягкосердечны, добры, эмоционально отзывчивы. В некоторых ситуациях характерно проявление бурных, экзальтированных реакций, импульсивное поведение.

Необходимо отметить наличие  нескольких типов акцентуаций у  отдельных испытуемых. Например, у  одного испытуемого выявлено 3 явных  акцентуаций. Наличие большого количества "слабых мест" в характере дает возможность говорить о ранимости  этих личностей, что повышает вероятность  психической травматизации.  

Подводя итог, можно сделать  вывод, что для людей с невротической  тенденцией характерны частые смены  настроения, тревожное беспокойное  состояние, чрезмерная чувствительность, что характерно для циклотимического, тревожного и эмотивного типов акцентуаций.

Педантичный тип акцентуации  не был выявлен ни у одного испытуемого, что позволяет предположить отсутствие у них повышенной аккуратности, тяги к порядку, нерешительности и  осторожности.

Демонстративная акцентуация  встречается наиболее часто (у 17 испытуемых из 25). Это дает возможность предположить, что данным испытуемым характерны потребность  и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания.

Эмотивная акцентуация отмечается у 14 испытуемых из 25. Можно предположить, что в некоторых ситуациях  таким людям свойственны проявление высокой чувствительности, мягкосердечности, доброты, эмоциональной отзывчивости.

С одинаковой частотой (10 из 25) встретились гипертимическая  и экзальтированная акцентуации  характера, что позволяет предположить частое пребывание этих испытуемых в  приподнятом настроении, оптимистический  взгляд на жизнь, бурная, экзальтированная реакция.

Обобщая все вышесказанное  можно отметить, что лицам с  повышенным уровнем психопатизации в большей степени характерны демонстративные черты поведения, потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к  себе внимание. Часто поведение тщеславное, присутствует самовосхваление. В некоторых  ситуациях способны быть отзывчивыми, мягкосердечными, очень часто находятся  в приподнятом настроении и бурно  реагируют на происходящее вокруг. Такие черты характерны для демонстративного, эмотивного, гипертимического и экзальтированного  типов акцентуаций.

Эмотивная акцентуация отмечается у 5 испытуемых из 25. Это дает возможность  предположить у этих людей доброту, мягкосердечие, высокую чувствительность, эмоциональную отзывчивость.

Гипертимическая и педантичная  акцентуации характера не были выявлены ни у одного испытуемого, что позволяет  предположить отсутствие повышенной аккуратности, склонности к порядку, частое пребывание в приподнятом настроении.

Таким образом, можно сделать  вывод, что для испытуемых с высоким  уровнем невротизации и психопатизации в большей мере свойственны бурные, экзальтированные реакции, впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, эмпатия, задушевность, что характерно для  экзальтированного и эмотивного типов акцентуаций характера. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств  личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Характер - это отношение, закрепленное в привычных  формах поведения. Физиологическая  основа характера - это сплав черт типа нервной системы и сложных  устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального  жизненного опыта, воспитания.

Характер не наследуется  и не является прирожденным, а так  же постоянным и неизменным свойством  личности характер формируется и  развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека и  его воспитания.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, когда  говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным.

Развитие характера происходит в процессе активной деятельности в  зависимости от его действий и  поступков. Своеобразие активной деятельности ребенка определяется возрастными  особенностями. В дошкольном возрасте наибольшее значение в развитии характера  имеет игровая деятельность - сюжеты детских игр, игровые роли, взаимоотношения  детей в игре. Уже в старшем  дошкольном возрасте воспитательное значение приобретают трудовые поручения  и дидактические занятия. В школе  формирование характера происходит вначале преимущественно в учебной  деятельности, а затем - все в большей  степени и в труде и в  общественной деятельности. Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном  пути человека.

Среди свойств характера  принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера  оказывают свое действие на широкую  сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера (А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, У. Норман и др.):

1) самоуверенность - неуверенность;

2) согласие, дружелюбие - враждебность;

3) сознательность - импульсивность;

4) эмоциональная стабильность - тревожность;

5) интеллектуальная гибкость - ригидность.

В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты  характера. Подростковый возраст, в отличие от дошкольного и младшего школьного,— это возраст, когда формирование характера приобретает заметное место в общем процессе развития.

В подростковом возрасте формируется  черты Эго-идентичности. Активный физиологический рост, половое развитие и созревание, важность мнения о себе, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы подросткового возраста. Этот возраст относят к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обуславливает его исключительную сложность и противоречивость.

Именно в этом возрасте различные варианты характерологической  нормы выступают наиболее ярко, так  как черты характера не скомпенсированы  жизненным опытом.

В переходном возрасте особенности  характера заостряются, а при  действии психологически неблагоприятных  факторов, которые направлены к «месту наименьшего сопротивления», могут  наступать временные нарушения  адаптации и  отклонения в поведении.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Азаров, Ю.П. Семейная  педагогика / Ю.П.Азаров. – изд. 2-е,  перераб. и доп. – М.: Изд-во политической литературы, 1985.

2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева,Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980.

3. Бодалев, А. А. Психология о личности / А.А.Бодалев. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Богословский, В. В. Общая психология / В.В.Богословский. - М.: Просвещение, 1981.

5. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика / Н.В.Бордовская. - СПб.: Питер, 2005.

6. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р.М.Грановская. - СПб.: Свет, 1997.

7. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г.Ковалев. - изд. 2-ое, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1965.

8. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К.Платонов - М.: Высшая школа, 1984.

9. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д.Левитов. - изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1969.

10. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д.Левитов. - М.: ВЛАДОС, 1997.

11. Леотард, К. Акцентуированные личности / К.Леотард. - Киев: Вища школа, 1989.

12. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей) / А.Е.Личко. - Л.: Медицина, 1979.

13. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е.Личко. - Л.: Медицина, 1983.

14. Немов, Р. С. Психология: Учебное пособие / Р.С.Немов. - М.: ВЛАДОС, 2004.

Информация о работе Формирование черт характера в подростковом возрасте