Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:36, курсовая работа
Цель работы: определение формирования черт характера у подростков. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие характера;
- определить значение формирование черт характера в подростковом возрасте;
- выявить условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера подростков;
- исследовать формирование черт характера на примере учащихся школы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА…………………………………………………………………..
1.1 Понятие характера и его сущность………………………………………..
1.2 Формирование характера…………………………………………………
1.3 Особенности характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………….......
2.1 Условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера в подростковом возрасте………………………………………………………
2.2 Черты характера в подростковом возрасте……………………………….
2.3 Становление характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВА-НИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9 «В» КЛАССА СШ №7 Г.МОЗЫРЯ)………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….
3
6
6
9
13
23
23
29
32
40
46
48
50
15. Общая психология / Состав. Е.И. Рогов. - М. ВЛАДОС, 1995.
16. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф.Обухова. – изд. 2-е. – М.: Пед. общество России, 1999.
17. Островский, Э.В., Чернышев, Л.И. Психология и педагогика. Учеб. пособие / под ред. Э.В.Островского. – М.: Вузовский учебник, 2007.
18. Психология. Учеб. для гуман. вузов / под ред. Н.В.Дружинина. – С-Пб.: Питер, 2001.
19. Психология индивидуальных различий (тексты) / под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова. - М.: изд-во МГУ, 1982.
20. Радугин, А.А. Психология: Учебное пособие для высших уч. Заведений / А.А.Радугин. - М.: Центр, 2003.
21. Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Д.Я.Райгородский.- Самара: Изд. дом БАХРАХ, 1997.
22. Рогов, Е.И. Общая психология / Е.И.Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1998.
23. Страхов, И. В. Психология характера / И.В. Страхов. - Саратов: СГПИ, 1970.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тест «Тип твоего характера»
К каждой шкале из 10-ти относятся свои вопросы. За каждое совпадение по шкале дается один балл, который умножается на поправочный коэффициент. Признаком яркой выраженности характера является величина, превышающая 12 баллов. Основными являются первые два типа характера, которые проявляются в зависимости от ситуации.
1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение?
2. Вы чувствительны к оскорблениям?
3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, беседе?
4. Сделав что-то вы сомневаетесь, все ли сделано правильно и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?
5. В детстве вы были таким же смелым и отчаянным как ваши сверстники?
6. Часто ли у вас
меняется настроение от
7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании?
8. Бывает ли так, что
вы беспричинно находитесь в
таком ворчливом состоянии,
9. Вы серьезный человек?
10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-то?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Вы быстро забываете, если вас кто-то обидит?
13. Мягкосердечны ли вы?
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели, что письмо полностью упало в него?
15. Стремитесь ли вы
всегда считаться в числе
16. Бывало ли вам страшно
в детстве во время грозы
или при встрече с незнакомой
собакой (а может такое
17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?
18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?
19. Любят ли вас ваши знакомые?
20. Часто ли у вас
бывает чувство сильного
21. У вас несколько подавленное настроение?
22. Бывало ли у вас истерика (нервный срыв) хоть раз?
23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?
24. Если по отношению
к вам поступили несправедливо,
25. Раздражает ли вас,
если долго скатерть/занавес
26. Вы в детстве боялись остаться один в доме?
27. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причин?
28. Быстро ли вы начинаете злиться/впадать в гнев?
29. Можете ли вы быть беззаботно веселым?
30. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?
31. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий юмористической программы?
32. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?
33. Склонны ли вы выступать в защиту лиц по отношению к которым несправедливо поступили?
34. Вам страшно (трудно) спускаться в темный подвал?
35. Предпочитаете ли вы такую работу, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысокие?
36. Общительный ли вы человек?
37. На уроках вы охотно декламируете стихи?
38. Убегали ли вы в детстве из дома?
39. Кажется ли вам жизнь трудной?
40. Бывали ли так, что после конфликта (обиды) вы были до того расстроены, что идти на учебу было невозможно?
41. Можно ли сказать, что при неудаче вы теряете чувство юмора?
42. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если бы вас кто- нибудь обидел?
43. Вы очень любите животных?
44. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом (место работы) в таком состоянии, что там ничего не случится?
45. Преследует ли вас мысль иногда, что с вами (вашими близкими) может случиться что-то страшное?
46. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?
47. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?
48. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбил?
49. У вас очень велика потребность общения с другими людьми?
50. Вы относитесь к тем, то при каких либо обстоятельствах впадает в глубокое отчаянье?
51. Вам нравится работа, требующая организаторской деятельности?
52. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?
53. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступят слезы?
54. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего крутятся в голове?
55. В школе вы иногда подсказываете своим товарищам или давали списывать?
56. Бывает ли так, что, ложась спать в хорошем настроении вы на следующий день встаете в подавленном состоянии длящемся несколько часов?
57. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашем доме была на одном и том же месте?
58. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?
59. Бывают ли у вас головные боли?
60. Вы часто смеетесь?
61. Можете ли вы быть приветливыми даже с теми, кого вы явно не цените, не любите и не уважаете?
62. Вы подвижный человек?
63. Вы очень переживаете из-за несправедливости?
64. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее своим другом?
65. Вы очень боязливы?
66. Вы охотно участвуете в кружках художественной самодеятельности?
67. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистично без ожидания радости?
68. Часто ли вас тянет путешествовать?
69. Может ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменится угрюмым и подавленным?
70. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании?
71. Долго ли вы переживаете обиду?
72. Переживаете ли вы длительное время горести других людей?
73. Часто ли вы переписывали страницу вашей тетради, если случайно ставили на ней помарку?
74. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и неосторожностью, чем с доверием?
75. Часто ли вы видите страшные сны?
76. Бывает ли, что стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?
77. В веселой компании вы обычно веселы?
78. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?
79. В беседы вы скудны на слова?
80. Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?
1. Демонстративный.
Да - 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 75, 80. Нет - 54. Коэф. 2.
Стремление выделиться, быть в центре внимания, на виду, жить сегодняшним днем, отличается способностью завоевывать внимание, расположение окружающих, в основном по тем направлениям, где им выгодно.
2. Педантичный
Да - 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 62, 70, 71, 73. Нет - 36. Коэф. 2.
Отличается точностью во всем, стремится соблюдать порядок, требуя от других того же, стремится к основательности во всем, хорошему, обладает высокой добросовестностью, высок инстинкт самосохранения.
3. Ригидный
Да - 2 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 80. Нет - 12, 46, 59. Коэф. 2.
Отличается силой и
постоянством чувств, эмоций. Они не
всегда проявляются сразу, а могут
накапливаться в течение
4. Возбудимый
Да - 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 76. Коэф. 3.
Хорошее, несколько возбужденное состояние. Периоды плохого состояния крайне редки, действия данного типа находятся в прямой зависимости от эмоционального состояния. Чувство долга, обязательства перед кем-то крайне слабо проявляются.
5. Гипертимичный
Да - 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. Коэф. 3.
Хорошее настроение и оптимизм, обладает высокой активностью и предприимчивостью, привлекает других своим обаянием. Непоседа. Успешно генерирует новые идеи.
6. Дистимическо-пессимистичный
Да - 9, 21, 43, 75, 77. Нет - 31, 53, 65. Коэф. 3.
Сниженный фон настроения, в основном видение темных сторон жизни, низкая активность, равнодушие к окружающему миру и людям.
7. Тревожный (сензитивный)
Да - 1, 27, 38, 49, 60, 71, 80. Нет - 5. Коэф. 3.
Преувеличивает сложности и трудности жизни, ищет одобрения у окружающих своих действий, не уверен в себе, своих достоинствах, стремится к позиции, чтобы не было за что ругать, отличается высокой впечатлительностью и чувствительностью.
8. Циклотимический
Да - 6, 18, 28, 40, 50, 61, 72, 74. Коэф. 3.
Быстрая смена настроения, переход от оптимизма к пессимизму, характерны активность и равнодушие, общительность и замкнутость. Его поступки и действия связаны с настроениями, высокая эмоциональность.
9. Аффективно-экзальтированный
Да - 10, 32, 54, 76. Коэф. 6.
Легкий переход от состояния восторга к состоянию печали, бурное проявление восторга и печали.
10. Эмотивный
Да - 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79. Нет - 25. Коэф. 3.
Очень впечатлительный, особая
эмоциональность и
Информация о работе Формирование черт характера в подростковом возрасте